Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе. Тема: "Звук [ж] и буква Ж"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: логопедическое занятие, обучение грамоте, старшая группа, звук [ж] буква Ж ж


Цели:

Коррекционно-обучающие:

  • упражнять детей в определении позиции звука [ж] в слове (начало, середина), в звуко-слоговом анализе слов;
  • упражнять в употреблении предлога между, составление предложений по опорному слову;
  • автоматизировать звук «Ж» в слогах, словах, предложениях
  • активизировать и расширять словарь детей по теме «Насекомые».
  • познакомить с буквой Ж.

Коррекционно-развивающие:

  • развитие фонематического слуха и фонематического восприятия
  • развитие артикуляционной моторики
  • развитие логического мышления, внимания
  • развитие тонких движений пальцев рук ;
  • развитие зрительного вос­приятия.
  • формирование навыка чтения;

Коррекционно-воспитательные:

  • формирование положительной установки на участие в занятии
  • воспитание доброжелательных отношений, воспитание усидчивости.

Оборудование: Картинка жука ЖУЖИ, индивидуальные схемы, звуковые окошки, звуковой автобус, картинки для заданий, слоговая пирамида, буква ж - пазл, слоги, слоговое панно, раскраски с насекомыми, поляна с насекомыми.

Ход занятия

1. Организационный момент

- Настраиваемся на занятие (дети стоят в круг):

  • стимуляция биолог. активных точек (самомассаж пальцев рук, ушн. раковин)
  • артикуляционная гимнастика:

«Вкусное варенье», «Качели».

- Сядет тот, чьё имя начинается….

2. Знакомство со звуком [ж]

Загадка.

Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь. (Жук)

- Демонстрация жука Жужи. Он прилетел к нам, чтобы побольше узнать о его любимом звуке Ж. Научим его играть со звуками? Послушайте, как жужжит жук.

3. Анализ артикуляции звука [ж]

Детианализируютпроизношениезвука [ж]. (язык поднимается за верхние зубки чашечкой, губки круглые как Окошко, зубки Заборчиком).

- Если для звука есть преграда, скажите, какой это звук? (Согласный)

- Звук Ж согласный, нам нужно понять звонкий он или глухой. (рука на горлышке, Наушники)

- Какой кружок поднял наш помощник? (синий) Почему он не показал зелёный кружок?

4. Игра «Поймай звук»

- Если услышите в слове звук [ж], хлопните в ладошки.

жук

кружит

крылышки

глазки

усики

жужжит

важный

ползет

лужок

5. Выделение звука [ж] из состава слова

а) Определение лишней картинки, в которой нет звука Ж «что лишнее?»

б) Позиция звука (начало, середина). «Автобус». Журавль, моржи, лыжи, желудь, подснежники, жук.

в) Деление слов на слоги «Свои ушки напрягай, слова на слоги разделяй»

Жук, ножи, жираф, пижама, художник, ножницы.

6. Физминутка «Железный дровосек»

7. Игра «Шифровщики». Звуковой анализ слова

ЖУК

- Сколько звуков в слове? (звуковая линейка)

- Сколько гласных?

- Сколько согласных?

8. Знакомство с буквой Ж

- Сколько элементов у буквы Ж? Какие это эле­менты? Чем буква Ж похожа на жука?

Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом, точно жук,
Издает жужжащий звук: Ж.

- Чтение слогов по панно.

- Чтение по карточкам.

- Собрать букву пазл.

9. Итог

- Наш гость Жужа очень многое узнал сегодня о своем любимом звуке.

- Давайте вспомним характеристику звука Ж. Попрощаемся с жуком и отправим его на лужайку к другим насекомым, может он и их тоже научит чему-нибудь.

- Составление предложений с предлогом между.

Жук не зря у нас гостил,
Букву Ж он изучил.
И за знания в ответ
Нам оставил свой портрет.

Дети получают раскраски жуков.