Цель: учить дифференцировать звуки [с]-[ш] в слогах, словах, предложениях и буквы С-Ш при чтении и письме; упражнять в согласовании числительного с существительным; отрабатывать дикцию; развивать зрительное восприятие.
Оборудование: карандаши, доска, схемы.
Ход занятия
1. Организационный момент
- Выделите слог со звуком [ш] и придумайте другое слово с этим слогом.
тишина |
лапша |
шуба |
хорошо |
(слоги написаны на доске, обсудить с детьми слог ШИ)
2. Представление героя занятия - Старуха Шапокляк
(для чего она пришла? - она хочет проверить, умеем ли мы отличать 2 звука и 2 буквы друг от друга - какие же?)
- Назовите первые звуки в имени нашей гости - это звуки С и Ш: почему же мы должны научиться не путать эти звуки?
- Давайте сначала вспомним, что мы знаем о звуках [с] и [ш]:
- Как работает большой насос? (дети произносят звук [c])
- Как шар выпускает воздух? (дети произносят звук [ш])
- Расскажите об этих звуках по схеме.
- Эти звуки похожи? Они парочка? (они живут далеко друг от друга в домике парных согласных)
- Здесь есть один секрет (рассказать про артикуляцию звуков С и Ш - расположение кончика язычка отличается положением за зубами - снизу или сверху)
- Так вот зачем пришла Старуха Шапокляк!
3. Физминутка
а) Пальчиковая гимнастика: «Шарик».
Ладони сомкнуты, пальцы прижаты друг к другу. Произносится звук [с] и одновременно пальцы округляются, изображая шар. Затем произносится звук [ш] - пальцы принимают исходное положение.
4. Задания от Старухи Шапокляк
а) Дифференциация изолированных звуков [с] - [ш].
- Произнесите звуки по схеме, где стрелки указывают положение кончика языка (наверху или внизу).
б) Дифференциация изолированных звуков [с] - [ш] в слогах. Игра «Эхо».
са-ша |
са-са-ша |
са-ша-са |
ош-ос |
ош-ош-ос |
ош-ос-ош |
шу-су |
су-су-шу |
су-шу-су |
ши-сы |
ыш-ыш-ыс |
ус-ус-уш |
в) Дифференциация звуков [с] и [ш] в словах. Игра «Наоборот».
- В этой игре вы поймете, как важно не путать звуки С и Ш, потому что если перепутаете, то получится совсем другое слово!
- Замени звук [с] на звук [ш] или наоборот:
сок - ... |
нас - ... |
миска - ... |
пасу - ... |
вас - ... |
кашка - ... |
крыша - ... |
шитый - ... |
г) Будьте внимательны - я буду произносить слово, но не до конца, а вы по очереди заканчиваете его:
абрико(с), ланды(ш), автобу(с), малы(ш), камы(ш), фоку(с)
д) Выделение звуков С-Ш из состава слова. Полка с игрушками.
- Посмотрите, как умеет баловаться Старуха Шапокляк. На полках стояли игрушки: на одной полке - игрушки со звуком [с] в названиях, на другой - со звуком [ш]. Старуха сбросила игрушки с полок. Надо поставить их обратно. Посмотрите на нижнюю полку. Какие игрушки надо поставить на эту полку? Как вы догадались? Какие игрушки надо поставить на верхнюю полку?
5. Дифференциация звуков [с] - [ш] при чтении и на письме
Зрительная гимнастика!
а) Чтение слов.
- Старуха Шапокляк усмехается: «Попробуй прочитать, обязательно ошибешься!» А мы прочитаем слова четко, выделяя голосом звуки [с] и [ш]. Что интересного в этих словах?
б) «Буква потерялась».
- Добралась Старуха Шапокляк до книги. Посмотрите, в словах пропали буквы. Она стерла их. Какую букву - С или Ш - стерла проказница: С или Ш? Поставьте их на место.
6. Физминутка
«Будь внимательным»
- Если в слове слышишь звук [ш] - хлопаем в ладошки. Если в слове слышишь звук [с] - встаем на носочки:
самолет, собака, шапка, сундук, мышата, осы, душ, лягушка, сова, кошка, бусы, мишка, насос, суп, малыш, посуда, усы.
7. Дифференциация звуков [с]-[ш] при чтении и на письме
«Собери слова»
- Разошлась старушка, понравилось ей шалить. Решила она переставить буквы в словах. Так переставила, что слово не узнать. Поставьте буквы по размеру, начиная с самой большой, и прочитайте слово. (Сушка.) А в другом слове она все буквы рассыпала. Соберите «рассыпанное» слово.
8. Итог занятия
- Давайте подумаем, почему именно Старуха Шапокляк учила нас сегодня различать и правильно произносить звуки С и Ш?
- Если вы сейчас правильно составите схему слова СУШКИ из своих звуковых наборов, то придется Старухе Шапокляк чем-то угостить вас за труды!
Раздать угощение.