Целевая аудитория: дети 6-10 лет со средней и тяжелой умственной отсталостью с ТНР.
Форма проведения занятия: комбинированное занятие (беседа, просмотр иллюстраций и видеоролика, практические задания).
Технологии и методические приемы обучения:
- интерактивные технологии: тематическая презентация, музыкальное сопровождение, познавательное видео для детей «Осьминог», видеоролик «Интересные факты про Осьминогов».
- игровая технология: дидактическая игра «собери осьминогов по цвету», игра «Собери осьминога», подвижная игра «Улов осьминог».
- здоровьесберегающая технология: динамические паузы (комплексы физминуток, пальчиковая гимнастика), смена видов деятельности, учет индивидуально-типологических особенностей развития воспитанников.
Методические приемы: словесные, наглядные, практические.
Цель: формирование знаний детей об осьминогах.
Задачи:
Образовательные задачи:
- Расширение и уточнение знаний детей о море и его обитателях.
- Совершенствование и уточнение словарного запаса по теме «Подводный мир».
- Совершенствование мелкой моторики.
- Совершенствование общей моторики.
- Совершенствование творческого воображения.
Развивающие задачи:
- Развитие мелкой моторики .
- Развитие общей моторики (координация речи с движениями).
- Развитие внимания, памяти, воображения.
Воспитательные задачи:
- Воспитание познавательного интереса к представителям морской фауны.
- Формирование умения работать и играть в коллективе.
- Воспитание чувства коллективизма, ответственности.
Оборудование: тематическая презентация, музыкальное сопровождение, картинка «Солнышко», фото моря, познавательное видео для детей «Осьминог», видеоролик «Интересные факты про Осьминогов», большая картинка осьминога, к нему отдельно: глаза, нос и рот, много картинок-осьминожек разных цветов (красного, синего, желтого, зеленого и коричневого цвета).
Ход занятия
I. Оргмомент
1. Приветствие
- Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу (как солнышко на картинке), возьмемся за руки и повторим:
Возьмемся за руки, друзья!
Друг другу улыбнемся,
Мы пожелаем всем добра и скажем:
«Здравствуй, солнце!»
- Ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие к морю и познакомимся с одним из его подводным обитателем. Скажите, а море можно увидеть? Посмотрите на фото моря. А можно его услышать? (звучит шум прибоя, голос дельфина, чаек). Закройте глаза и представьте море.
- Чтобы отправится к морю, нужно сказать волшебные слова и 3 раза обернуться вокруг себя: «Вокруг себя обернись, на берегу моря окажись!»
II. Основная часть
1. Целеполагание
- Дети, посмотрите, у берега моря кто-то прячется. Кто это?
Ты со мною незнаком,
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног,
Кто, скажи я? (осьминог)
2. Просмотр познавательного видео для детей «Осьминог»
- Ребята, про кого мы сейчас смотрели видео? (ответы детей)
3. Физминутка «Осьминог»
- Ветер дует, задувает, (руки подняты вверх, раскачивают из стороны в сторону)
Волны в стороны качает.
Осьминог на дне сидит (топают ногами, руки на поясе)
И ногами шевелит.
Чайка над водой летает (имитируют движение крыльев)
И за рыбками ныряет (приседание)
Осьминог на дне сидит (топают ногами)
И ногами шевелит.
Под водой на глубине (движение «плавают брасом»)
Крокодил плывет в воде.
Осьминог на дне сидит (топают ногами)
И ногами шевелит.
4. Дидактическая игра «Собери осьминога»
Воспитатель демонстрирует картинку осьминога без глаз, рта и носа.
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на рисунок осьминога. Что у него не хватает? (ответы детей)
- Покажите, пожалуйста, а где у вас глазки? (дети показывают)
- А где у вас рот? (дети показывают)
- Покажите ваш нос (дети показывают)
- Давайте поможем нашему осьминогу и положим ему сначала рот (дети кладут на осьминого рот), затем нос (дети выполняют задание), а после этого положим ему глаза (дети, по очереди выполняют задание)
- Какие вы все молодцы, отлично справились с заданием!
5. Просмотр и обсуждение познавательного видео для детей «Интересные факты про Осьминога»
6. Пальчиковая игра «Осьминожка»
Жил весёлый осьминожка (поставить все пальцы руки на стол,
Не одну имел он ножку (постучать пальцами по столу)
Бегал он всё по волнам (побегать пальцами по столу,
И по жёлтым по пескам (продолжать бегать пальцами по столу)
Посмотрите я цветной (поднять руку и потрясти кистью,
Весь красивый, озорной (повертеть кистью руки)
Я на радугу похож (продолжать вертеть кистью руки)
Очень я люблю играть (сжимаем и разжимаем кулак,
Свои ножки разминать (продолжать сжимать и разжимать кулак)
Раз два три четыре пять (поочерёдно загибаем пальцы,
Ножек я имею пять (разжать кулак, раздвинуть пальцы в стороны и показать)
(Выполнять поочерёдно, для одной руки, потом для другой)
7. Дидактическая игра «Собери осьминогов по цвету»
Воспитатель разлаживает перед детьми картинки с разноцветными осьминожками.
- Посмотрите, пожалуйста, на картинки. На них нарисованы осьминожки. Чем они отличаются друг от друга? Правильно, цветом.
- Ребята, давайте разделим их по разным цветам! (дети под музыку делят картинки по цветам: красный, зеленый, желтый и коричневый)
8. Подвижная игра «Улов осьминога»
- Ребята, представьте, что мы находимся в море и наша задача сейчас, поймать как много осьминожек. Кто больше картинок соберет, тот и победил! (Дети под музыку «Песенка осьминожек» собирают картинки осьминогов)
- Ребята, вы большие молодцы и отличный собрали улов!
III. Подведение итогов. Рефлексия
- Молодцы, ребята! Вы выполнили все задания осьминога. Осьминог вас благодарит и дарит вам подарки (конфеты с морскими обитателями).
- Спасибо, дорогой осьминог! А нам нужно возвращаться к себе. Повернемся вокруг себя и произнесем волшебные слова: «Вокруг себя обернись и у себя, в игровой комнате окажись!».
- До свидания, ребята! Увидимся на следующем занятии!