Педагогический проект «Взаимодействие ДОУ и родителей в процессе патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями

Класс: д/с

Ключевые слова: патриотическое воспитание, социокультурные ценности


Родина... Это слово выражает самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство человека. Любовь к Родине, преданность своему народу, готовность к любым подвигам во имя Отечества и есть патриотизм - животворный и неиссякаемый источник развития общества.

Актуальность проектаопределяется тем, что процесс воспитания патриотизма является составной частью и одной из главных задач воспитания подрастающего поколения. Именно поэтому утверждение в сознании дошкольников идей патриотизма, гордости за нашу Родину, готовности встать на защиту ее завоеваний было и остается одной из важнейших задач системы образования.

Опыт показывает, что уже в дошкольном возрасте ребенок может и должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран. Дошкольник может усвоить, что наше Отечество укреплялось и развивалось в борьбе с врагами, что лучшие люди отдали свои жизни во имя того, чтобы его детство было безоблачным.

Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у ребенка могут быть сформированы элементы гражданственности, начальной идейной направленности его развивающегося сознания. В дошкольном возрасте дети узнают о полководцах и легендарных героях войны и труда, узнают, как и почему они стали героями. На детей сильное впечатление производят встречи с героями войны и труда.

В настоящее время недостаточно разработано конкретное содержание методики патриотического воспитания, нет определения и качественных характеристик уровней развития детей по данному направлению. Как следствие, педагоги дошкольного образования вынуждены искать отдельные способы патриотической работы, не ориентируясь на четкие теоретические и методические положения. Решение данной проблемы составляет цель нашего педагогического проекта: выявить роль взаимодействия семьи и детского сада в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Проект «Экскурсия к мемориалу славы на территории воинской части 20634»

Цель проекта: Взаимодействие ДОУ и родителей в процессе формирования нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного посредством знакомства с памятными объектами, посвященных павшим героям России.

Объект проекта - процесс формирования нравственных представлений детей дошкольного возраста.

Предмет проекта - взаимодействие ДОУ и семьи в процессе патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Задачи проекта:

Для родителей

  • Педагогическое просвещение по вопросу патриотического воспитания дошкольников.
  • Способствовать стремлению взаимодействовать с педагогами в воспитании дошкольников.
  • Приобщать родителей к социальным взаимоотношениям с детьми и другими родителями.

Для детей:

Познавательные

  • Расширение представлений о защитниках Родины.
  • Формирование чувства гордости за защитников Отечества
  • 3.Прививать желание служить Родине, защищать ее.

Формирующие

  • Формировать нравственно-патриотические качества.
  • Развивать чувство ответственности и гордости за достижения нашей Родины
  • Развивать эмоционально-волевые качества: (культуру, духовный отклик)

Воспитательные

  • Воспитывать у детей целеустремленность, организованность, уважение к защитникам Родины

Ожидаемые результаты проекта.

Для детей:

  • Сформировать знания детей о почтительном отношении к защитникам Родины, к павшим героям, расширить знаний о своей Родине, освоить детьми правила поведения и безопасности при проведении экскурсии, пополнить словарный запас детей по военной тематике.

Для педагогов:

  • Информированность об особенностях проведения экскурсии к мемориалу павших героев.

Для родителей:

  • Проявление интереса к взаимодействию с ДОУ в процессе воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Участники проекта: Дети старших и подготовительных групп, педагогический коллектив, родители, военнослужащие части.

Тип проекта: групповой, познавательный, патриотический.

По продолжительности - краткосрочный, ежегодный.

Обеспечение проекта

  • Материально-техническое - записи военных музыкальных произведений, букеты живых цветов.

Методическое обеспечение.

  • Подбор иллюстраций, фотографий, методической литературы по ознакомлению детей с военной атрибутикой вооруженных сил РФ, подбор атрибутов для детской деятельности.

