Высшее искусство учителя -
пробуждать радость познания и
творческого самовыражения…
Альберт Эйнштейн
Цель урока: популяризация науки математики.
Тип урока: обобщающий урок с применением элементов Скрам.
Формируемые УУД
- Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности, формирование умений самостоятельно определять цели и составлять планы; использовать все возможные ресурсы для достижения целей.
- Метапредметные : развитие математической культуры.
- Предметный результат: обобщение и систематизация знаний по теме «Квадратные уравнения», расширение знаний о применении квадратных уравнений.
Оборудование: компьютер, проектор, документ-камера, телефоны, колонки, Интернет.
План урока:
- Организационный момент (1 мин)
- Актуализация опорных знаний (5 мин)
- Распределение ролей, выдача заданий. Групповая работа с применением элементов СКРАМ (2 мин)
- Выполнение работы по группам. Заполнение маршрутных листов (7 мин)
- Презентация результатов по группам (18 мин )
- Подведение итогов групповой работы (3 мин)
- Итоговая индивидуальная работа, тест в режиме «ЯКЛАСС» (7 мин)
- Подведение итогов урока, домашнее задание (2 мин)
Ход урока
1. Организационный момент (1 мин)
Учитель: Здравствуйте. Я, как генеральный директор, корпорации «Умники и Умницы» собрала вас на срочное совещание. К нам приехали гости, которые хотят увидеть работу корпорации, поэтому мы сегодня проведем экскурсию по отделам нашей корпорации. Тема сегодняшнего совещания « Квадратные уравнения».
Наша задача - доказать важность квадратных уравнений, их прикладное значение.
Все отделы, т.е. все сотрудники корпорации будут выполнять задания, направленные на популяризацию квадратных уравнений.
Каждый отдел получает маршрутный лист, в котором будет указываться результат работы каждого сотрудника отдела. Отдел выбирает Мастера (организатора), который будет организовывать работу вашего отдела. После выполнения задания каждый отдел должен будет выступить с рассказом о своей работе.
2. Актуализация опорных знаний. 5 мин (презентация)
Учитель: А сейчас в качестве подготовки к серьезной работе мы выполним корпоративное задание все вместе.
1. Как называется равенство с переменной? (уравнение)
2. Какое название имеет уравнение второй степени? (квадратное)
3. От чего зависит количество корней квадратного уравнения? (от значения дискриминанта)
4. Как называется квадратное уравнение, у которого первый коэффициент 1? (приведенное)
5. Есть у любого слова, у растения, и может быть у уравнения? (корень)
6. Выберите квадратные уравнения
А) 10х2 + 7 = 0
В) 15 - 19х = 0
С) 4х2 - 3х - 9 = 0
Д) 7х2 + х3 - 16 = 0
(Ответ: А, С)
7. Решить уравнение х2+ 9 = 0
А) 9
В) ±9
С) ±3
Д) нет корней
(Ответ: Д)
8. Решить уравнение
х2 + 7х = 0
А) 0
В) 0 и 7
С) 0 и -7
Д) нет корней
(Ответ: С)
9. Сколько корней имеет уравнение?
2х2 + 3х - 14 = 0
А) 1
В) 2
С) 3
Д) нет корней
(Ответ: В)
10. Сколько корней имеет уравнение х2 - 2х + 9 = 0
А)
1 В)
2 С)
3 Д) нет корней
(Ответ: Д)
Учитель: Молодцы. Все сотрудники, которые активно участвовали в коллективном деле, давали верные ответы в маршрутных листах проставьте 1 балл.
3. Групповая работа с элементом технологии СКРАМ (7 мин)
Класс длится на 6 групп (по 4 человека). Дети не пересаживаются, делятся по партам , как сидели (1 парта+ 2 парта, 3 парта + 4 парта, и т.д.) Группы разноуровневые.
Каждая группа получает задание и маршрутный лист.
Учитель: Уважаемые сотрудники. Во время экскурсии нам надо показать отделы корпорации и я условно поделю вас на 6 отделов. Сейчас каждый отдел получит задание и будет представлять свой отдел. Каждому отделу на подготовку задания отводится 7 мин., можете советоваться, помогать друг другу ,заранее оформить схемы, чертежи, рисунки на доске, т.е. подготовиться к защите своего отдела, не забудьте выбрать в отделе СКРАМ - Мастера (Организатора), который будет организовывать работу отдела. После выполнения весь отдел представляет свою работу.
4. Задания по отделам
1. Исторический отдел
Отдел получает текст. Из предложенного текста выберите самое важное и подготовьте выступление об истории квадратных уравнений. При докладе можно использовать иллюстрации.
