Развитие социально-коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста. Тема: «Путешествие за облаком добра»

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Коррекционная педагогика

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: дружба, доброта и сострадание, доброта


Для учащихся 1-2 классов - 15 человек.

Форма: занятие-путешествие

Цель: формирование моральных ценностей детей.

Образовательные задачи:

  • закрепить представление детей о понятии дружба, доброе дело;
  • формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей;
  • обобщать словарь детей вежливыми словами;
  • учить осмысливать и оценивать ситуацию, самостоятельно понимать мотивы поведения и соотносить эти мотивы существующим нормам поведения.

Развивающие задачи:

  • формировать умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников;
  • развивать общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;
  • развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, и мышление;
  • развивать умение анализировать, делать выводы.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать моральные и нравственные качества ребенка, развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживания, уважительное и доброжелательное отношение к окружающим.
  • формировать готовность детей к совместной деятельности, развивать умение договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.

Ожидаемые результаты.

В результате занятия дети вспомнят вежливые слова,

  • научатся анализировать хорошие и плохие дела, поступки.
  • смогут высказать свое мнение о хороших и плохих поступках, повысится мотивация к совершению добрых дел.

Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, презентация «Облако добра», письмо, аудиозапись песня «Дорогою добра», клубок шерстяных ниток, зернышки, порванная книга, цветок, поломанная игрушка, лист бумаги, фломастер, грязная чашка, шаблон облако, бумажные листы для капелек, цветные карандаши.

Этапы

Содержание

I этап. Организационный момент

Приветствие «В кругу друзей».
Я очень рада вновь видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Я предлагаю выполнить «упражнение» Улыбка».
Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и, улыбаясь, скажите несколько приятных слов своим одноклассникам.

Улыбнемся солнышку,
Дадим друг другу руку
- Поднимем настроение
Себе и другу.

Настроение приподнялось? Итак, мы продолжаем нашу работу.

Друзья, нам пришло письмо. Интересно, от кого оно?

«Уважаемые ребята, мы жители страны Добрых дел. В нашей стране мы выращиваем цветы добра. Но вот однажды Злюка, украла волшебное облако, которое поливало наши цветы, чтобы они не засохли! Без него наши цветы пропадут. Мы знаем, что вы очень дружные и добрые ребята. Помогите нам, пожалуйста, вернуть белое облако».
Вот какая произошла грустная история! Хотите помочь жителям страны «Добрых дел»? Справитесь?

А поможет нам найти облако волшебный клубок. Надо хором, дружно сказать вот такие слова:

«Катись, катись, клубок, на запад, на восток, влево, вправо поверни, нас за собой позови, к облаку приведи!»

II этап.
Основная часть

Наше путешествие началось. Музыкальная игра со словами и движениями. «Мы идём.» Н.Шуть

1.Мы идём, мы идём, никогда не устаём (Дети идут по кругу друг за другом)
Все преграды на пути можем запросто пройти.
Яма, все перепрыгнули? Никто не попал? (Перепрыгивают яму)

2.Мы идём, мы идем, никогда не устаём (Дети идут по кругу друг за другом)
Все преграды на пути можем запросто пройти.
Лес, деревья гнутся, ветки шуршат (Поднимают руки вверх, показывают, как качаются деревья)

Ребята! Перед нами широкая река, чтобы перебраться её нам необходимо построить мостик.

Упражнение «Мостик дружбы»

Ведущий просит детей по желанию образовать пары, придумать и показать какой-нибудь мостик (при помощи рук, ног, туловища). Если желающих нет, ведущий может сам встать в пару с кем-нибудь из детей и показать, как можно изобразить мостик (например, соприкоснувшись головами или ладошками).

Затем педагог спрашивает, кто из детей хотел бы «построить» мостик втроем, вчетвером и т.д. до тех пор, пока будут находиться желающие. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх, изображая «Мост дружбы». Какие вы у меня дружные и это нам поможет совершить добрые дела.

