Тренинг уверенности в себе

Разделы: Школьная психологическая служба

Классы: 7, 8, 9

Ключевые слова: тренинг уверененности в себе, тренинг для подростков


Цель: формирование позитивной самооценки и навыков уверенного поведения у подростков.

Ход тренинга

- Добрый день! Я очень рада видеть каждого из вас!

- Сегодня я приглашаю Вас принять участие в тренинге на повышение уверенности в себе. Во время тренинга мы с вами определим вашу самооценку и отработаем навыки уверенного поведения.

Часто можно услышать: «Зазвездился! Самооценка у него завышенная!».

Или наоборот, застенчивому, стеснительному человеку приписывают заниженную самооценку. Да и у кого из нас нет комплексов, идущих за нами из детства? А все они так или иначе связаны с нашей самооценкой.

- Так что же такое самооценка?

На рабочем листе оцените себя по 10-бальной шкале, сложите полученные баллы.

- Что влияет на нашу самооценку?

- Что такое уверенность в себе?

Уверенность в себе - переживание человеком своих возможностей как адекватных задач, которые перед ним стоят в жизни, так и тем, которые он ставит перед собой сам. Уверенность в себе в каком-либо виде деятельности имеет место, когда самооценка человека соответствует его реальным возможностям. Если самооценка выше (ниже) реальных возможностей, имеет место соответственно самоуверенность (неуверенность в себе). Уверенность в себе может стать и устойчивым качеством личности. Неуверенность в себе и самоуверенность часто связаны с отрицательными эмоциональными переживаниями, нарушающими ход психического развития человека.

- Как можно определить уверенного человека? (ответы детей)

Уверенный человек всегда:

  1. Смотрит другим в глаза, даже когда предъявляет человеку претензии и отводит глаза в сторону, когда выслушивают возражения.
  2. Не подходит слишком близко к партнёру, не напирает на него, но и не прячется в стороне, не отгораживается от него стулом, партой, сумочкой или чем-то другим.
  3. Жестикулирует в меру и, как говорится, в тему высказывания.
  4. Говорит достаточно громко, чтобы быть услышанным. Интонация ровная, речь связная, чёткая, логически согласованная.
  5. Умеет выслушать партнёра до конца, не перебивая.
  6. Чувствует себя спокойно, уверенно, не волнуется, не робеет, не агрессивен.
  7. Открыто говорит о своих правах, желаниях, намерениях, действиях, но не капризничает, не стонет и не ноет.
  8. Выражает свои требования от первого лица: «я…», «мне…», «меня…» и т.д.
  9. Говорит кратко и чётко, не разглагольствует, но и не тараторит.
  10. Умеет аргументировать своё мнение, требование, желание, действие однозначно и без витиеватости.

- Встаньте в круг и телом покажите, насколько процентов вы в себе уверены (по результатам вашей самооценки) ?

- Удобно ли вам стоять? а так ходить? Что хочется сделать?

- Встаньте уверенно, улыбнитесь и уверенно назовите свое имя.

Давайте поработаем над нашей самооценкой и уверенностью в себе.

Упражнение «Моя уникальность»

Цель: формирование представления о собственной уникальности.

Время: 10 минут.

Как все мы знаем, на планете нет ни одного человека, подобного нам. Каждый человек неповторим. Но иногда мы об этом забываем. Сейчас я дам вам два фломастера разного цвета. Один передам налево, другой - направо. Учащийся слева, получив фломастер, продолжает высказывание «Я, как все...». Учащиеся, получившие второй фломастер, продолжают высказывание «Я, не как все...». Когда в руках одного из участников встречаются два мяча, ему предоставляется право выбора, какое высказывание продолжать.

Рефлексия:

- Трудно или легко вам было говорить о своих уникальных качествах?

- Какие чувства возникли при выполнении задания?

Упражнение «Я учусь у тебя»

Цель: развитие эмпатии, снятие тревожности.

Время: 10 минут.

Участники передают по кругу цветную нить со словами: «Я учусь у тебя…» (называется качество данного человека, которое действительно обладает ценностью, привлекательностью для говорящего). Задача принявшего нить, прежде всего, подтвердить высказанную мысль: «Да, у меня можно научиться…» или «Да, я могу научить…». Затем он передает нить другому участнику

Рефлексия:

  • Что для вас было важно?
  • Что было трудно?
  • Что понравилось?

