Актуальность темы
Современное общество утратило традиционные моральные ценности (десять христианских заповедей, кодекс строителя коммунизма и др.), а новых не приобрело. Все это не дает возможности людям четкого различения понятий добра и зла, правды, достоинства, чести, совести; искажает и подменяет традиционные представления о человеке и смысле жизни. Человек не рождается с врожденными социально-культурными ценностями. Социально-культурные ценности своего народа это продукт воспитания - основа личности человека, их роль неоспорима. Недостаток сформированности социально-культурных ценностей подрастающего поколения составляет одно из величайших зол нашего времени, с которым необходимо бороться, иначе человечество дойдет до окончательной гибели и нравственного разложения.
Современная жизнь, современные требования к образованию, требуют новых подходов к организации и обеспечению нравственного воспитания детей. Одним из таких подходов к формированию нравственного сознания является систематичность образования в этом направлении, т. е. введение обязательного последовательного сообщения детям минимума нравственных знаний, на основе которых и должно вестись полноценное нравственное формирование и воспитание всех без исключения детей. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) определяется задача приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; подчёркивается необходимость формирования у детей первичных представлений о культурных традициях, о многообразии культур стран и народов мира. Этим определяется, как важно использовать весь потенциал учебной и воспитательной работы.
Постоянно и последовательно сообщать базовые нравственные знания с учётом возрастных возможностей их усвоения. Информация из окружающего мира для маленького ребенка эмоционально окрашена, детская память связана с яркими впечатлениями. Это позволяет развивать у детей способность к глубоким душевным переживаниям, содействует зарождению чувства сопричастности к истории, культуре и традициям своего народа. Данные особенности восприятия мира ребенком-дошкольником создают благоприятную почву для формирования ценностных установок, образующих в будущем устойчивую индивидуальность человека. Формирование социокультурных ценностей у детей, развиваясь на протяжении всей истории этноса, было призвано выполнять ряд функций по развитию личности и включало в себя элементы умственного, трудового, физического воспитания. Однако, несмотря на столь широкий спектр выполняемых задач, эти традиции воспитания были в первую очередь ориентированы на нравственные аспекты развития личности ребенка и особая роль в этом процессе отводилась семье.
Проведенное среди детей и родителей воспитанников нашего ДОУ анкетирование показывает:
- познавательный интерес к социокультурным ценностям отсутствует у 70% старшего дошкольного возраста
- низкий уровень знаний народных традиций выявлен у 65 % детей
- 83 % родителей не посещают выставки, театры, музеи ,т.к. заняты на работе и стеснены в материальных
- 40 % родителей затрудняются рассказать о 2-3 народных традиций
- 18 % родителей не интересуются народными традициями, т.к. считают их устаревшими, архаичными..
На наш взгляд проблема социокультурного развития детей дошкольного возраста, требует особого внимания и может решаться только во взаимодействии ДОУ и семьи. Решение этой проблемы и послужило основанием для выбора темы нашего проекта.
Цель проекта: Формировать представления о социокультурных ценностях осетинского народа у детей 6 года жизни средствами взаимодействия семьи и ДОУ.
Объект исследования - процесс формирования представлений о социокультурных ценностях осетинского народа у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - особенности формирования представлений о социокультурных ценностях осетинского народа у детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия ДОУ и семьи.
Гипотеза исследования базируется на предложении о том, что процесс формирования представлений о социокультурных ценностях осетинского народа у детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия ДОУ и семьи будет более эффективным если:
- определены социокультурные ценности осетинского народа;
- раскрыты особенности формирования представлений о социокультурных ценностях осетинского народа у детей старшего дошкольного возраста
- формирование представлений о социокультурных ценностях осетинского народа проводится с использованием комплекса мероприятий взаимодействия ДОУ и семьи.
Задачи проекта:
- Провести анализ теоретических основ формирования представлений о социокультурных ценностях осетинского народа
- Определить особенности формирования представлений о социокультурных ценностях осетинского народа у детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия ДОУ и семьи;
- Разработать и апробировать комплекс мероприятий ДОУ и семьи с использованием социокультурных ценностей осетинского народа.
- Определить эффективность формирования у детей старшего дошкольного возраста, представлений о социокультурных ценностях осетинского народа в условиях взаимодействия семьи и ДОУ
Направления проектной деятельности:
- Информационный блок: Изучение теоретических материалов,
- Технологический блок: Разработка конспектов и сценариев мероприятий взаимодействия с родителями в процессе формирования представлений о народных социокультурных ценностях.
- Организационный блок: Создание предметно - развивающей среды
Вид проекта: познавательный, групповой.
Участники: дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, педагоги группы, специалисты ДОУ.
Сроки реализации: долгосрочный.
Основной раздел программы: познавательное развитие.
Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.
Обеспечение проектной деятельности:
Методическое:
- Е.С.Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.
- И.В.Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.
- Л.Н.Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.
- Л.Ф.Островская «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников».
- М.Д.Маханева «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
- Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.
- И.В.Жирякова «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.
- Е.А. Алябьева «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками» М. 2003 г
- Осетины/Коллектив авторов. - М. 2012 г
- Материалы Интернет.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
- подбор методической и художественно литературы,
- подбор произведений прикладного народного творчества,
- оформление наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки),
- подготовка материала для продуктивной деятельности,
- составление картотеки дидактические игры,
- создание условий для проведения открытых мероприятий
Этапы проведения и реализации проекта
I. Информационно-накопительный
- Анкетирование и опрос родителей и детей
- Сбор и анализ литературы по проблеме проекта
- Консультации со специалистами
- Составление перспективно-тематического плана взаимодействия ДОУ и семьи.
II. Организационно-практический
(см. Перспективно-тематический план формирования социокультурных ценностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия ДОУ и семьи)
III. Презентационно-завершающий
- Фотовыставка этапов реализации проекта
- Выставка продуктов детской деятельности.
- Оценка этапов реализации проекта
IV. Контрольно-рефлексивный
Подведение итогов.
Предполагаемый результат:
- Освоение дошкольниками доступных знаний о народных социокультурных ценностях.
- Овладение знаниями о культуре поведения, взаимоотношений с другими людьми, природных закономерностях, трудовых и бытовых правилах этикета. Повышение уровня социализации.
- Формирование у дошкольников навыков социального общения со взрослыми.
- Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
Достигнутые результаты: Работа над проектом еще продолжается, но уже сейчас можно сделать вывод об эффективности проекта:
- рост познавательной активности детей повысился до 20 %,
- анализ результатов усвоения знаний по программе «От рождения до школы» показал:
- среднее развитие у 73% детей,
- выше среднего у 20% детей,
- высокий уровень социализации детей группы: дети являются активными участниками и дипломантами городских конкурсов «На крыльях таланта», спортивных соревнований «Малышиада»
- наблюдается повышение активности родителей и их участие в жизни группы и детского сада.
В дальнейшем мы планируем систематизировать собранный материал в более развернутый проект формирования представлений о народных социокультурных ценностях у детей старшего дошкольного возраста и включить в него использование ООД по экологии, экспериментированию, художественно-эстетическому развитию и т.д. и продолжим взаимодействовать с родителями в процессе воспитания и развития дошкольников
Практическая значимость работы состоит в том, что подготовленный данный проект может быть использован в практической деятельности педагогов дошкольного учреждения при работе с детьми старшего дошкольного возраста и родителями, окажется полезным для повышения уровня их педагогического мастерства.