Коррекционно-развивающее занятие с детьми младшего школьного возраста с негативными психоэмоциональными состояниями. Тема: «Я больше не тревожусь»

Разделы: Коррекционная педагогика

Ключевые слова: младшие школьники


Цель:

  • снижение уровня тревожности путем снятия эмоционального и телесного напряжения;
  • развитие творческого воображения, мышления;
  • формирование навыков преодоления страхов.

Материал и оборудование: бумага формата А4, А3, краски, баночка с отверстием, анкета обратной связи, бумага с изображением шариков, сказка о Вороненке.

Время: 1 академический час.

1. Упражнение «Эмоциональное приветствие»

Цель: создание доброжелательной атмосферы, настрой на работу.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает ребенку по очереди поприветствовать друг друга словами приветствия с различной эмоциональной окраской: грустно, гордо, игриво, весело. Эмоцию нужно прочувствовать. Если один из участников не чувствует той или иной эмоциональной окраски, то говорит слово «Не верю», задача другого участника произнести фразу так, чтобы ему поверили.

Инструкция: подумай, какой фразой ты хотел бы сегодня меня поприветствовать. Сейчас мы по очереди будем приветствовать друг друга своей фразой с различной интонацией. Один из нас произносит фразу с той или иной эмоцией, а другой оценит эмоциональный фон, и если эмоция не похожа, то говорит слово «Не верю», тогда фраза произносится до тех пор, пока эмоция станет похожа. Произнеси приветствие: грустно, гордо, игриво, весело. Начну я.

2. Упражнение «Шарик настроения» (Приложение 1)

Цель: определение настроения в начале занятия.

Материалы и оборудование: лист бумаги с изображением двух воздушных шариков, цветные карандаши.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает обратить внимание на два воздушных шарика, нарисованных на листе бумаге, и дорисовать первый так, чтобы он отражал настроение обучающегося в начале занятия.

Инструкция: посмотри, перед тобой лист бумаги с изображением двух воздушных шариков. Дорисуй первый шарик так, чтобы он отражал твое настроение.

Какое у тебя сейчас настроение?

На что оно похоже?

3. Сказка о Вороненке (Приложение 2)

Цель: снижение уровня тревожности, формирование навыков преодоления страхов

Техника проведения: педагог-психолог зачитывает сказку, и после этого обсуждает ее с ребенком.

Инструкция: сегодня я расскажу тебе сказку проВороненка, и мы с тобой ее обсудим.

Обсуждение:

- Что почувствовал Вороненок, когда мама сказала, что ему пора летать?

- Как ты думаешь, Вороненок хотел летать?

- Чего он боялся?

- Почему Вороненок все-таки полетел?

4. Упражнение «Рисование руками»

Цель: помочь ребенку выйти из состояния зажатости на уровне тела и на уровне эмоций.

Материалы и оборудование: большие листы бумаги (ватман, обои), краски.

Техника проведения: перед ребенком краски. Педагог-психолог предлагает ребенку рисовать руками на листах бумаги большого формата, независимо от сюжета сказки о Вороненке. Все это позволяет ребенку расслабиться на уровне тела, так как он вынужден сделать глубокий вздох, широкий взмах рукой, чтобы закрасить большую поверхность. А также расслабиться на уровне эмоций, так как ребенок переживает значимость из-за большой величины изображения, обилия краски.

Инструкция: давай с тобой расслабимся и порисуем. Перед тобой лист бумаги, краски. Необходимо взять понравившеюся тебе краску обмакнуть руку в нее и рисовать, что тебе хочется.

Что ты нарисовал?

Как чувствовал себя во время рисования?

5. Упражнения на снятие напряжения

5.1. Упражнение «Сосулька»

Цель: снятие мышечного напряжение в области рук.

Техника проведения: педагог-психолог зачитывает загадку, ребенок выполняет движения, сказанные в загадке.

Инструкция: давай встанем. Я буду читать загадку, а ты будешь изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, ты сделаешь вдох и поднимешь руки над головой, а на третью, четвертую - уронишь расслабленные руки вниз. Здорово получилось!

Загадка:

У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдет,
Гвоздь упадет.
(В.Селиверстов)

Правильно, это сосулька.

5.2. Упражнение на релаксацию и дыхание «Корабль и ветер»

Цель: обучение умению расслабляться, снимать психоэмоциональное и мышечное напряжение

Техника проведения: педагог-психолог предлагает ребенку немного расслабиться с помощью дыхательного упражнения. Упражнение можно повторить 3 раза.

Инструкция: представь себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давай поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохни в себя воздух, сильно втяни щеки... А теперь шумно выдохни через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давай попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!

6. Обратная связь

Цель: развитие самопонимания, изменение и углубление представлений ребенка о самом себе и присущих ему паттернах поведения.

- Что было интересного на сегодняшнем занятии?

- Какие задания вызвали затруднения?

- Какие задания выполнил легко?

- Какой вывод сделал для себя сегодня?

7. Упражнение «Шарик настроения» (Приложение 1)

Цель: определение настроения в конце занятия.

Материалы и оборудование: лист бумаги с изображением двух воздушных шариков, цветные карандаши.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает обратить внимание на два воздушных шарика, нарисованных на листе бумаге, и дорисовать второй так, чтобы он отражал настроение обучающегося в конце занятия.

Инструкция:наше занятие заканчивается. Посмотри, перед тобой снова лист бумаги с изображением двух воздушных шариков. Первый шарик уже показывает твое настроение на начало занятия. Дорисуй второйшарик так, чтобы он отражал твое настроение сейчас.

Какое у тебя сейчас настроение?

На что оно похоже?

8. Упражнение «До скорой встречи»

Цель: развитие эмпатии и создание положительного эмоционального фона.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает ребенку попрощаться, помахав друг другу рукой.

Инструкция:итак, нам пора прощаться. Давай это сделаем, помахав друг другу рукой. До скорой встречи!