Данный материал будет полезен учителям-логопедам, дефектологам для коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста. В игровой форме представлены упражнения на активизацию лексического запаса, умение делить слова на слоги, произносить слова слоговой структуры 7-го класса, навыка образования притяжательных прилагательных, антонимов, а также задания на синтез и анализ слогов, слов, отгадывание ребуса. Желаю творческих успехов!
Задачи:
Образовательные:
- Расширять и активизировать словарный запас.
- Упражнять в умении делить слова на слоги, подбирать к словам слоговые схемы.
- Упражнять в умении чётко произносить слова слоговой структуры 7 - го класса при образовании притяжательных прилагательных; подбирать антонимы к разным частям речи.
- Упражнять в умении анализировать гласные и согласные звуки, объяснять свой выбор (по глухости - звонкости, твёрдости и мягкости)
- Упражнять в умении выполнять синтез слов, подбирать и договаривать слова с заданным слогом.
- Упражнять в умении отгадывать ребус по средствам загадок.
Развивающие:
- Развивать фонематический слух.
- Развивать зрительное восприятие и внимание.
- Развивать речевой слух.
Воспитательные:
- Формировать навыки сотрудничества.
- Воспитывать доброжелательность, самостоятельность и инициативу.
Оборудование: стулья, доска 2 шт, металлофон, кубики, мяч, стол 2 шт., конверт, письмо с текстом, волшебная палочка, волшебные слова, кубики с заданиями (точки, ладошка, та - ка - па, са - со - су, цепочки с ударением, артикул. АОУИ), буквы: Л, А, С . (точка), ромашка - загадка (лепестки с буквами), лепестки с буквами А, У, М, К, П, Т, квадраты для анализа звуков красный, синий, синий с колокольчиком + слоги на карточках: МА - машина, мама, малина, КО - кот, ком, комок, колбаса, СО - сом, сон, сок, собака, сосиски, ТА - танк, тапки, Таня, танкист, НО - нос, носок, носорог, ПА - папа, панама, палка, серединка ромашки с буквой А, заяц, кошка, собака, белка, волк, медведь + трава + домики (с одним, двумя, тремя окошками), три цветные дорожки, точка, сундучок, записка, прописи, бумажная фея.
Ход занятия
Дети вместе с логопедом заходят в группу.
- Ребята, посмотрите, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся с ними и подарим им свои улыбки, а они тоже улыбнуться нам.
- А сейчас мы познакомимся с нашими гостями. Послушайте внимательно задание: разделите своё имя на слоги. В этом помогут вам музыкальные инструменты, мяч, кубики. А можно своё имя прошагать или прохлопать.
Ме - ня зо - вут Ксю - ша (ребёнок делит фразу на слоги и выкладывает кубики)
Мо - ё и - мя Го - ша (отбивает мяч)
Я Са - ша (производит удары по металлофону)
Ме - ня зо - вут Се - рё - жа (хлопает в ладоши)
Мо - ё и - мя А - ня (шагает)
(оценка работы детей)
- Ребята, вы верно справились с заданием, разделили своё имя на слоги, тот кто ни разу не ошибался, молодец…
- Ребята, сегодня утром у себя на столе я нашла конверт. Ребята, а что может быть в нём? (Ответы детей) Давайте посмотрим, что в нём лежит? (Педагог открывает конверт и достаёт письмо).
- Ребята, здесь письмо.
«Дорогие ребята, в моей стране Увлекательных слов случилась беда, злой волшебник Буквоед заколдовал меня и спрятал в волшебном сундучке. Помогите мне. Я знаю, что вы обязательно поможете. Оставляю вам волшебную палочку, которая поможет попасть в страну слов. Поспешите скорее в путь!». («Фея слов»)
Ребята, вы готовы помочь Фее и отправиться в путешествие в страну Увлекательных слов, ведь по дороге нас ждут испытания? (Да). Ну тогда вперёд!
- Вспомните, ребята, что нам прислала Фея, чтобы попасть в эту страну?
- Посмотрите, а в конверте лежит волшебная палочка, с помощью неё мы и перенесёмся в сказочную страну.
Инструкция: Но только нужно верно повторить волшебные слова и не ошибиться.
1. «Повтори слоговые цепочки»
Па - ба - па, та - га - ка, со - су - сы, аль- оль - уль.
Ста - сто - сту; спа - спо - спо, зна - зна - зну; шпа - шпо - шпу.
Педагог говорит: «Палочку волшебную кручу, с ребятами в волшебную страну я улечу»
- Ребята, вот мы с вами и в волшебной стране слов.
2. «Звуковые кубики»
- Ребята, а вот и первое испытание «Звуковые кубики» (инд. задания). Садитесь в кружок на ковёр.
Инструкция: каждый из вас достанет кубик и выполнит задание на нём. Будьте очень внимательными.
- Ксюша, произнеси звук А столько раз, сколько точек на кубике (А-А-А-А)
- Лёня, произнеси звук О столько раз, сколько хлопну в ладоши (О-О-О)
- ….., угадай, какие звуки я загадала, произнеси их голосом (узнавание звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их голосом: АОИ)
-…., сосчитай, сколько слогов я произнесла (та - ка - па)
- скажи на один слог меньше, чем я са - со - су (са - со…)
- прохлопай с ударением цепочку
С первым испытанием справились!
Ребята, остался один кубик, на нём буква: назовите эту букву - это буква Л.
