Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрели особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей. Причин тому много: это социальные, экологические, политические факторы и пр. В связи с этим ныне принимаются меры для изменения ситуации: развивается сеть оздоровительных центров и спортивных клубов, разрабатываются и апробируются на практике новые оздоровительные методики, адаптируются к современным условиям хорошо известные, но забытые методы, формы и средства оздоровления.
Темой этого мастер-класса является такая форма оздоровительной работы, как гимнастика после дневного сна. Гимнастика пробуждения после дневного сна оказывает на детей колоссальное положительное физическое, психическое и эмоциональное воздействие. Выполняя комплекс упражнений на кровати, дети постепенно переходят ото сна к бодрствованию. Гимнастика в постели может включать такие элементы, как потягивание, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, наклоны в положении сидя, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастика для глаз и т.д. Главное правило - исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие головокружение. Длительность гимнастики в постели - около 2-3 минут.
Затем дети встают и выполняют комплекс упражнений или несколько физкультминуток, направленных на профилактику нарушений осанки около кроватки, сюда же можно включить комплекс дыхательной гимнастики. Длительность этой части гимнастики-2-3 минуты.
Также в комплекс гимнастики после сна целесообразно включать щадящие элементы закаливания, не имеющие противопоказаний или ограничений, корригирующую ходьбу, ходьбу по массажным дорожкам или комплекс упражнений, направленных на профилактику плоскостопия.
Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна должна составлять:
1 младшая группа |
4-5 минут |
2 младшая группа |
5-6 минут |
Средняя группа |
6-8 минут |
Старшая группа |
8-10 минут |
Подготовительная группа |
10-12 минут |
Есть еще несколько обязательных моментов при проведении гимнастики пробуждения.
Музыкальное сопровождение, которое выступает в качестве терапевтического средства, корректируя психофизическое состояние детей. Чтобы пробуждение было мягким, добрым и желанным необходимо использовать тихую, нежную, легкую музыку. Н.Н.Ефименко предлагает составлять комплекс упражнений и подбирать музыкальную композицию на 1-1,5 месяца, В.Т.Кудрявцев и Б.Б.Егоров рекомендуют составлять комплексы оздоровительной гимнастики на две недели.
Еще один не маловажный момент - это голосовые модуляции, т.е. голос воспитателя во время гимнастики пробуждения должен быть ласковым, мягким, относительно эмоциональным, не громким. Для создания положительного эмоционального фона и повышенного интереса ко всем оздоровительным процедурам гимнастику после дневного сна желательно проводить в игровой форме. Принимая игровой образ, дети лучше понимают технику выполнения того или иного упражнения. Развивается двигательное воображение, формируется осмысленная моторика. А главное -доставляет детям огромное удовольствие.
Далее представлены комплексы игровой оздоровительной гимнастики в стихах для детей младшего и среднего возраста.
«Гимнастика для котят»
Текст
|
Движения по тексту |
Сон прошел, и мы проснулись,
|
Дети потягиваются, лежи на спине. |
Лапки друг о дружку трем. |
Потираем одну руку о другую. |
И в ладошки громко бьем. |
Хлопают. |
А теперь поднимем ножки, |
Поочередно поднимают ноги. |
Как у нашей мамы Кошки,
|
Переворачиваются на живот. |
Снова дружно потянулись.
|
Поднимают и опускают голову. |
Носик, голову и ушки,
|
Двигают тазобедренными суставами влево и вправо. |
«Хвостиками» помахали, |
Выгибают и прогибают спину. |
Выгнулись, прогнулись,
|
Поворачивают голову вправо и влево. |
Сели на кроватке,
|
Сидя на кровати, подгибают ноги, почесывают пятки. |
Постучали об пол немножко,
|
Встают на пол. Стучат пятками об пол. |
Сил набрались наши ножки,
|
Ходят по дорожке здоровья. |
«Великан и Мышь»
Текст
|
Движения по тексту |
Тсс! Тихо! Слушайте, ребята!
