Аннотация
Методическая разработка, а именно технологическая карта урока по учебному курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России», посвящается духовно нравственному воспитанию учащихся 5-х классов. Тема методической разработки - «Культурное наследие христианской Руси» раскрывает вопросы, связанные с историческими событиями X-XI веков: принятие христианства на Руси, строительство храмов, распространение грамотности и образования.
Именно христианство привнесло на Русь абсолютно новую культуру.
Каменное зодчество - появилось именно благодаря новой религии. Первые каменные храмы строили византийские мастера.
Христианство требует умения читать, хотя бы Библию. Поэтому стала развиваться как грамотность людей через церковно-приходские школы, так и книжное дело. Все это привело к появлению жанров древнерусской литературы: летописей, сказаний, житий.
Живопись развивалась преимущественно в иконописной форме.
Православие стало мировоззренческой основной славян и принесло цивилизационные ценности.
Все вышеуказанные культурные и духовные достижения являются богатейшим наследием Древнерусского государства и, несомненно, должны изучаться современным поколением школьников.
Пояснительная записка
Целью методической разработки, а именно технологической карты урока по учебному курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» на тему «Культурное наследие христианской Руси, является развитие целостного представления о культурном наследии христианской Руси.
Тема является актуальной и социально-значимой, поскольку именно Крещение Руси, позволило создать огромный пласт культуры, изучаемой всеми поколениями нашего государства.
Планируемые результаты:
- Личностные: развитие умения слушать, участвовать в коллективном обсуждении, строить взаимодействие.
- Предметные: расширить систему знаний о сущности культурного наследия христианской Руси.
- Метапредметные:
- Познавательные: переработка и преобразование информации из одной формы в другую, умение делать выводы.
- Коммуникативные: применять свои знания в устной и письменной речи, рассуждать по заявленной теме, формулировать свои мысли.
- Регулятивные: осуществлять свои действия в соответствии с поставленной целью, планом.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Форма проведения урока: проблемный метод, предполагающий постановку проблемы (проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ информации.
Формы работы с обучающимися: демонстрация презентации, работа с текстом учебника, с таблицей в тетради, обсуждение.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Вид урока: комбинированный.
Цель урока: развитие целостного представления о культурном наследии христианской Руси.
Задачи урока: актуализировать и расширить знания, понятия и представления учащихся о значении христианства в развитии культуры России.
Материально-дидактическое оснащение урока: компьютер, мультимедийная доска, презентация к уроку.
Основные понятия темы: религия, культура, христианство, церковь, зодчество, былина, эпос, фреска, мозаика, икона
Этапы урока |
Ход урока |
|||||||||||||||
I. Актуализация знаний |
Организационный момент "Крещение дало нашим предкам высшую свободу - свободу выбора между Добром и Злом, а победа православия подарила Руси тысячелетнюю историю". (Лев Гумилёв) - О каком событии в истории нашей родины эта цитата поэта и писателя Л.Гумилёва? (О крещении Руси) Сегодня мы поговорим о событии , которое произошло 1033 года назад с нашим предками восточными славянами и о том, как это событие повлияло на культуру Древней Руси. Тема нашего урока - «Культурное наследие христианской Руси» |
|||||||||||||||
II. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы |
Проблемные вопросы:
|
|||||||||||||||
III. Решение проблемы, открытие новых знаний.
|
Вспоминаем изученное ранее. Основные исторические термины: религия, культура, христианство, церковь, зодчество, былина, эпос, фреска, мозаика, икона
- Что мы знаем о христианской вере?
Чтение и обсуждение текста учебника (с. 85)
Ученики заполняют таблицу по мере обсуждения прочитанного в тексте учебника, рассказа учителя и просмотра презентации Культурное развитие Руси
|
|||||||||||||||
IV. Итог урока. Рефлексия |
Уважаемые ребята, наш урок подходит к завершению.
Подведём итог урока:
|
|||||||||||||||
V. Домашнее задание |
Подумайте и ответьте на вопрос: Что общего и в чём отличия между христианской религией и другими мировыми религиями? |
Список литературы
- «Основы Духовно-Нравственной Культуры народов России», авторы Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В., Москва ИЦ «Вентана-Граф», 2018.
- Учебник «Основы Духовно-Нравственной Культуры народов России», авторы Виноградова Н.Ф., Москва, ИЦ «Вентана-Граф» 2016, методическое пособие.