История квадратных уравнений
Квадратные уравнения в Древнем Вавилоне
Необходимость решать уравнения не только первой, но и второй степени ещё в древности была вызвана потребностью решать задачи, связанные с нахождением площадей земельных участков и с земляными работами военного характера, а также с развитием астрономии и самой математики.
Квадратные уравнения умели решать вавилоняне, около 2000 лет до н.э. Применяя современную алгебраическую запись, можно сказать, что в их клинописных текстах встречаются квадратные уравнения
Х2 + Х = 3/ 4
Правило решения этих уравнений, изложенное в вавилонских текстах, совпадает по существу с современным, однако неизвестно, каким образом дошли вавилоняне до этого правила. Почти все найденные до сих пор клинописные тексты приводят только задачи с решениями, изложенными в виде рецептов, без указаний относительного того, каким образом они были найдены.
Квадратные уравнения в Индии
Задачи на квадратные уравнения встречаются уже в астрономическом трактате «Ариабхаттиам», составленном в 499 г. индийским математиком и астрономом Ариабхаттой. Другой индийский учёный, Брахмагупта (7 в.), изложил общее правило решения квадратных уравнений, приведённых к единой канонической форме:
ах2+вх=с, а>0
В уравнении коэффициенты, кроме а, могут быть отрицательными. Правило Брахмагупта по существу совпадает с нашим.
Квадратные уравнения в Европе XIII-XVII вв.
Формулы решения квадратных уравнений по образцу ал-Хорезми в Европе были впервые изложены в «Книге абака», написанной в 1202г. Итальянским математиком Леонардо Фибоначчи. Этот объемный труд, в котором отражено влияние математике как стран ислама, так и Древней Греции, отличается и полнотой, и ясностью изложения. Автор разработал самостоятельно некоторые новые алгебраические примеры решения задач и первый в Европе подошел к введению отрицательных чисел. Его книга способствовала распространению алгебраических знаний не только в Италии, но и в Германии, Франции и других странах Европы. Многие задачи из «Книги абака» переходили почти во все европейские учебники ХVI-ХVII вв. и частично ХVIII. Общее правило решения квадратных уравнений, приведенных к единому каноническому виду х2 + вх = с при всевозможных комбинациях знаков коэффициентов в, с, было сформулировано в Европе лишь в 1544 г. М.Штифелем.
Вывод формулы решения квадратного уравнения в общем виде имеется у Виета, однако Виет признавал только положительные корни. Итальянские математики Тарталья, Кардано, Бомбели среди первых в ХVI в. Учитывают, помимо положительных, и отрицательные корни. Лишь в ХVII в. благодаря трудам Жирара, Декарта, Ньютона и других учёных способ решения квадратных уравнений принимает современный вид.
Европа семь лет назад отпраздновала 800-летие квадратных уравнений, потому что именно в 1202 году итальянский ученый Леонард Фибоначчи изложил формулы квадратного уравнения. И лишь в 17 веке, благодаря Ньютону, Декарту и другим ученым эти формулы приняли современный вид.
2. Научный отдел (работа с учебником )
Учитель: Отдел получает текст по учебнику.
Параграфы 19, 20, 21 стр. 155 -174 Изучите параграфы учебника и подготовьте сообщение о решении квадратных уравнений .
3. Отдел связей с общественностью
Учитель: Отдел получает текст задачу. Внимательно прочтите задачу, решите ее, подготовьте доклад о задаче и ее решении. Решение задачи можно оформить в тетради. (проверка и иллюстрация решения через проектор, документ-камеру)
«Дорогой жизни» стало Ладожское озеро. 22 ноября 1941 года по всё ещё неокрепшему льду прошла 1-я автомобильная колонна в блокадный Ленинград из 60 грузовых машин, где лежали мешки с мукой и другие продукты. А из Ленинграда вывозили обессиленных от голода женщин и детей.
Задача. С какой скоростью по ещё неокрепшему льду Ладоги двигались грузовые машины и лошадиные повозки, если расстояние около 30 км машина проходила на 1 час быстрее, чем повозка, так как скорость машины на 5 км/час больше?
Решение задачи:
Пусть х км/час - скорость повозки.
(х + 5) км/час - скорость машины.
Уравнение:
30/х - 30/(х + 5) = 1
х² + 5х - 150 = 0
х = 10 и х = -15
Ответ: 10 км/час и 15 км/ч
4. Дизайнерский отдел
Задание. Построить график квадратичной функции.
Квадратичной функцией называется функция вида:
y=aх² +вх+с
где а - коэффициент при старшей степени неизвестной х,
b - коэффициент при неизвестной х,
а с - свободный член.
Графиком квадратичной функции является кривая, называемая параболой.
Алгоритм построения графика квадратичной функции y=aх² + вх+с
1. Определить направление ветвей параболы (вверх или вниз).
