Проект по формированию представлений о социокультурных ценностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия ДОУ и семьи. «Я и моя Осетия»

Разделы: Краеведение, Патриотическое воспитание

Класс: д/с

Ключевые слова: патриотическое воспитание


Актуальность темы

Современное общество утратило традиционные моральные ценности (десять христианских заповедей, кодекс строителя коммунизма и др.), а новых не приобрело. Все это не дает возможности людям четкого различения понятий добра и зла, правды, достоинства, чести, совести; искажает и подменяет традиционные представления о человеке и смысле жизни. Человек не рождается с врожденными социально-культурными ценностями. Социально-культурные ценности своего народа это продукт воспитания - основа личности человека, их роль неоспорима. Недостаток сформированности социально-культурных ценностей подрастающего поколения составляет одно из величайших зол нашего времени, с которым необходимо бороться, иначе человечество дойдет до окончательной гибели и нравственного разложения.

Современная жизнь, современные требования к образованию, требуют новых подходов к организации и обеспечению нравственного воспитания детей. Одним из таких подходов к формированию нравственного сознания является систематичность образования в этом направлении, т. е. введение обязательного последовательного сообщения детям минимума нравственных знаний, на основе которых и должно вестись полноценное нравственное формирование и воспитание всех без исключения детей. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) определяется задача приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; подчёркивается необходимость формирования у детей первичных представлений о культурных традициях, о многообразии культур стран и народов мира. Этим определяется, как важно использовать весь потенциал учебной и воспитательной работы.

Постоянно и последовательно сообщать базовые нравственные знания с учётом возрастных возможностей их усвоения. Информация из окружающего мира для маленького ребенка эмоционально окрашена, детская память связана с яркими впечатлениями. Это позволяет развивать у детей способность к глубоким душевным переживаниям, содействует зарождению чувства сопричастности к истории, культуре и традициям своего народа. Данные особенности восприятия мира ребенком-дошкольником создают благоприятную почву для формирования ценностных установок, образующих в будущем устойчивую индивидуальность человека. Формирование социокультурных ценностей у детей, развиваясь на протяжении всей истории этноса, было призвано выполнять ряд функций по развитию личности и включало в себя элементы умственного, трудового, физического воспитания. Однако, несмотря на столь широкий спектр выполняемых задач, эти традиции воспитания были в первую очередь ориентированы на нравственные аспекты развития личности ребенка и особая роль в этом процессе отводилась семье.

Проведенное среди детей и родителей воспитанников нашего ДОУ анкетирование показывает:

  • познавательный интерес к социокультурным ценностям отсутствует у 70% старшего дошкольного возраста
  • низкий уровень знаний народных традиций выявлен у 65 % детей
  • 83 % родителей не посещают выставки, театры, музеи ,т.к. заняты на работе и стеснены в материальных
  • 40 % родителей затрудняются рассказать о 2-3 народных традиций
  • 18 % родителей не интересуются народными традициями, т.к. считают их устаревшими, архаичными..

На наш взгляд проблема социокультурного развития детей дошкольного возраста, требует особого внимания и может решаться только во взаимодействии ДОУ и семьи. Решение этой проблемы и послужило основанием для выбора темы нашего проекта.

Цель проекта: Формировать представления о социокультурных ценностях осетинского народа у детей 6 года жизни средствами взаимодействия семьи и ДОУ.

Объект исследования - процесс формирования представлений о социокультурных ценностях осетинского народа у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования - особенности формирования представлений о социокультурных ценностях осетинского народа у детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия ДОУ и семьи.

Гипотеза исследования базируется на предложении о том, что процесс формирования представлений о социокультурных ценностях осетинского народа у детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия ДОУ и семьи будет более эффективным если:

  • определены социокультурные ценности осетинского народа;
  • раскрыты особенности формирования представлений о социокультурных ценностях осетинского народа у детей старшего дошкольного возраста
  • формирование представлений о социокультурных ценностях осетинского народа проводится с использованием комплекса мероприятий взаимодействия ДОУ и семьи.

