Урок русского языка "Части слова. Корень. Суффикс. Приставка"

Разделы: Начальная школа

Классы: 2, 3, 4

Ключевые слова: русский язык


Этапы урока

Содержание, деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оргмомент

- Сегодня мы опять путешествуем по океану Знаний встране Морфемике. Это страна интересна тем, что состоит из островов. Мы, конечно же, посетим эти острова жители которых нам уже знакомы. Вы готовы к этому?
- Вы допускаете ошибки?
- Как Вы считаете, стоит ли нам побороться с ошибками?
- А отслеживать ошибки нам помогут наши таблички, на которых выстроен план урока.

№ задания

Приставка

Корень

Суффикс

1. Чистописание

2. Составление алгоритмов

3. Распознавание орфограмм и подбор слов

4. Орфографическая работа, подбор однокоренных слов

5. Составление предложения по опорным словам

6. Составление текста

7. Разбор слов по составу

- Что же это за страна такая Морфемика?

В этой стране живут части слова.
С чего начнём, друзья, урок?

Нас приглашает чистописание

Разминка.

Мы учимся письму
Для чего? И почему?

(Показ на тетрадь)

Из крючков, Из крючков
Из кружков, Из кружков
Сможем буквы написать
Если будем мы стараться
Буквы будут получаться.

Чистописание

Доска: по, об, под, к, оньк, овик.

- Какие качества письма мы будем отрабатывать? (наклон, высоту, ширину, округлость элементов, расстояние между словами).

- На доске мы видим буквосочетания. Где использовано нижнее, а где верхнее соединение? Запишите в тетради.

1 вариант - запишите сочетания которые могут являться суффиксами, приставками.

Вы не забыли, над какой темой мы работаем? (Состав слова, словообразование).

Каким морфемам мы уделяем на уроках особое внимание? (приставка, корень, суффикс)

- А предлог? (нет, это служебное слово, а не часть слова. Он служит для связи слов в предложении).

Сейчас мы попробуем повторить (составить) алгоритмы ответа на вопросы:

- Что такое приставка?

- Что такое корень?

- Что такое суффикс?

- У Вас таблички вперемежку, выберите нужные карточки к каждому из понятий.

- Проверка.

- Ребята, а зачем мы изучаем состав слова? (Чтобы хорошо видеть и определить орфограммы в слове.)

Дети работают в группах.

Работа у доски.

Актуализация деятельности

Давайте определим некоторые из них.

Непроверяемые безударные гласные в корне слова.

Безударная гласная в приставке (занёс, пришёл).

Безударная гласная проверяемая ударением.

Орфографическая работа

Рисунок березы.

- Что мы видим на рисунке?

(Берёза. Лиственное дерево с белой (реже тёмной) корой и с сердцевидными листьями. Из древесины берёзы делают фанеру различных сортов, лыжи, из бересты - поделки, украшения. Берёза живёт 80-100 лет, иногда дольше. В лесу её высота достигает 25 метров.

Для каждого русского человека белоствольная берёза - символ родной земли, частичка Родины. Среди дубрав и берёзовых

рощ Л.Н.Толстой черпал вдохновение для творчества. Когда великий русский композитор М.И.Глинка возвращался на Родину, то переезжая границу, он оставлял свой экипаж выходил на дорогу и низко кланялся белой берёзке. Писатели, поэты, художники никогда не разделяли понятия «берёза», «Родина», «любовь».

Например строки из стихотворения:

Прокофьев
Люблю берёзку русскую
То светлую, то грустную
В белом сарафанчике
С платочком в кармашках...

Н.Рубцов
Русь моя, люблю твои берёзы
С первых лет я сними жил и рос...

Как Вы догадались слово «берёза» с непроверяемые безударной гласной (словарное) - Какое? Откроем орфографическую тетрадь стр.2. Здесь мы видим, в №1, как удобнее запомнить правописание этой гласной. Запишем это слово на верхней строке. Обратимся к истокам этого слова №2 Д/з. №4 стр.2 (орфогр. тетрадь) Подберём однокоренные слова: Берёзка, берёзонька, подберёзовик, берёзовый.

Физминутка (под музыку леса)

Спала берёзка и вдруг проснулась
Больше спать не захотела
Шевельнулась,
К солнышку потянулась
А в один из тёплых дней
Май серёжки подарит ей.

Используя алгоритм которые мы составили, в карточках, которые у Вас на партах выделите приставку, корень и суффикс. Белые берёзу укрылась снега принакрылась накрылась

- Самопроверка (На доске правильные разборы)
- Хорошее у вас предложение записано на карточке? (Это не предложение так как:
- Нет точки в конце.
- Не выражена законченная мысль.
- Слова не связанны по смыслу). Смысл каждого слова понятен? (Лексическое значение заключено в корне.)
- Что же нужно сделать, чтобы была связь слов? (Изменить окончания некоторых слов)
Составляем предложения.
Какой глагол употребим?
- укрылась (вся целиком)
- накрылась (только верхушка)
- принакрылась (местами)
Белая берёза принакрылась снегом. Это предложение из стихотворения С.Есенина «Берёза» у него употреблено слово - принакрылась.

Запишем это предложение в тетрадь. Какая часть слова помогла нам составить предложение? (окончание - оно служит для связи слов в предложении)

А сейчас мы поработаем в парах и составим текст из рассыпанных предложений. Кто готов зажигаем звёздочку.
1. Берёза - символ родной земли.
2. Это дерево радует человека своей красотой.
3. Входишь в берёзовую рощу и чувствуешь запах молоденьких листочков.
4. Хочется прислушаться к шелесту белоствольных красавиц.
5. Именно здесь чувствуешь любовь к русской природе.
- Запишите 2 первых предложения.
- Выпишите слова обозначенные звёздочкой и разберите по составу.

Дети работают в парах.
Рефлексия

- В какой стране мы побывали?
- Алгоритмы, каких правил повторили?
- Были ли задания вызывающие затруднения?
- Посмотрите на свои таблички, много ли ошибок было допущено?
- Довольны ли вы результатом?
- Как оцениваете свою работу свою работу на уроке?
- Зафиксируйте в дневниках и тетрадях.

Д\з. Орфог. тетрадь стр.2 №4.