Первый этап: На первом этапе в группах старшего и подготовительного возраста велась образовательная деятельность, направленная на обогащение детей знаниями о Родине, родном крае (см.Таблица 1)

Таблица 1.Предварительная образовательная деятельность

Область развития

Содержание

Работа с родителями

Социально-коммуникативное

Сюжетно-ролевые игры:
« Военный госпиталь»
«Разведчики»
«Моряки» ит.д.

Беседа «В какие игры играет мой ребенок дома»

Познавательное

Темы НОД:
День защитника Отечества
Столица нашей Родины - Москва. Символы государства.
Вооруженные силы России.

Рассказ отца ребенка о его службе в армии

Речевое

Тематическая беседа«Есть такая профессия - Родину защищать».
Пословицы и поговорки о Родине.
Беседы с использованием наглядно-тематического пособия «День Победы»

Заучивание стихотворения об Армии

Художественно-эстетическое

Аппликация «Поздравительная открытка к празднику 23 февраля». Рисование» «Мы защитники Отечества»
Конструирование «Мощь Российской Армии. Танк» Разучивание песен «Сегодня салют» (автор музыки и слов - М.Протасов, В.Степанов), «Морской капитан» (авторы - М.Протасов, С.Семененко), «Боевая пехотная» (авторы - В.Лебедев-Кумач, С.Чернецкий)
Чтение произведений и разучивание стихов.
З.Н.Александрова Дозор
Л.Кассиль Твои Защитники.

Совместное изобразительное творчество к выставке «Буду в армии служить»

Физическое

Комплексы утренней гимнастики под музыкальное сопровождение военных парадов
.Проведение спортивно-патриотической игры «МЫ - будущие защитники Родины».
Сюжетные игры: для развития внимательности - «Часовой»,
Для развития навыков ползания - «Разведчики»
Для развития быстроты - «Летят ракеты»

Участие в совместном спортивном развлечении «Мы - будущие защитники Родины»

Взаимодействие с родителями

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
Создание родительской группы по организации экскурсии в в/ч 20634
Посещение в/ч 20634, встреча с командиром части
Составление маршрута экскурсии
Составление конспекта экскурсии

Участие родителей в организации экскурсии

Второй этап (продукт проекта)

  1. Открытая выставка детских работ «Наша Армия - защитница мира».
  2. Проведение спортивно-патриотической игры «Мы - будущие защитники Родины» для детей старшего, подготовительного дошкольного возраста.
  3. Создание фотоотчета об экскурсии к Мемориалу Славы.

Результативность работы.

  • Повысился нравственный потенциал и профессиональная компетентность педагогов в вопросах патриотического воспитания дошкольников.
  • Возрос интерес родителей к участию в совместных мероприятий с ДОУ, стали активнее включаться в деятельность детского сада, направленную на патриотическое воспитание детей.
  • Дети проявляют активность в получении знаний о Родине, об Осетии, о российской армии.

Конспект совместной экскурсии родителей и старших дошкольников к мемориалу славы на территории воинской части 20634

Цель: формирование основ патриотического самосознания и любви к Отечеству.

Задачи:

  • воспитывать у детей любовь и уважение к защитникам Отечества, чувства благодарности и памяти к погибшим воинам;
  • развивать стремление к познанию истории российской армии;
  • формировать эмоционально-нравственную сферу, чувство гордости за доблесть и отвагу наших защитников-воинов.

Воспитатель. Дети, мы с вами совершим экскурсию в воинскую часть, что расположена рядом с нашим детским садом. Часто мы слышим звук стреляющих автоматов, взрывы снарядов и спокойно реагируем на эти звуки. А как вы думаете, почему?

Ответы детей (ОД)

Воспитатель. Правильно. Это не война, это бойцы российской армии учатся искусству защиты нашей Родины от врагов, которые хотят захватить нашу землю, поработить людей, живущих в нашей стране. Многие воины отдали свою жизнь - самое ценное, что есть у человека, за то, что бы мы жили под мирным небом, могли радоваться жизни, свободно жить и дышать в своей стране. И сегодня мы почтим память героев, проявивших в борьбе с врагами отвагу, воинскую доблесть, мужество.