|
Глубокий вдох всей грудью. |
И мышь - живую - проглотил! |
Глотательные движения. |
Бедняга прибежал к врачу:
|
Лежа в кровати, дети выполняют «велосипед». |
Был врач умнейший человек, |
Поглаживание висков указательным пальцем. |
Он строго глянул из-под век; |
Мимика «строгий взгляд», самомассаж бровей. |
- Откройте рот, скажите «А» |
Тянут звук а-а-а-а-а. |
Теперь ощупаем бока |
Щупают себя за бока. |
Живот легонечко погладим |
Круговые движения ладонью по часовой стрелке по животу. |
Согнем колени и расслабим |
Сгибают и разгибают ноги в коленях. |
Но с мышкой видимо не сладим.
|
Дети встают и идут к солевой дорожке. |
Но кошка хитрая была
|
Обхватывают себя руками (обнимают). |
Прошлись по мокренькой дорожке, |
Идут по солевой дорожке. |
Перешагнули через кочки |
Перешагивают через предметы. |
Присели. Встали. Убежали. |
Движения в соответствии с текстом. |
Но мышка не глупее кошки
|
Присели. |
Они ее везде искали
|
Идут одеваться к стульчикам. |
«Гномик»
Текст
|
Движения по тексту |
Как в огромнейшей горе |
показать руками в гору. |
Дремлет гномик на заре:
|
сложить ладошки, закрыть глаза. |
Восходит солнце над горой - |
кулачок в кулачке поднимают вверх и резко разжимаются пальцы в стороны |
Словно шарик золотой. |
"рисуют" шар над головой |
Поют птички: "Чик-чирик! |
сложить пальцы" клювиком" |
Лежебока, встань, не спи!" |
по очереди соединяют и раскрывают
|
Гном не слышит песни той, |
покачать головой |
Спит и спит весь день-деньской: |
махнуть рукой |
"Снурк-пш-ш, снурк-пш-ш!" |
сложить ладошки под щечку - "спать" |
Но вот усатенький жучок |
указательным и средним пальцами пошевелить, как усами |
Забрался гному под бочок. |
убрать ручку за спину |
Потом залез под мышку |
убрать ручку в подмышечную впадину |
Усатенький плутишка |
пошевелить "усами" |
По шее к щечкам пробежал |
пробежать по шее пальцами |
Усами нос пощекотал |
пощекотать нос |
И скрылся вмиг под колпаком |
пробежать пальцами по голове |
"А-пчхи, а-пчхи!" |
прикрыть рот ладошками |
Проснулся гном |
развести руки в стороны, потянуться |
«Жук»
Текст
|
Движения по тексту |
В группу жук к нам залетел,
|
И.П.: сидя, ноги скрестно.
|
Вот он вправо полетел,
|
Отвести руку вправо, проследить глазами за направлением руки, то же в другую сторону. |
Жук на нос хочет сесть,
|
Указательным пальцем правой руки совершить движения к носу. |
Жук наш приземлился. |
Направление рукой вниз сопровождают глазами. |
Зажужжал и закружился.
|
И.п.: стоя, ноги врозь.
|
Жук, вот правая ладошка,
|
Отвести руку в правую сторону, проследить глазами.
|
Жук наверх полетел
|
Поднять руки вверх, посмотреть вверх. |
На носочки мы привстали,
|
Подняться на носки, смотреть вверх |
Хлопнем дружно,
|
Хлопать в ладоши. |
Чтобы улететь не смог,
|
Имитировать полет жука. |
«Дружные ребята»
Текст
|
Движения по тексту |
Мы, все дружненько проснулись,
|
Движения, соответствующие тексту. |
Подышали ловко |
Дышат носом. |
Погудели громко |
у-у-у-у-у. |
Поднимайте плечики,
|
Энергичные движения плечами вверх-вниз. |
1,2,3,4 - шевелим ногами |
Стопы на себя, от себя. |
1,2,3,4 - хлопаем руками |
Хлопки руками. |
Руки вытянуть пошире 1,2,3,4 |
Сгибать и разгибать руки в стороны на каждый счет. |
Наклонились 3,4 |
Наклониться вперед, касаясь ног руками. |
И педали покрутили |
Велосипед. |
На животик повернуться,
|
Лодочка. |
Мы становимся все выше,
|
Лежа на животе, руки вперед, потянуться. |
На два счета поднялись 1,2
|
Встают с кровати и переходят к закаливающим процедурам. |
Литература
- Дошкольное воспитание: ежемесячный научно-методический журнал, №2, 2007.
- Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): программно-методическое пособие. М., 2000.
- Трясорукова Т.П. Игры для дома и детского сада на снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения. Ростов-на-Дону, 2011.