Задачи проекта:

  • Провести анализ теоретических основ формирования представлений о социокультурных ценностях осетинского народа
  • Определить особенности формирования представлений о социокультурных ценностях осетинского народа у детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия ДОУ и семьи;
  • Разработать и апробировать комплекс мероприятий ДОУ и семьи с использованием социокультурных ценностей осетинского народа.
  • Определить эффективность формирования у детей старшего дошкольного возраста, представлений о социокультурных ценностях осетинского народа в условиях взаимодействия семьи и ДОУ

Направления проектной деятельности:

  • Информационный блок: Изучение теоретических материалов,
  • Технологический блок: Разработка конспектов и сценариев мероприятий взаимодействия с родителями в процессе формирования представлений о народных социокультурных ценностях.
  • Организационный блок: Создание предметно - развивающей среды

Вид проекта: познавательный, групповой.

Участники: дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, педагоги группы, специалисты ДОУ.

Сроки реализации: долгосрочный.

Основной раздел программы: познавательное развитие.

Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Обеспечение проектной деятельности:

Методическое:

  1. Е.С.Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.
  2. И.В.Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.
  3. Л.Н.Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.
  4. Л.Ф.Островская «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников».
  5. М.Д.Маханева «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
  6. Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.
  7. И.В.Жирякова «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.
  8. Е.А. Алябьева «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками» М. 2003 г
  9. Осетины/Коллектив авторов. - М. 2012 г
  10. Материалы Интернет.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

  • подбор методической и художественно литературы,
  • подбор произведений прикладного народного творчества,
  • оформление наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки),
  • подготовка материала для продуктивной деятельности,
  • составление картотеки дидактические игры,
  • создание условий для проведения открытых мероприятий

Этапы проведения и реализации проекта

I. Информационно-накопительный

  • Анкетирование и опрос родителей и детей
  • Сбор и анализ литературы по проблеме проекта
  • Консультации со специалистами
  • Составление перспективно-тематического плана взаимодействия ДОУ и семьи.

II. Организационно-практический

(см. Перспективно-тематический план формирования социокультурных ценностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия ДОУ и семьи)

III. Презентационно-завершающий

  • Фотовыставка этапов реализации проекта
  • Выставка продуктов детской деятельности.
  • Оценка этапов реализации проекта

IV. Контрольно-рефлексивный

Подведение итогов.

Предполагаемый результат:

  • Освоение дошкольниками доступных знаний о народных социокультурных ценностях.
  • Овладение знаниями о культуре поведения, взаимоотношений с другими людьми, природных закономерностях, трудовых и бытовых правилах этикета. Повышение уровня социализации.
  • Формирование у дошкольников навыков социального общения со взрослыми.
  • Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.

Достигнутые результаты: Работа над проектом еще продолжается, но уже сейчас можно сделать вывод об эффективности проекта:

  • рост познавательной активности детей повысился до 20 %,
  • анализ результатов усвоения знаний по программе «От рождения до школы» показал:
    • среднее развитие у 73% детей,
    • выше среднего у 20% детей,
  • высокий уровень социализации детей группы: дети являются активными участниками и дипломантами городских конкурсов «На крыльях таланта», спортивных соревнований «Малышиада»
  • наблюдается повышение активности родителей и их участие в жизни группы и детского сада.

В дальнейшем мы планируем систематизировать собранный материал в более развернутый проект формирования представлений о народных социокультурных ценностях у детей старшего дошкольного возраста и включить в него использование ООД по экологии, экспериментированию, художественно-эстетическому развитию и т.д. и продолжим взаимодействовать с родителями в процессе воспитания и развития дошкольников

Практическая значимость работы состоит в том, что подготовленный данный проект может быть использован в практической деятельности педагогов дошкольного учреждения при работе с детьми старшего дошкольного возраста и родителями, окажется полезным для повышения уровня их педагогического мастерства.

Перспективный план формирования социокультурных ценностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия ДОУ и семьи детей старшего дошкольного возраста