Упражнение «Воображение успеха»

Цель: развитие умения использовать воображение для улучшения самовосприятия.

Релаксация.

Сядьте удобно, закройте глаза. Почувствуйте свое дыхание - ровное и спокойное, с каждым выдохом уходит напряжение и тело расслабляется.

Представьте себе, что вы присутствуете на церемонии награждения. Оглянитесь вокруг, какие люди вас окружают, как они одеты, что вручают победителям, как оформлен зал. Представьте, за что вручаются награды… как люди выходят на сцену. И вот объявляют, что первое место заняла….. и вы слышите свое имя! Какие чувства у вас возникли? Представьте, что вы легко и уверенно поднимаетесь п ступеням на сцену и получаете долгожданную награду! Рассмотрите ее, за что вам ее вручили? Вам предоставили возможность для ответного слова, что вы скажете?.. Почувствуйте себя победительницей! Запомните это чувство и сохраняйте в себе!

Зафиксируйте на листах - чувство победы, награду (что вручили и за какое достижение)

Групповая работа «10 заповедей неудачника»

Очень многое в нашей жизни зависит от нашей установки. Если человек сам в себе сомневается и говорит «у меня не получится, я не смогу», то в его жизни вряд ли случится что-либо позитивное. «Неудачники» притягивают к себе проблемы.

Ваша задача сейчас поработать в парах и изменить негативные установки неудачника на установки успешного уверенного человека.

(каждая группа получает по 5 установок)

  • Всегда и везде жди от себя только неприятностей (больших и маленьких).
  • Если на тебя неожиданно свалится успех, сделай все, чтобы его не замечать, или, уж если это совсем невозможно, убеждай себя и всех вокруг, что это, конечно же, случайно, по ошибке и скоро кончится.
  • Будь во всем последовательным и принципиальным. Ни за что и никогда не меняй своих решений и не отступай от своих принципов.
  • Выбери одно из двух - или придерживайся чужих советов, или действуй напролом, как придется. Самое главное - не обращай внимание на то, что в действительности происходит.
  • Изо всех сил уклоняйся от возможностей проверить себя, свои способности. Избегай трудных ситуаций.
  • Со страстью занимайся коллекционированием своих бед и неприятностей. Холь и лелей каждую, ни об одной не забывай. Относись к каждой из них, как к своему личному достоянию.
  • Побольше занимайся самооправданиями. Помни, поиск самооправдания и того, на кого можно свалить вину, - одно из основных интеллектуальных занятий истинного неудачника. Во всех случаях задавай вопрос "Кто виноват?" и никогда "Что делать?".
  • Относись ко всему как можно серьезнее. Не позволяй себе легкомысленного взгляда на вещи.
  • Рассматривай каждый неуспех как окончательное поражение, которое окажет решающее влияние на всю вашу дальнейшую жизнь.
  • Избегай любви к себе!

Упражнение «Афоризмы»

На доске и стенах развешаны афоризмы про счастье и успех. Задача участников - выбрать и записать на свой лист тот, который его больше мотивирует на успех.

  • «Единственное искусство быть счастливым - сознавать, что счастье твое в твоих руках» (Ж.-Ж.Руссо).
  • «Кто сам считает себя несчастным, тот становится несчастным» (Сенека). «Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться, бойтесь повторять ошибки» (Т.Рузвельт).
  • «И после плохого урожая нужно сеять» (Сенека).
  • «Каждый человек стоит ровно столько, во сколько он себя оценивает (Ф.Рабле). «Один видит в луже только грязь, а другой - звезды, все зависит от того, что у человека внутри» (Неизвестный автор).
  • «Для того чтобы избежать критики, надо ничего не делать, ничего не говорить и никем не быть» (Э.Хаббарт).
  • «Верьте в свой успех. Верьте в него твердо, и тогда вы сделаете то, что необходимо для достижения успеха» (Д.Карнеги).
  • «Испробуй все возможности. Всегда важно знать, что ты сделал все, что мог» (Ч.Диккенс).

Итог занятия. Рефлексия

Заполните рефлексию в бланке.

  • Какие чувства испытывали?
  • Что нового узнали о себе, о группе?
  • Чему научились?
  • Как это пригодиться в будущем?
  • Что было важным?
  • Что нужно развивать на будущее?