Библиотечный урок для учащихся 3-го класса. Тема: «Вам расскажут обо всём на свете детские журналы и газеты»

Разделы: Организация школьной библиотеки

Класс: 3


Цель: познакомить учащихся 3 класса с детской периодикой.

Задачи:

  • формировать представление о том, что такое газеты и журналы, показать разнообразие детской периодики;
  • способствовать развитию интереса к чтению периодических изданий;
  • стимулировать интеллектуальную и творческую активность, развивать культуру чтения.

Форма проведения урока: урок-обзор.

Тип урока: комбинированный урок, на котором формируются, совершенствуются и закрепляются новые знания, происходит формирование новых умений и навыков, подводятся результаты обучения, определяется домашнее задание.

Используемые методы обучения: словесный, эмоционального воздействия и убеждения, практический, поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Межпредметные связи: Литературное чтение, Окружающий мир, ИЗО (искусство запечатления образов).

Учебно-методическое обеспечение урока: подборка детских журналов: «А почему?», «Клёпа», «Мурзилка», «Сибирячок», «Простоквашино», «Свирель», «Юный натуралист», «Детская энциклопедия АиФ» в качестве раздаточного материала каждому обучающемуся в классе, «Словарь русского языка» С.И.Ожегова, памятка «Как работать с периодикой» (для каждого обучающегося в классе), слайдовая презентация «Новости со всей планеты», тематические вкладки журнала «Сибирячок»: «Иркутский острог», «Путешествие с Сибирячком по городу Иркутску», «Гербы городов Иркутской области», «Детские писатели Сибири», «Животные Байкала», «Ушканьи острова на Байкале», «Птицы Байкала», «Первоцветы Байкала». Видеоролик с физкультминуткой.

Учебно-материальное оснащение урока: выставка периодических изданий, компьютер, интерактивная сенсорная панель, доска с заранее нарисованным деревом, цветные листы бумаги (зелёные и жёлтые), оформленные как листья дерева.

Библиотекарь: Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке вы познакомились со структурой печатной бумажной книги и уже знаете из чего состоит книга. Давайте повторим. Вспомним. Дети отвечают. Молодцы! Хорошо всё усвоили и запомнили.

А сегодня у нас библиотечный урок на тему: …

В это время слышен стук в дверь кабинета. Входит старшеклассник, одетый в костюм героя произведений Эдуарда Успенского почтальона Печкина (шапка, длинный плащ, сумка почтальона).

Почтальон Печкин:

- Здравствуйте, дорогие ребята!
Людям я давно знаком,
В каждый захожу я дом.
Много журналов и газет
Мчит мой велосипед.
Узнали меня?

Учащиеся хором отвечают: Да! Вы - почтальон Печкин.

Печкин: Правильно! Я - почтальон Печкин и принёс Вам, ребята, на библиотечный урок разные интересные, яркие детские журналы и газеты. (Достаёт из сумки журналы, газеты и размещает их на выставочной подставке или полке).

- Вы почитаете их, полистаете и много нового узнаете!

- Здесь детские журналы «Мурзилка», «Читайка», «Сибирячок», газета «Добрая дорога детства» и вот много других. А сейчас мне надо поспешить к моим друзьям дяде Фёдору, коту Матроскину и собаке Шарику. Они меня на фотоохоту пригласили. До свидания! До новых встреч!

Дети прощаются с Печкиным.

Библиотекарь: Ребята, а ведь почтальон Печкин принёс для нас то, о чём сегодня и будет наш урок.

Можете назвать тему нашего урока?

Учащиеся отвечают: Тема урока: «Журналы», «Детские журналы и газеты», «Интересные журналы».

Библиотекарь: Правильно, дети! Тема сегодняшнего нашего библиотечного урока: «Детские журналы и газеты». Сегодня вы узнаете, какие издаются для Вас журналы и газеты или, иными словами, периодические издания. Познакомитесь с историей их появления. Приобретёте знание, какой журнал печатается для Вас в городе Иркутске.

Так что же это за слово такое периодика? Дети могут знать вариант правильного ответа по корню слова - период. То, что происходит через определённый период. В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова читаем следующие определения: «Периодика - периодические издания (газеты и журналы). Периодический - выходящий (из печати) через определенные промежутки времени». Периодические издания могут выходить ежедневно, через неделю, раз в две недели, ежемесячно, то есть периодично.

