Формирование семейных ценностей у младших школьников посредством совместного просмотра мультфильмов

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Классы: 1, 2

Ключевые слова: семейные ценности, младшие школьники


В современном мире укрепление семьи как ценности приобретает особую значимость. Воспитание ценностного отношения к семье в начальной школе сегодня является одной из приоритетных педагогических задач. Ориентация содержания образования на формирование семейных ценностей, которые составляют культурное, духовное и нравственное богатство российского народа, является одним из направлений ФГОС. В стандарте отмечается важность осознания школьниками значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи.

Формирование семейных ценностей начинается с раннего детства, происходит целенаправленно и связано с воспитанием позитивных установок на семью. Детство - самое благоприятное для этого время. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте.

Большую роль в формировании ценностного отношения к семье играет не только сама семья, но и образовательная организация, где учится ребёнок. Воспитание ценностного отношения к семье в условиях общеобразовательной организации - это процесс приобщения учащихся к семейным ценностям, формирования у них смыслов и способов поведения в семье и ценностного к ней отношения. В младшем школьном возрасте формирование ценностных отношений личности связано с подражанием тем моделям отношений, которые ребёнку демонстрирует ближайшее окружение и которые им усваиваются при просмотре телепередач и чтении книг. Одной из форм работы с учащимися начальной школы может стать совместный просмотр мультипликационных фильмов в рамках работы киноклуба.

Киноклуб - это возможность не только посмотреть художественные фильмы и мультфильмы, посвящённые общечеловеческим культурным ценностям, но и обсудить увиденное, поделиться переживаниями, найти что-то новое и познавательное.

Короткометражные фильмы дают возможность за короткий промежуток времени не только увидеть сюжет, но и понять чувства и мотивы поступков героев. Экранные образы помогают опереться на уже сложившиеся формы мышления и восприятия, создают благоприятную почву для углубления духовно-нравственных представлений.

Одним из примеров работы над формированием ценностного отношения к семье в рамках работы киноклуба может стать просмотр и обсуждение мультфильма "Встречайте бабушку" (© Экран, 1984 г. https://www.youtube.com/watch?v=FjNZ51EQYYA )

Цель просмотра: создать условия для формирования духовно-нравственных ценностей (ценность семьи, уважение к старшему поколению, семейные традиции)

Возможные вопросы для обсуждения

Предполагаемые ответы

Чем вечером занимаются члены семьи?

Мама говорит по телефону. Папа смотрит телевизор, сын предоставлен самому себе.

Общаются ли они друг с другом?

«Я ничего не слышу!» - фраза отца и мамы. Они считают, что другие члены семьи им только мешают.

Почему мальчик стреляет из пушки? Понимает ли он, что мешает?

Пытается привлечь к себе внимание.

Эту семью можно назвать дружной? Почему?

Нет. Друг друга не слышат, только упрекают друг друга. Общаются на повышенных тонах.

Как вы думаете, мама хорошая хозяйка? Почему сын не помогает?

Вещи разбросаны. Обратить внимание, из чего она готовит. Мальчика о помощи не просят.

Рады ли домочадцы приезду бабушки? Как она объясняет свой приезд?

Не рады. Лица недовольные. Она соскучилась по «своим дорогим».

Где бабушка живет?

В деревне, с собой привезла курицу, самовар.

Является ли бабушка волшебницей? Благодаря чему в квартире воцарился порядок и уют?

Глаза боятся - руки делают. Всё на своих местах. Трудолюбие. Готовит с удовольствием и радостью. Обратить внимание детей, что пустые разговоры и гаджеты отнимают, «съедают» много времени.

Как подружились внук с бабушкой?

Общее дело, внук с радостью помогает.

Почему вся семья сразу не смогла собраться на кухне?

Не было традиции собираться за столом. Самовар - реликвия, которую привезла бабушка.

Как внук отреагировал на отсутствие бабушки за столом?

Расстроился, заплакал.

О чём задумались родители?

Они не проявили уважения к пожилой родственнице. Натолкнуть детей к мысли, что поведение родителей - образец для подражания для ребёнка. Когда мальчик вырастет, он также буде относится к своим пожилым родителям. (Если читали, вспомнить рассказ Толстого).

Чем отличается первая и вторая встречи родственников?

Уважительное отношение, радость на лицах, помогают раздеться, ухаживают за столом.

О чём заставляет задуматься мультфильм?

Уделять близким людям больше внимания, ценить общение с ними. Уважать старшее поколение, прислушиваться к его мудрым советам. Семью объединяет общее дело и интересы.

Фильм снят в 1984 году. Сталкивались ли вы с такими ситуациями сейчас? (Пельмени, телевизор, разговоры по телефону, ребенок наедине с игрушками (гаджетами)