Глобальная информатизация - одна из доминирующих тенденций развития общества XXI века. Благодаря стремительному росту информационных и коммуникационных технологий возникает новая информационная среда обитания, формируется информационное общество. Образовательная система, в этой связи, должна умело отвечать новым вызовам, готовить подрастающее поколение к выбору профессиональной деятельности в высоко информационной среде.
В настоящее время «профориентация» понимается как целенаправленная комплексная деятельность по подготовке молодёжи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными интересами, способностями и общественными потребностями в кадрах.
Цели профориентационной работы в школе:
- оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
- выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
В профориентационной работе могут быть использованы различные технологии и методы обучения, в число которых входят информационно-коммуникационные технологии. Стремительно развивающаяся компьютерная техника и Интернет являются реальным ресурсом для обновления форм и принципов профориентационной работы.
Используя Интернет возможно комплексно решать задачи профессионального самоопределения. Здесь можно пройти профориентационное тестирование с целью определения своих способностей и личных качеств, получить рекомендации по приоритетным профессиям и изучить сайты, где находятся описания данных профессий.
Особое значение имеют сайты, предоставляющие информацию об учебных заведениях, особенностях поступления и обучения, а также позволяющие ознакомиться с рейтингами учебных заведений и оценить востребованность их выпускников.
Наиболее посещаемые и интересные ресурсы сети, посвящённые профориентации:
- http://profvibor.ru/ - электронный музей, в котором содержится банк видеофильмов о профессиях, радиопередачи, видеоэкскурсии и профориентационные мультфильмы.
- https://proforientator.ru/ - сайт, который содержит много тематических статей по вопросам выбора профессии, а также описания большого количества профессий с учётом их востребованности на современном рынке труда.
- https://www.ucheba.ru/ - актуальная информация о лучших вузах России, об образовании за рубежом, о рейтингах учебных заведений.
- www.examen.ru - база данных по учебным заведениям с информацией о вступительных экзаменах, подготовительных курсах, специальностях, а также публикации, нормативные документы и новости, относящиеся к высшему образованию.
- http://www.moeobrazovanie.ru/ - полезный сайт для учеников и учителей.
На профориентационных занятиях в образовательном процессе можно также использовать готовые программные продукты с различными психологическими тестами, такими как:
- карта интересов Г.В.Резапкина;
- тест Шмишека (тест на определение уровня акцентуализации характера);
- тест темперамента Айзенка;
- тест профессионального предпочтения;
- тест на коммуникативные и организаторские способности и др.
Выбор профессии - одно из важнейших решений, принимаемых в жизни. Как не ошибиться при выборе профессии? Где получить консультацию по профориентации? Какая профессия подходит больше всего? Ответы на эти и другие вопросы ученик может найти в виртуальном кабинете профориентации.
Виртуальный кабинет профориентации - одна из новых форм организации профориентационной работы. Он создается на сайте общеобразовательной организации как форма интерактивного общения и является электронным информационным ресурсом. Работа виртуального кабинета направлена на активизацию обучающегося, формирование у него стремления к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных знаний о своих способностях, о перспективах своего профессионального пути.
Кроме электронных ресурсов и программ, информационные технологии позволяют также использовать новые инструменты в профориентации, такие как, например, геймификация. Геймификация - это новый тренд в образовании, который предполагает вовлеченность в деятельность через игровые процессы и даёт возможность моделировать своё будущее. Этот метод понятен и интересен «цифровому» ребенку. В условиях игровой реальности, выполняя различные задания и тесты, школьнику гораздо интереснее ознакомиться с миром профессий, получить их описание и информацию о соответствующих вузах.
Таким образом, ИКТ могут также дополнять традиционные формы работы, позволяя, например, виртуально провести экскурсию на производстве, стать участником online-конференции с руководителем предприятия или успешным бизнесменом. Благодаря таким экскурсиям обучение выходит на качественно новый уровень, за счёт совмещения познавательного процесса с полным погружением. Результат виртуальной экскурсии - это полное ощущение реальности происходящего, наглядность изучаемого материала, возможность контроля знаний в виде тестов.
Профессиональное самоопределение - сложный, непрерывный процесс, который в современных условиях осуществляется не только в стенах школы, он сопровождает человека всю жизнь. Однако, используя современные методы в профориентационной работе и зная компетенции ребёнка, школа может помочь ему сделать выбор перспективной и востребованной профессии.