В современном мире укрепление семьи как ценности приобретает особую значимость. Воспитание ценностного отношения к семье в начальной школе сегодня является одной из приоритетных педагогических задач. Ориентация содержания образования на формирование семейных ценностей, которые составляют культурное, духовное и нравственное богатство российского народа, является одним из направлений ФГОС. В стандарте отмечается важность осознания школьниками значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи.
Формирование семейных ценностей начинается с раннего детства, происходит целенаправленно и связано с воспитанием позитивных установок на семью. Детство - самое благоприятное для этого время. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте.
Большую роль в формировании ценностного отношения к семье играет не только сама семья, но и образовательная организация, где учится ребёнок. Воспитание ценностного отношения к семье в условиях общеобразовательной организации - это процесс приобщения учащихся к семейным ценностям, формирования у них смыслов и способов поведения в семье и ценностного к ней отношения. В младшем школьном возрасте формирование ценностных отношений личности связано с подражанием тем моделям отношений, которые ребёнку демонстрирует ближайшее окружение и которые им усваиваются при просмотре телепередач и чтении книг. Одной из форм работы с учащимися начальной школы может стать совместный просмотр мультипликационных фильмов в рамках работы киноклуба.
Киноклуб - это возможность не только посмотреть художественные фильмы и мультфильмы, посвящённые общечеловеческим культурным ценностям, но и обсудить увиденное, поделиться переживаниями, найти что-то новое и познавательное.
Короткометражные фильмы дают возможность за короткий промежуток времени не только увидеть сюжет, но и понять чувства и мотивы поступков героев. Экранные образы помогают опереться на уже сложившиеся формы мышления и восприятия, создают благоприятную почву для углубления духовно-нравственных представлений.
Одним из примеров работы над формированием ценностного отношения к семье в рамках работы киноклуба может стать просмотр и обсуждение мультфильма "Встречайте бабушку" (© Экран, 1984 г. https://www.youtube.com/watch?v=FjNZ51EQYYA )
Цель просмотра: создать условия для формирования духовно-нравственных ценностей (ценность семьи, уважение к старшему поколению, семейные традиции)
Возможные вопросы для обсуждения
|
Предполагаемые ответы |
Чем вечером занимаются члены семьи? |
Мама говорит по телефону. Папа смотрит телевизор, сын предоставлен самому себе. |
Общаются ли они друг с другом? |
«Я ничего не слышу!» - фраза отца и мамы. Они считают, что другие члены семьи им только мешают. |
Почему мальчик стреляет из пушки? Понимает ли он, что мешает? |
Пытается привлечь к себе внимание. |
Эту семью можно назвать дружной? Почему? |
Нет. Друг друга не слышат, только упрекают друг друга. Общаются на повышенных тонах. |
Как вы думаете, мама хорошая хозяйка? Почему сын не помогает? |
Вещи разбросаны. Обратить внимание, из чего она готовит. Мальчика о помощи не просят. |
Рады ли домочадцы приезду бабушки? Как она объясняет свой приезд? |
Не рады. Лица недовольные. Она соскучилась по «своим дорогим». |
Где бабушка живет? |
В деревне, с собой привезла курицу, самовар. |
Является ли бабушка волшебницей? Благодаря чему в квартире воцарился порядок и уют? |
Глаза боятся - руки делают. Всё на своих местах. Трудолюбие. Готовит с удовольствием и радостью. Обратить внимание детей, что пустые разговоры и гаджеты отнимают, «съедают» много времени. |
Как подружились внук с бабушкой? |
Общее дело, внук с радостью помогает. |
Почему вся семья сразу не смогла собраться на кухне? |
Не было традиции собираться за столом. Самовар - реликвия, которую привезла бабушка. |
Как внук отреагировал на отсутствие бабушки за столом? |
Расстроился, заплакал. |
О чём задумались родители? |
Они не проявили уважения к пожилой родственнице. Натолкнуть детей к мысли, что поведение родителей - образец для подражания для ребёнка. Когда мальчик вырастет, он также буде относится к своим пожилым родителям. (Если читали, вспомнить рассказ Толстого). |
Чем отличается первая и вторая встречи родственников? |
Уважительное отношение, радость на лицах, помогают раздеться, ухаживают за столом. |
О чём заставляет задуматься мультфильм? |
Уделять близким людям больше внимания, ценить общение с ними. Уважать старшее поколение, прислушиваться к его мудрым советам. Семью объединяет общее дело и интересы. |
Фильм снят в 1984 году. Сталкивались ли вы с такими ситуациями сейчас? (Пельмени, телевизор, разговоры по телефону, ребенок наедине с игрушками (гаджетами) |
|