Дети, вместе с родителями направляются к КПП части, где их встречают солдата и офицеры и проходят на территорию части.

Воспитатель. Посмотрите на эту аллею. Называется она - Аллея героев. Как вы думаете, почему?

ОД

Воспитатель. Правильно. С правой и с левой стороны расположены портреты людей, чья доблесть и слава при защите Родины были удостоена высоких наград - орденов и медалей. Давайте рассмотрим их портреты.

Дети рассматривают портреты, обсуждают какие разные награды ордена и медали на кителе воинов.

Далее дети подходят к Мемориалу Славы.

Воспитатель. Дети, прислушайтесь, какая тишина. Как будто время замерло у этого памятника.

Кого скульптор изобразил на постаменте?

ОД

А почему у мамы такой скорбный вид?

ОД

Воспитатель. Правильно. Это памятник всем мамам, чьи сыновья погибли защищая Родину, свой дом, своих родных и близких. И это место, где все мы можем вспомнить павших героев и оказать им наше уважение и благодарность.

Посмотрите, здесь не один памятник. Их несколько. Все потому, что эти воины, защищая нашу страну, погибли в разное время, но их подвиг помнят. И сейчас давайте возложим цветы в память о павших героях.

Воспитатель. Посмотрите, дети, это гранитный монумент, на котором мраморные плиты с высеченными фамилиями павших бойцов. Почему они высечены на камне?

ОД

Воспитатель. Да. Эти мраморные плиты вечно будут хранить для нас фамилии солдат и офицеров, зачищающих нашу спокойную жизнь. Потому так и говорят: «Вечная вам память павшим героям!»

Воспитатель читает фамилии на монументе. Предлагает детям подойти, а ладошками притронуться к мрамору и поблагодарить погибших бойцов.

Воспитатель. Каждый солдат, каждый офицер знает, что от него зависит жизнь многих и многих людей: женщин, стариков, детей. И каждый готов сделать все, что б люди жили спокойно. Мы возложим цветы к этому памятнику, что б все знали, что когда подрастут наши мальчишки, они станут на защиту нашей Родины и будут с честью оберегать ее покой.

Воспитатель. А сейчас вам о своей службе расскажет капитан Сергей Алексеевич.

Рассказ о том, что день и ночь солдаты и офицеры стоят на страже безопасности страны, что каждый старается нести службу по охране Родины с достоинством и доблестью и поэтому мамы, папы, бабушки, дедушки, все наши родные и близкие могут жить спокойно под мирным нибом.

Воспитатель. Когда люди вспоминают дорогих и близких людей, когда хотят от всех души поблагодарить их за спасение, за мир, за возможность радоваться жизни, тогда наступает время «Минуты молчания». Давайте и мы мысленно направим нашу безмерную благодарность павшим воинам и почтим их память Минутой молчания.

Звучит песня, посвященная павшим бойцам, удары часов. «Минута молчания»

Дети и родители возлагаю цветы к Мемориалу Славы.

Ребенок читает стихотворение:

Стоим у Вечного огня,
Молчанье строгое храня,
Лишь горны тихо здесь поют:
Героям Родины - салют!
И в этот день мы вспомним тех,
Кто не вернулся в отчий дом,
Кто пал за Родину в бою,
За мир, в котором мы живем!
Придем мы к вечному огню
И принесём цветы весны,
Весны, в которой мы живем,
Весны, которую спасли.

Воспитатель. ЖИЗНЬ продолжается. И мы будем расти добрыми, умными, сильными и будем стараться, что бы наша страна, наша Родина стала еще лучше и прекраснее. А сейчас пройдем на площадку, где наши бойцы тренируются в своих умениях защищать Родину.

Пусть навек исчезнут войны,
Чтобы дети всей Земли
Дома спать могли спокойно
Танцевать и петь могли.

Воспитатель. Наша экскурсия на этом заканчивается, но память о героях будет жива вечно!