Культурное наследие христианской Руси

Разделы: История и обществознание, ОРКСЭ, Патриотическое воспитание

Класс: 5


Аннотация

Методическая разработка, а именно технологическая карта урока по учебному курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России», посвящается духовно нравственному воспитанию учащихся 5-х классов. Тема методической разработки - «Культурное наследие христианской Руси» раскрывает вопросы, связанные с историческими событиями X-XI веков: принятие христианства на Руси, строительство храмов, распространение грамотности и образования.

Именно христианство привнесло на Русь абсолютно новую культуру.

Каменное зодчество - появилось именно благодаря новой религии. Первые каменные храмы строили византийские мастера.

Христианство требует умения читать, хотя бы Библию. Поэтому стала развиваться как грамотность людей через церковно-приходские школы, так и книжное дело. Все это привело к появлению жанров древнерусской литературы: летописей, сказаний, житий.

Живопись развивалась преимущественно в иконописной форме.

Православие стало мировоззренческой основной славян и принесло цивилизационные ценности.

Все вышеуказанные культурные и духовные достижения являются богатейшим наследием Древнерусского государства и, несомненно, должны изучаться современным поколением школьников.

Пояснительная записка

Целью методической разработки, а именно технологической карты урока по учебному курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» на тему «Культурное наследие христианской Руси, является развитие целостного представления о культурном наследии христианской Руси.

Тема является актуальной и социально-значимой, поскольку именно Крещение Руси, позволило создать огромный пласт культуры, изучаемой всеми поколениями нашего государства.

Планируемые результаты:

  • Личностные: развитие умения слушать, участвовать в коллективном обсуждении, строить взаимодействие.
  • Предметные: расширить систему знаний о сущности культурного наследия христианской Руси.
  • Метапредметные:
    • Познавательные: переработка и преобразование информации из одной формы в другую, умение делать выводы.
    • Коммуникативные: применять свои знания в устной и письменной речи, рассуждать по заявленной теме, формулировать свои мысли.
    • Регулятивные: осуществлять свои действия в соответствии с поставленной целью, планом.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Форма проведения урока: проблемный метод, предполагающий постановку проблемы (проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ информации.

Формы работы с обучающимися: демонстрация презентации, работа с текстом учебника, с таблицей в тетради, обсуждение.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Вид урока: комбинированный.

Цель урока: развитие целостного представления о культурном наследии христианской Руси.

Задачи урока: актуализировать и расширить знания, понятия и представления учащихся о значении христианства в развитии культуры России.

Материально-дидактическое оснащение урока: компьютер, мультимедийная доска, презентация к уроку.

Основные понятия темы: религия, культура, христианство, церковь, зодчество, былина, эпос, фреска, мозаика, икона

Этапы урока

Ход урока

I. Актуализация знаний

Организационный момент

"Крещение дало нашим предкам высшую свободу - свободу выбора между Добром и Злом, а победа православия подарила Руси тысячелетнюю историю". (Лев Гумилёв)

- О каком событии в истории нашей родины эта цитата поэта и писателя Л.Гумилёва? (О крещении Руси)

Сегодня мы поговорим о событии , которое произошло 1033 года назад с нашим предками восточными славянами и о том, как это событие повлияло на культуру Древней Руси.

Тема нашего урока - «Культурное наследие христианской Руси»

II. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы

Проблемные вопросы:
1. Откуда на Русь пришло христианство?
2. Какие изменения произошли в культурном развитии Руси после принятия христианства?

III. Решение проблемы, открытие новых знаний.
Выполнение продуктивных заданий по теме

Вспоминаем изученное ранее.

Основные исторические термины: религия, культура, христианство, церковь, зодчество, былина, эпос, фреска, мозаика, икона

- Что мы знаем о христианской вере?
- Кто крестил Русь?

Чтение и обсуждение текста учебника (с. 85)
Теперь нам нужно выяснить - как принятие христианства повлияло на культуру Руси?
Чтение и обсуждение текста учебника (с. 86-88)
Просмотр презентации, объяснение учителя.
Чертим таблицу (образец на слайде)

Ученики заполняют таблицу по мере обсуждения прочитанного в тексте учебника, рассказа учителя и просмотра презентации

Культурное развитие Руси

До крещения

После принятия христианства

Нет сведений

образование

Письменность (кириллица)
Появились школы
Началось обучение грамоте

Былины
Сказки
Песни
Поговорки

литература

Проповеди и поучения
Жития святых
Героический эпос
Летописи

Деревянное зодчество

зодчество

Каменное зодчество:
Дмитриевский собор во Владимире
Софийский собор
Успенский собор во Владимире
Церковь Покрова на Нерли

Нет сведений

изобразительное искусство

Мозаика
Фреска
Икона
Миниатюра

IV. Итог урока. Рефлексия

Уважаемые ребята, наш урок подходит к завершению.
Сегодня вы узнали, как изменилась жизнь и культура Древнерусского государства после принятия христианства.
Теперь вам известно, когда и как появилась письменность;
когда были построены некоторые памятники древнерусского зодчества, сохранившиеся до наших дней.

Подведём итог урока:
- Что на уроке понравилось?
- Что было интересным?
- Что нового узнали?
- Чему научились?

V. Домашнее задание

Подумайте и ответьте на вопрос: Что общего и в чём отличия между христианской религией и другими мировыми религиями?

Список литературы

  1. «Основы Духовно-Нравственной Культуры народов России», авторы Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В., Москва ИЦ «Вентана-Граф», 2018.
  2. Учебник «Основы Духовно-Нравственной Культуры народов России», авторы Виноградова Н.Ф., Москва, ИЦ «Вентана-Граф» 2016, методическое пособие.