Задание «Добрые поступки»
На столе предметы (зернышки, порванная книга, цветок, поломанная игрушка, лист бумаги и фломастер, грязная чашка). Можно ли с помощью этих предметов совершить добрые поступки? Какие?
Дети: Зернышками можно накормить птиц, цветок подарить или полить, книгу подклеить, игрушку отремонтировать, чашку вымыть, на листе бумаги нарисовать что-то приятное, красивое и подарить близкому человеку.
Добрые поступки очень нужны для всех. Добрый поступок - это поступок, в котором проявляется забота о человеке, уважительное отношение к нему, внимание.

Музыкальная игра со словами и движениями. «Мы идём.» Н.Шуть

3.Мы идём, мы идем, никогда не устаём (Дети идут по кругу друг за другом)
Все преграды на пути можем запросто пройти.
А тут море, зашумело море, (Показывают «волну»)
Волны побежали, хорошо, пошли дальше
4.Мы идём, мы идем, никогда не устаём (Дети идут по кругу друг за другом)
Все преграды на пути можем запросто пройти.
Сноп. Понянули ручки в серединочку, (Тянут руки в середину круга и шевелят ими.)
Здорово, хорошо, пошли дальше.

Вы попали в тёмный непроходимый лес. Это лес ваших неразборчивых мыслей, плохих слов, нежелательных поступков. Здесь переплелись ветвями деревья чьих-то обид, накрапывает дождь чьих-то слёз, ухает криком совы отзвук грубости в вашем поведении. Что вы будите делать?
- Я даю каждому маленький солнечный лучик и надеюсь, что этот лучик поможет вам вспомнить вежливые слова.

Игра «Вежливые, добрые слова»

Я начну - вы продолжайте. Только складно отвечайте.
Говорить друзьям не лень,
Улыбаясь…
(Добрый день)

Друг другу на прощание
Мы скажем…
(До свидания)

До чего ж оно красиво
Слово доброе…
(Спасибо)

Если наступил на ножку
Хоть случайно, хоть немножко,
Сразу говори: «Простите»
Или лучше - «Извините».
Мальчик вежливый и ласковый
Говорит, встречаясь…
(Здравствуй)

Когда нас бранят за шалости,
Говорим…
(Простите, пожалуйста)

Если друг встречает друга,
Жмут друзья друг другу руку,
На приветствие в ответ
Каждый говорит…
(Привет)

Если повстречался с кем-то,
По законам этикета,
Чтоб беседа в гору шла,
Спрашиваем: «Как…»
(Дела)

Дети Даша и Егорка
Сыр для пиццы трут на терке.
Просят мышки из норы:
«Дайте! Будьте…»
(Так добры)

Кошечка чихнула снова,
Скажем ей мы:
«Будь здорова.
Выздоравливай скорей.
Больше, киска, не болей!».
Говорит Лиса Матрёна:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А вежливо скажи: «…»
(Пожалуйста!)

Катя пупсика Игнатку
Уложила спать в кроватку
Больше он играть не хочет, Говорит: «…»
(Спокойной ночи!)

Постарайтесь чаще пользоваться этими словами.

Музыкальная игра со словами и движениями. «Мы идём.» Н.Шуть

5.Мы идём, мы идем, никогда не устаём (Дети идут по кругу друг за другом)
Все преграды на пути можем запросто пройти.
Встречаем солнышко, машем, (Поднимают руки вверх и шевелят пальчиками)
Машем ручками, пошли дальше.

6.Мы идём, мы идем, никогда не устаём (Дети идут по кругу друг за другом)
Все преграды на пути можем запросто пройти.
Полянка. Нюхаем цветочки, собираем ягодки. (Собирают ягодки в корзинку)
Ах, как хорошо. Пошли дальше.

7.Мы идём, мы идем, никогда не устаём (Дети идут по кругу друг за другом)
Все преграды на пути можем запросто пройти.

- Путешествие привело нас к большому болоту с глубоким мхом. Чем неприятно болото?
- Болото зарастает тиной и затягивает туда всё живое, случайно попавшее в его трясину.
- Подумайте, почему же мы оказались на этом болоте? Вдруг мы не заметили, как тягучие нити трясины коснулись и нас?
- Это тишина заползшего безразличия к чужому страданию, недомоганию, проблемам, которое обволакивает сердце тяжёлым кольцом. В чём это может выражаться? Подумайте об этом, и здесь поможет вам светлячок.
- Светлячок поможет нам найти дорогу, если мы выполним его задание, он предлагает вам рассмотреть несколько ситуаций и решить как бы поступили вы.

