Проказы Старухи Шапокляк (дифференциация С–Ш). Тема: "Звуки [с]–[ш], буквы С–Ш"

Разделы: Логопедия


Цель: учить дифференцировать звуки [с]-[ш] в слогах, словах, предложениях и буквы С-Ш при чтении и письме; упражнять в согласовании числительного с существительным; отрабатывать дикцию; развивать зрительное восприятие.

Оборудование: карандаши, доска, схемы.

Ход занятия

1. Организационный момент

- Выделите слог со звуком [ш] и придумайте другое слово с этим слогом.

тишина

лапша

шуба

хорошо

(слоги написаны на доске, обсудить с детьми слог ШИ)

2. Представление героя занятия - Старуха Шапокляк

(для чего она пришла? - она хочет проверить, умеем ли мы отличать 2 звука и 2 буквы друг от друга - какие же?)

- Назовите первые звуки в имени нашей гости - это звуки С и Ш: почему же мы должны научиться не путать эти звуки?

- Давайте сначала вспомним, что мы знаем о звуках [с] и [ш]:

- Как работает большой насос? (дети произносят звук [c])

- Как шар выпускает воздух? (дети произносят звук [ш])

- Расскажите об этих звуках по схеме.

- Эти звуки похожи? Они парочка? (они живут далеко друг от друга в домике парных согласных)

- Здесь есть один секрет (рассказать про артикуляцию звуков С и Ш - расположение кончика язычка отличается положением за зубами - снизу или сверху)

- Так вот зачем пришла Старуха Шапокляк!

3. Физминутка

а) Пальчиковая гимнастика: «Шарик».

Ладони сомкнуты, пальцы прижаты друг к другу. Произносится звук [с] и одновременно пальцы округляются, изображая шар. Затем произносится звук [ш] - пальцы принимают исходное положение.

4. Задания от Старухи Шапокляк

а) Дифференциация изолированных звуков [с] - [ш].

- Произнесите звуки по схеме, где стрелки указывают положение кончика языка (наверху или внизу).

б) Дифференциация изолированных звуков [с] - [ш] в слогах. Игра «Эхо».

са-ша

са-са-ша

са-ша-са

ош-ос

ош-ош-ос

ош-ос-ош

шу-су

су-су-шу

су-шу-су

ши-сы

ыш-ыш-ыс

ус-ус-уш

в) Дифференциация звуков [с] и [ш] в словах. Игра «Наоборот».

- В этой игре вы поймете, как важно не путать звуки С и Ш, потому что если перепутаете, то получится совсем другое слово!

- Замени звук [с] на звук [ш] или наоборот:

сок - ...

нас - ...

миска - ...

пасу - ...

вас - ...

кашка - ...

крыша - ...

шитый - ...

г) Будьте внимательны - я буду произносить слово, но не до конца, а вы по очереди заканчиваете его:

абрико(с), ланды(ш), автобу(с), малы(ш), камы(ш), фоку(с)

д) Выделение звуков С-Ш из состава слова. Полка с игрушками.

- Посмотрите, как умеет баловаться Старуха Шапокляк. На полках стояли игрушки: на одной полке - игрушки со звуком [с] в названиях, на другой - со звуком [ш]. Старуха сбросила игрушки с полок. Надо поставить их обратно. Посмотрите на нижнюю полку. Какие игрушки надо поставить на эту полку? Как вы догадались? Какие игрушки надо поставить на верхнюю полку?

5. Дифференциация звуков [с] - [ш] при чтении и на письме

Зрительная гимнастика!

а) Чтение слов.

- Старуха Шапокляк усмехается: «Попробуй прочитать, обязательно ошибешься!» А мы прочитаем слова четко, выделяя голосом звуки [с] и [ш]. Что интересного в этих словах?

б) «Буква потерялась».

- Добралась Старуха Шапокляк до книги. Посмотрите, в словах пропали буквы. Она стерла их. Какую букву - С или Ш - стерла проказница: С или Ш? Поставьте их на место.

6. Физминутка

«Будь внимательным»

- Если в слове слышишь звук [ш] - хлопаем в ладошки. Если в слове слышишь звук [с] - встаем на носочки:

самолет, собака, шапка, сундук, мышата, осы, душ, лягушка, сова, кошка, бусы, мишка, насос, суп, малыш, посуда, усы.

7. Дифференциация звуков [с]-[ш] при чтении и на письме

«Собери слова»

- Разошлась старушка, понравилось ей шалить. Решила она переставить буквы в словах. Так переставила, что слово не узнать. Поставьте буквы по размеру, начиная с самой большой, и прочитайте слово. (Сушка.) А в другом слове она все буквы рассыпала. Соберите «рассыпанное» слово.

8. Итог занятия

- Давайте подумаем, почему именно Старуха Шапокляк учила нас сегодня различать и правильно произносить звуки С и Ш?

- Если вы сейчас правильно составите схему слова СУШКИ из своих звуковых наборов, то придется Старухе Шапокляк чем-то угостить вас за труды!

Раздать угощение.