- Возьмём её с собой и пойдём дальше.
- Ребята, это «Цветочная поляна звуков». Как много здесь цветов, но нам нужен только один, а какой, вы узнаете, если отгадайте загадку:
Что за чудо на поляне
В дивном белом сарафане
И зелёная рубашка
С жёлтым пятнышком... (Ромашка)
- Найдите ромашку среди цветов. В этой сказочной стране ромашка не простая, сорвите каждый по лепестку и сами всё увидите. (Дети срывают). (На каждом лепестке написана буква).
Дети садятся на стулья
- Инструкция: Прочитайте буквы, превратите их в звуки. Дети произносят звуки:
- У меня буква А и звук А, - У меня буква У и звук У, М, К, П, Т.
Инструкция: Подумайте и выберите для своего звука нужный квадрат и встаньте рядом с ним: для гласных - красный, для согласных - синий.
- ПОЧЕМУ ТЫ ВЫБРАЛ КРАСНЫЙ квадрат? Дети объясняют свой выбор. - Я выбрал красный квадрат, потому что звук А гласный…Я выбрал синий квадрат, потому что звук К согласный, я выбрал синий квадрат с колокольчиком, потому что звук М согласный, звонкий, твёрдый и т.д.
- А теперь переверните квадрат, прочитайте написанный на нём слог и придумайте слово с этим слогом
МА - машина, мама, малина
КО - кот, ком, комок, колбаса
СО - сом, сон, сок, собака, сосиски
ТА - танк, тапки, Таня, танкист
НО - нос, носок, носорог
ПА - папа, панама, палка
Оценка: Ребята вы справились с заданиями, вы правильно дали характеристику звукам, постарались придумать слова с заданным слогом.
- Ребята, а центре ромашки написана буква, назовите эту букву. Буква А.
Возьмём с собой букву А, она нам обязательно пригодиться.
3. «Слоговые домики»
- Ребята, мы с вами оказались в одном из волшебных городов страны Увлекательных слов. (Садитесь на стулья) Посмотрите, жители этого города спрятались. Испугались волшебника Буквоеда. Узнаем, кто в нём живёт.
- Если это хвост зайца. Чей это хвост? Это заячий хвост. (реб - к забирает кар)
- Если это хвост кошки? Чей это хвост? Это кошачий хвост.
- Если это хвост собаки? Чей это хвост? Это собачий хвост.
- Если это хвост белки? Чей это хвост? Это беличий хвост.
- Если это хвост медведя? Чей это хвост? Это медвежий хвост.
- Если это хвост волка? Чей это хвост? Это волчий хвост.
- Дома в этом городе не простые. (На столах слоговые домики).
Инструкция: В домике с одним окном, живут слова, в которых один слог, в домике с двумя окнами живут слова, в которых два слога, в домике с тремя окнами - живут слова с тремя слогами.
Инструкция: Возьмите любое животное и разделите это слово на слоги, посчитайте количество слогов, найдите нужный домик - схему для названия животного. (Дети объясняют свой выбор). - В слове «за - яц» два слога. и т.д.
- Ребята, в траве лежит буква, назовите её.
- Это буква С
4. «Длинное - короткое слово»
- Ну что, ребята, пойдём дальше. Посмотрите, перед нами «волшебные» дорожки, дорожки не простые. Инструкция: Выберите себе любую дорожку, встаньте около неё. Нас ждёт следующее испытание. Послушайте задание: я назову слово, а вы скажите слово «наоборот» и прошагаете это слово по своей дорожке. С дорожки уходить нельзя. Нам нужно узнать, какое слово самое короткое. Готовы?
Грустный - весёлый (ребёнок шагает по дорожке, делит слово на слоги)
Низкий - высокий
Молчать - говорить
Грязный - чистый
Белый - чёрный
День - ночь
- Ребята, какое слово самое короткое?
- Самое короткое слово «НОЧЬ».
- Под самой короткой дорожкой лежит ещё одна подсказка, которая нам обязательно пригодится. (Педагог достаёт «Точку» - знак препинания).
- Ребята, а вот мы с вами и нашли волшебный сундучок Феи.
- Ребята, на нём записка (читаю)
5. «Сундучок откроется только тогда, когда вы отгадаете и назовёте слово из букв, которые вы собрали»
«Ребус».
- Я догадалась, нам нужно выложить буквы по-порядку и отгадать слово из собранных нами букв, прочитать буквы первого слога и назвать словом то, что стоит в конце.
ЛАС.
- Ребята, вы правильно отгадали, это слово ЛАСТОЧКА.
Педагог открывает сундучок.
- Мы освободили Фею страны слов. (педагог благодарит детей за помощь).
- Ребята, где мы с вами сегодня побывали?
- Какое задание оказалось самое трудное?
- Какое задание понравилось больше всего?
Оценка работы детей.
- Ребята, за то, что вы помогли Фее слов, справились со всеми испытаниями, Фея приготовила для вас сюрпризы - прописи, чтобы вы и дальше смогли путешествовать по стране Грамматике и научились красиво писать и читать. (педагог раздаёт прописи, оценивает работу каждого на занятии).
Список литературы
- Агранович, З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2000. - 48 с.
- Большакова, С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Методическое пособие. 2-е изд. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 64 с.
- Дедюхина, Г.В. Работа над ритмом в логопедической практике: метод. пособие / Г.В.Дедюхина. - Айрис - пресс, 2006. - 64 с.