Для этого надо посмотреть на знак коэффициента a.
Если плюс - то ветви направлены вверх, если минус - то ветви направлены вниз.
2. Определить координату х вершины параболы.
Для этого нужно использовать формулу вершины х = -b/2a.
3. Определить координату у вершины параболы.
Для этого использовать формулу у0 = -Д / 4а
4. Нанести полученную точку на график и провести через неё ось симметрии, параллельно координатной оси Оу.
5. Найти точки пересечения графика с осью Ох.
Для этого требуется решить квадратное уравнение aх² + вх+с=0 одним из известных способов. Если в уравнение не имеет вещественных корней, то график функции не пересекает ось Ох
6. Найти координаты точки пересечения графика с осью Оу, это с.
7. Соединить полученные точки на графике плавной линией и продолжить график за крайние точки, до конца координатной оси.
Пример построения графика
У= х² - 6х +5
5. Экспертный отдел
Учитель: Проверьте решение уравнений. Исправьте их, если это необходимо; запишите верное решение, подготовьте выступление о своей работе.
Найти ошибки в решении уравнений или укажите, что их нет:
1) х²-4х+5=0
D=16-4*5 = -4 (<0, корней нет)
х1 = 1; х2 = 3
2) х² +16=0
х2 = -16 (корней нет)
х1 = 4, х2 = -4
3) 6х² +24х=0
6х(х+4)=0
6х = 0 или х+4=0
x1 = 0; х2 = -4 (верно)
4) х² - 1/4=0
х² = 1/4
x = ½ (х1, 2 = ±1/2)
6. Креативный отдел
Учитель: Задание: придумать движения для физкульминутки по мотивам древней задачи на составление квадратного уравнения.
1. В Древней Индии были распространены публичные соревнования в решении трудных задач. Задачи часто облекались в стихотворную форму.
Вот одна из задач знаменитого индийского математика XII в. Бхаскары.
«Обезьянок резвых стая,
Власть поевши, развлекалась.
Их в квадрате часть восьмая
Стали прыгать, повисая.
двенадцать по лианам…
На поляне забавлялась.
Сколько ж было обезьянок,
Ты скажи мне, в этой стае?»
Соответствующее задаче уравнение: (x/8)² + 12 = x
Бхаскара пишет под видом: х² - 64х = -768
и, чтобы дополнить левую часть этого уравнения до квадрата, прибавляет к обеим частям 322, получая затем:
х² - 64х + 322 = -768 + 1024,
(х - 32)² = 256,
х - 32 = ± 16,
х1 = 16, х2 = 48.
5. Выступление каждого отдела о своей работе у доски (18 мин), каждый отдел выступает 3 мин.
Учитель: Внимание. Время подготовки заданий прошло. Каждый отдел в полном составе выходит к доске и показывает свою работу , т.е перед гостями защищает свой отдел. На выступление каждому отделу отводится 3 мин.
Отделы выходят в следующем порядке:
- Исторический
- Научный
- Отдел работы с общественностью
- Дизайнерский отдел
- Экспертный отдел
- Креативный отдел
Учитель: Спасибо всем сотрудникам отделов за проделанную работу, в маршрутных листах оцените свою работу в 1 балл.
6. Подведение итогов, оценивание работы каждого отдела. (3 мин)
Учитель: Уважаемые сотрудники отделов, дайте оценку работы каждого понравившегося отдела. Посоветуйтесь, выделите одного сотрудника, который будет выступать.
Укажите в оценке, почему на ваш взгляд, этот отдел выступил хорошо, дружно, убедительно, ответственно.
На выступление - 30 сек.
Учитель: В маршрутных листах проставляете по 1 баллу, если работу вашего отдела оценили хорошо.
7. Итоговая индивидуальная работа, тестирование в онлайн-режиме, через сайт «Я-КЛАСС» (через телефоны) - 7 мин.
https://www.yaklass.ru/?from=menu
Учитель: Уважаемые сотрудники, настало время убедиться в вашей профессиональной компетентности и показать гостям, вашу профпригодность.
Я прошу вас достать телефоны, у кого их нет пройти к компьютерам.
По своим логин и паролям пройти на сайт «Я-КЛАСС» В разделе ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ, найти тест ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ и начать их выполнять.
Я и наши гости на экране увидят качество выполнения теста и ваши баллы.
8. Подведение итогов урока. Сбор маршрутных листов
Домашнее задание: параграф 21, Теорема Виета, стр. 170-174, № 705, 706, 707, 708.
Маршрутный лист команды №1 исторического отлела
ФИО ученика |
Участник, организатор |
Деятельность на уроке |
|||||
Актуализация знаний |
Работа в группе, что делал |
Оценка за задание |
Тест ЯКЛАСС |
Сумма баллов |
Оценка |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|