Сейчас уже трудно представить себе те времена, когда не было ни газет, ни радио, ни телевидения, ни интернета, ни смартфона. Люди не только не знали о том, что происходит в мире, но и о событиях в своей стране узнавали спустя месяцы, а то и годы. Если надо было сообщить что-то важное, царское правительство рассылало по городам и весям гонцов с царскими указами и распоряжениями. Но они доходили не до всех граждан.

Обратимся к нашему любимому «Словарю русского языка» и прочитаем определение: «Газета - это еженедельное или ежедневное издание, которое рассказывает о самых последних событиях в мире, в стране или в городе».

«Газета» - так, оказывается, называли серебряные венецианские монеты чеканки 1538 года. За эту цену жители Венецианской республики (с VII по XVIII века республика в Европе со столицей в Венеции, на северо-востоке территории современной Италии) могли приобрести листок новостей и прочитать о новых событиях.

Первая печатная газета в России была выпущена 2 января 1703 года по указу царя Петра I. Она называлась «Ведомости». Печатались «Ведомости» в количестве 1000 экземпляров. Каждый номер этой газеты выходил один раз в неделю.

А что такое журналы? Дети отвечают: разные яркие книжки, мягкие интересные книги. Давайте обратимся за определением к «Словарю русского языка» Ожегова: «Журнал - это тоже периодическое издание, содержащее статьи, материалы или рефераты по различным общественно-политическим, научным вопросам, литературно-художественные произведения».

Журнал почти на полвека младше газеты. Один из первых журналов увидел свет в Париже 5 января 1665года. Он назывался «Журнал учёных».

Первый русский журнал для детей появился в 1785 году. Он назывался «Детское чтение для сердца и разума».

Такова история.

А какие Вы знаете газеты и журналы?

Ответы учащихся: «Время», «Свеча», «Ангарские ведомости», «Кошки», комиксы, «Юный эрудит».

Молодцы! Знаете.

Библиотекарь: Ребята, чтобы издать журнал или газету трудятся люди разных профессий и у каждого свои обязанности. Ответьте, пожалуйста, как работают журналист, редактор?

Дети отвечают, исходя из своих знаний.

Библиотекарь: Обратимся за пояснением к нашему замечательному «Словарю русского языка» С.И.Ожегова. «Журналист - это литературный работник, занимающийся журналистикой». Верно, это человек, который пишет статьи на разные темы для публикаций в газетах и журналах. «Редактор - это человек, который редактирует что-нибудь, специалист по редактированию». Значит, редактор - это тот, кто правит, изменяет, вносит дополнения в текст или расположение статьи в газете или журнале.

Библиотекарь: Сейчас я расскажу о некоторых журналах, которые издаются для Вас. Сделаю обзор. А Вы, пожалуйста, внимательно смотрите и слушайте! Ребята, знаете ли Вы какой из детских журналов самый старый? Его любят все. Любят мальчики и девочки. Любят мамы и папы. Любят дедушки и бабушки. Любят писатели, которые пишут для детей. Послушайте загадку:

Он яркий, весёлый,
Как я, озорной!
Он с детства находится
Рядом со мной.
Он - для стихов
И рассказов копилка!
Все его знают,
Ведь это…?

Дети хором отвечают: «Мурзилка».

«Мурзилка» - ежемесячный литературно-художественный журнал. Издается с 1924 года. Несмотря на «почтенный возраст», журнал с каждым годом становится красочнее и интереснее по содержанию. У журнала есть хорошая традиция - знакомить своих читателей с детскими писателями, художниками-иллюстраторами и их работами. Каждый год «Мурзилка» печатает интересные сказки или приключенческие повести зарубежных авторов, которых дети в нашей стране пока не знают.

«Это интересно» - так называется рубрика, которая сообщит Вам удивительные факты из жизни животных и насекомых (бобрах, дельфинах, пауках). Рубрика «Из волшебного букета» расскажет сказки разных народов о цветах.

А еще в журнале «Мурзилка» есть странички: «Школа безопасности», «Детское творчество», «Веселая математика». В нём много всевозможных кроссвордов, загадок, игр и самоделок.

Библиотекарь: Сегодня витрины всех газетных киосков пестрят многочисленными обложками детских журналов. Их количество действительно поражает воображение.

По содержанию журналы бывают:

  • Познавательные;
  • Игровые;
  • Научно-популярные;
  • Литературно-художественные;
  • Развлекательные (комиксы, ребусы, кроссворды).

