Цель:
- снижение уровня тревожности путем снятия эмоционального и телесного напряжения;
- развитие творческого воображения, мышления;
- формирование навыков преодоления страхов.
Материал и оборудование: бумага формата А4, А3, краски, баночка с отверстием, анкета обратной связи, бумага с изображением шариков, сказка о Вороненке.
Время: 1 академический час.
1. Упражнение «Эмоциональное приветствие»
Цель: создание доброжелательной атмосферы, настрой на работу.
Техника проведения: педагог-психолог предлагает ребенку по очереди поприветствовать друг друга словами приветствия с различной эмоциональной окраской: грустно, гордо, игриво, весело. Эмоцию нужно прочувствовать. Если один из участников не чувствует той или иной эмоциональной окраски, то говорит слово «Не верю», задача другого участника произнести фразу так, чтобы ему поверили.
Инструкция: подумай, какой фразой ты хотел бы сегодня меня поприветствовать. Сейчас мы по очереди будем приветствовать друг друга своей фразой с различной интонацией. Один из нас произносит фразу с той или иной эмоцией, а другой оценит эмоциональный фон, и если эмоция не похожа, то говорит слово «Не верю», тогда фраза произносится до тех пор, пока эмоция станет похожа. Произнеси приветствие: грустно, гордо, игриво, весело. Начну я.
2. Упражнение «Шарик настроения» (Приложение 1)
Цель: определение настроения в начале занятия.
Материалы и оборудование: лист бумаги с изображением двух воздушных шариков, цветные карандаши.
Техника проведения: педагог-психолог предлагает обратить внимание на два воздушных шарика, нарисованных на листе бумаге, и дорисовать первый так, чтобы он отражал настроение обучающегося в начале занятия.
Инструкция: посмотри, перед тобой лист бумаги с изображением двух воздушных шариков. Дорисуй первый шарик так, чтобы он отражал твое настроение.
Какое у тебя сейчас настроение?
На что оно похоже?
3. Сказка о Вороненке (Приложение 2)
Цель: снижение уровня тревожности, формирование навыков преодоления страхов
Техника проведения: педагог-психолог зачитывает сказку, и после этого обсуждает ее с ребенком.
Инструкция: сегодня я расскажу тебе сказку проВороненка, и мы с тобой ее обсудим.
Обсуждение:
- Что почувствовал Вороненок, когда мама сказала, что ему пора летать?
- Как ты думаешь, Вороненок хотел летать?
- Чего он боялся?
- Почему Вороненок все-таки полетел?
4. Упражнение «Рисование руками»
Цель: помочь ребенку выйти из состояния зажатости на уровне тела и на уровне эмоций.
Материалы и оборудование: большие листы бумаги (ватман, обои), краски.
Техника проведения: перед ребенком краски. Педагог-психолог предлагает ребенку рисовать руками на листах бумаги большого формата, независимо от сюжета сказки о Вороненке. Все это позволяет ребенку расслабиться на уровне тела, так как он вынужден сделать глубокий вздох, широкий взмах рукой, чтобы закрасить большую поверхность. А также расслабиться на уровне эмоций, так как ребенок переживает значимость из-за большой величины изображения, обилия краски.
Инструкция: давай с тобой расслабимся и порисуем. Перед тобой лист бумаги, краски. Необходимо взять понравившеюся тебе краску обмакнуть руку в нее и рисовать, что тебе хочется.
Что ты нарисовал?
Как чувствовал себя во время рисования?
5. Упражнения на снятие напряжения
5.1. Упражнение «Сосулька»
Цель: снятие мышечного напряжение в области рук.
Техника проведения: педагог-психолог зачитывает загадку, ребенок выполняет движения, сказанные в загадке.
Инструкция: давай встанем. Я буду читать загадку, а ты будешь изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, ты сделаешь вдох и поднимешь руки над головой, а на третью, четвертую - уронишь расслабленные руки вниз. Здорово получилось!
Загадка:
У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдет,
Гвоздь упадет.
(В.Селиверстов)
Правильно, это сосулька.
5.2. Упражнение на релаксацию и дыхание «Корабль и ветер»
Цель: обучение умению расслабляться, снимать психоэмоциональное и мышечное напряжение
Техника проведения: педагог-психолог предлагает ребенку немного расслабиться с помощью дыхательного упражнения. Упражнение можно повторить 3 раза.
Инструкция: представь себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давай поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохни в себя воздух, сильно втяни щеки... А теперь шумно выдохни через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давай попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!
6. Обратная связь
Цель: развитие самопонимания, изменение и углубление представлений ребенка о самом себе и присущих ему паттернах поведения.
- Что было интересного на сегодняшнем занятии?
- Какие задания вызвали затруднения?
- Какие задания выполнил легко?
- Какой вывод сделал для себя сегодня?
7. Упражнение «Шарик настроения» (Приложение 1)
Цель: определение настроения в конце занятия.
Материалы и оборудование: лист бумаги с изображением двух воздушных шариков, цветные карандаши.
Техника проведения: педагог-психолог предлагает обратить внимание на два воздушных шарика, нарисованных на листе бумаге, и дорисовать второй так, чтобы он отражал настроение обучающегося в конце занятия.
Инструкция:наше занятие заканчивается. Посмотри, перед тобой снова лист бумаги с изображением двух воздушных шариков. Первый шарик уже показывает твое настроение на начало занятия. Дорисуй второйшарик так, чтобы он отражал твое настроение сейчас.
Какое у тебя сейчас настроение?
На что оно похоже?
8. Упражнение «До скорой встречи»
Цель: развитие эмпатии и создание положительного эмоционального фона.
Техника проведения: педагог-психолог предлагает ребенку попрощаться, помахав друг другу рукой.
Инструкция:итак, нам пора прощаться. Давай это сделаем, помахав друг другу рукой. До скорой встречи!