Игровое упражнение «Как бы поступил ты?» (шкатулка хороших поступков)

Дети с помощью воспитателя разбирают ситуации:

1. ситуация. Вошел мальчик в автобус и скорее сел на свободное место. А как поступили бы вы?
2. ситуация. Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?» Какие ошибки совершил мальчик? А как бы поступит ты?
3. ситуация. Во дворе многоэтажного дома есть узенькая дорожка, по льду которой во время мороза любят кататься ребятишки. Её присыпало снегом, и старушка, шедшая в гости к кому-то из жильцов, не заметила льда, поскользнулась и упала. Мальчишка подошёл и с укором сказал:
«Что ж вы, бабуля, такая невнимательная? Так и кости переломать можно.
Дайте оценку поступку. А как бы вы поступили?
4. ситуация. Старенькая бабушка попросила соседского мальчика помогать приносить ей продукты. Мальчик согласился. На следующий день он принёс старушке продукты, а сдачу оставил себе. Когда соседка спросила, где оставшиеся деньги, мальчик ответил, что это - плата за проделанную работу.
Дайте оценку поступку. А как бы вы поступили?
Вывод: Мало быть добрым. Надо так проявлять доброту, чтобы она была приятна и понятна другим людям. Оказывать помощь надо тактично, не подчёркивая, что ты совершаешь хороший поступок.
Какие вы молодцы! Сделали совершенно правильные выводы! Надеюсь. Что вы не только говорите, но и поступаете правильно Вы справились с заданием светлячка

«Мы идём.»
Мы идём, мы идем, никогда не устаём (Дети идут по кругу друг за другом)
Все преграды на пути можем запросто пройти. На пути у нас:

Сказочная долина

Да, непросто, оказывается, быть вежливым, культурным и добрым человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло.

Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. Нам нужно догадаться, о ком идёт речь.

1. Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)
2.А этот сказочный персонаж лечил зверей и птиц, спасал больных зверей Африки (Айболит).
3. Эта сказочная девочка оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда).
4. В какой сказке девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику? (Женя из «Цветика-семицветика» Катаева)
Чем же отличаются эти сказочные герои от всех остальных героев, например Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса? Тем, что они творят добро, помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому.
- А на какого героя вы хотели бы быть похожи? Почему?

«Мы идём.»
Мы идём, мы идем, никогда не устаём (Дети идут по кругу друг за другом)
Все преграды на пути можем запросто пройти.
Ой! Облако! Дождик побежал. (Открывают «зонтики»)
Быстренько открываем зонтики. Никто не намок?
А здесь друзья! Обнимаемся.

Посмотрите, мы нашли наше облако!
- Это облако волшебное, оно заряжает своей доброй, энергетикой. Давайте и мы сделаем такое облако.

Упражнение «Облако добра»
- Нарисуйте на листе капельку, вырежьте, раскрасьте. Напишите на каждой капельке пожелание добра всем людям нашей планеты. Теперь заполните белое пушистое облако своими капельками-пожеланий.

Облако мы возвращаем в страну Добрых дел. А мы с вами возвращаемся в наш любимый класс. И поможет нам в этом волшебный клубочек.

«Катись, катись, клубок, на запад, на восток, влево, вправо поверни, нас за собой позови, в класс любимый приведи!»

III этап.
Заключительная часть

Благодаря вашим стараниям, цветы теперь не засохнут. Жители Страны Добрых дел, вам очень благодарны. Цветок Доброты - это ваши добрые слова, ваши добрые дела и поступки, ваша дружба. Как научиться доброте?

Ответ простой - она везде:
В улыбке доброй и в рассвете,
В мечте и ласковом припеве.
По всей земле добра частицы,
Их надо замечать учиться
И в сердце собирать своем,
Тогда не будет злобы в нем.

Дети, интересно ли вам было общаться? Какие задания были для вас интересными? Мне радостно, что вы такие добрые, отзывчивые дети. Мне было очень приятно и интересно общаться с вами. Я желаю, вам, чтобы вы были добрыми и всегда делали только добрые дела.