И сейчас мы с Вами немного развлечёмся и подвигаемся. Сделаем физкультурную паузу под энергичную музыку. Проводится физкультминутка под музыку (1-2 минуты).

Библиотекарь: Продолжаем. Представляю вашему вниманию журнал «GEOлёнок» (слово «Гео» с греческого языка означает Земля). Это познавательный журнал для детей 7-14 лет о нашей планете. Тут рассказы и репортажи о разных странах, народах, интересных местах, о животных и растениях, об истории окружающих нас предметов, о космосе, комиксы, интересные задания. Тексты написаны простым языком, но в научном стиле.

«Свирель» - детский экологический журнал для чтения в кругу семьи и в школе. Выходит раз в месяц.

Что значит «экологический»? Слово «экология» образовано от древнегреческих слов «ойкос» - дом и «логос» - наука. Таким образом, экология - это наука о нашем общем доме - природе. Журнал «Свирель» научит, как сохранять и беречь природу. Он познакомит Вас с редкими и исчезающими видами растений и животных, которые еще можно спасти, расскажет о заповедниках (вы знаете, что заповедники - это уголки природы, которые находятся под охраной государства). Журнал прекрасно иллюстрирован и удобен для чтения, потому что тексты в нем небольшие и компактные.

«Юный натуралист»- научно-популярный иллюстрированный журнал о природе. Он понравится как мальчишкам, так и девчонкам. На страницах журнала, вы, ребята, можете прочитать о тайнах морей и океанов, об охраняемых Красной книгой животных и растениях, о лесах. Здесь можно не только прочитать рассказы знаменитых писателей-натуралистов, но и опубликовать свои заметки о природе. Вы найдёте подробные инструкции, как своими руками соорудить кормушку для птиц.

Библиотекарь: Ребята, Вы часто ищете ответы на разные свои вопросы. В этом вам поможет научно-популярный журнал «А почему?»

Каждый номер журнала насыщен качественными познавательными материалами о космосе, о нашей планете Земля, о разных странах и людях.

А вот каждый номер познавательного журнала «Детская энциклопедия АиФ» посвящён какой-нибудь одной определённой теме. Например: в одном номере Вы узнаете всё о шоколаде, в другом: какие бывают фокусы и как научиться их показывать, в третьем узнаете о домашних любимцах кошках, в четвёртом прочитаете о здоровом образе жизни.

Читая познавательный журнал «Клёпа», Вы отправитесь в увлекательное путешествие по разным странам и временам вместе с главной героиней журнала - девочкой Клёпой.

В развлекательно-познавательном журнале «Простоквашино» печатаются рассказы и стихи современных детских писателей, познавательные материалы о разных уголках России, её природе. На страницах журнала Вы найдёте весёлые тесты, самоделки, рассказы-загадки, рисунки - ребусы, кроссворды, головоломки. «Простоквашино» - журнал, который интересно читать всей семьей!

Газета «Добрая дорога детства» расскажет вам о правилах дорожного движения, безопасности на дороге.

Детский литературно-художественный журнал «Сибирячок» издаётся в городе Иркутске. Главный герой журнала - мальчик Сибирячок, он появился из кедровой шишки. Сибирячок был придуман иркутским писателем Марком Сергеевым и нарисован художником Александром Муравьёвым.

Каждый номер журнала - оригинальный проект редакции. Вашему вниманию представлены рубрики журнала: «Славные в Сибири имена», «Сказка Сибирячка», «Таёжкины истории», «Рассказы лешего Кеши».

Замечательная творческая находка редакции - выпуск ярких познавательных вкладок в каждом номере. Я сама с большим удовольствием рассматриваю и читаю информацию в этих вкладках.

Показываю детям разные по темам вкладки журнала «Сибирячок». Для Вас напечатаны вот такие красивые вкладки об истории города Иркутска и Иркутской области: «Иркутский острог», «Путешествие с Сибирячком по городу Иркутску», узнаете какие «Гербы городов Иркутской области». Вкладки «Детские писатели Сибири» поведают о творчестве иркутских писателей Ю.Черных, М.Сергеева, В.Распутина. Особой популярностью среди читателей журнала, а это и учителя школ, пользуются вкладки: «Животные Байкала», «Ушканьи острова на Байкале», «Птицы Байкала».

Библиотекарь: Ребята, читать газеты и журналы Вы можете в школьной библиотеке или выписав по подписке, с помощью родителей.

Вы сегодня на библиотечном уроке узнали, что издаются у нас в стране для Вас разные по темам журналы, газеты. Для того чтобы понимать как лучше работать с журналом (газетой) я прочитаю Вам Памятку «Как работать с периодикой».

  • Не читай все подряд. Прежде чем читать, просмотри рубрики журнала (газеты), заголовки статей, что поможет тебе выбрать нужные и интересные материалы.
  • Не оставляй без внимания непонятные слова и выражения. Найди их значения в справочной литературе.
  • Воспользуйся картой, чтобы найти те места, о которых идет речь в статье.
  • Участвуй в конкурсах, выполняй задания, решай кроссворды. Это поможет тебе узнать больше, сделает твой досуг интересней.

Библиотекарь раздаёт памятки «Как работать с периодикой» каждому ученику.

Библиотекарь: Современные газеты и журналы выходят ещё и в электронном виде, как на дисках, так и на страницах Интернета.

Практическая часть библиотечного урока.

Библиотекарь: Сейчас я каждому раздам по 1 журналу, чтобы Вы познакомились с ними поближе, полистали, почитали, увидели какие в них рубрики, поняли, с какой периодичностью они издаются, где? На знакомство с журналами Вам даётся 5 минут. После этого, Вы рассказываете нам всем о журнале: как называется, о чём в нём можно почитать, что нового Вы узнали, листая журнал? И рекомендуете, советуете ли Вы его для чтения своим одноклассникам? Объясните одноклассникам, почему рекомендуете данный журнал?

Дети знакомятся с журналами, внимательно рассматривают, читают. Рассказывают о журналах, рекомендуют к чтению одноклассникам.

Библиотекарь: Подведём итог урока.

Был ли этот урок полезен Вам? Что нового Вы узнали? Дети отвечают.

Проверим себя. Чем занимается журналист? Какие по содержанию бывают журналы? Какой детский журнал издаётся в Иркутской области? Дети отвечают.

После этого я открываю часть доски с нарисованным на ней деревом. Обращаюсь: Дети, у каждого на столе лежат листы жёлтого и зелёного цвета, оформленные как листья дерева. Разместите на дереве листья зелёного цвета, если на уроке всё было понятно, если узнали новую информацию, получили новые знания, Вам было интересно. Листья жёлтого цвета размещаете, если было не понятно, не интересно, ничего нового Вы не узнали. Если все дети размещают зелёные листья на дереве, я рассказываю о дереве с зелёными листочками как символе пробуждающейся интересной, насыщенной жизни и о детях под его свежими кронами, получающими новые полезные знания. Если есть и жёлтые листья, то я настраиваю детей на то, что расстраиваться не надо. Ведь мы все разные и по-разному воспринимаем новую информацию, новые знания. Говорю ребятам, что на следующем уроке мы вместе ещё раз повторим и вспомним новые названия для них. Дети могут прийти в свободное время, например, на перемене, в библиотеку и познакомиться поближе с журналами.

В качестве домашнего задания Вам необходимо выполнить творческое задание, проект. Представьте, что Вы - журналисты ангарской газеты для детей «Ангарские звёздочки» и Вам дано задание редактором написать статьи, рассказы, сочинения или стихотворения, посвящённые нашему славному городу Ангарску. Можете нарисовать любимые места нашего города, людей, которые здесь живут, памятники. На Ваш выбор. И Ваши творческие проекты от маленьких журналистов будут подарками любимому городу. Из которых мы оформим выставку-посвящение.
Спасибо, ребята, за работу, вашу внимательность! Читайте газеты и журналы, чтобы быть в курсе всех важных событий в своём городе, в своей стране и во всем мире.

До новых встреч!

Список ресурсов

  1. Библиотека детских журналов [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://detmagazin.ucoz.ru/.
  2. Горбункова, Л.А. Качественная подготовка учителя к уроку / Л.А.Горбункова. - Текст: непосредственный // Школьная педагогика. - 2016. - № 2 (5). - С. 1-3. - URL: https://moluch.ru/th/2/archive/27/729
  3. Клёпа [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://klepa.ru/ .
  4. Мурзилка [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.murzilka.org/ .
  5. Свирель [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.lazur.ru/ Сибирячок [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://sibiryachok.net/
  6. Читайка [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://rusla.ru/ch/. - Чернуха, К.Г. Целеполагание как этап современного урока в условиях реализации ФГОС / К.Г.Чернуха. - [Электронный ресурс] - URL: https://nsportal.ru/