Генетическая связь между основными классами неорганических соединений

Разделы: Химия


«Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции».
М.В.Ломоносов

Цели урока: проверить умения распознавать формулы основных классов неорганических веществ (оксидов, кислот, оснований, солей), а также классифицировать химические элементы на металлы и неметаллы, продолжить развитие умений строить логические связи, осмысленно двигаясь по генетической цепочке "простое вещество - оксид - гидроксид - соль", а также умение делать выводы, совершенствовать навыки в написании уравнений химических реакций, определении типов реакций.

Тип урока: обобщение знаний и умений, их систематизация.

Формируемые УУД.

  • Предметные: систематизировать знания учащихся о составе и свойствах основных классов неорганических веществ, совершенствовать навыки в написании уравнений химических реакций, определении типов реакций, соблюдать правила техники безопасности при работе с химическими реактивами и химической посудой.
  • Метапредметные: развивать интерес к химической науке, воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать, делать выводы, описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе демонстрационного и лабораторного экспериментов.
  • Личностные: формировать умения вести диалог, работать в группе, строить монологическую речь, формулировать проблему и знать пути ее решения, строить логическую цепь размышлений.

Методы и методические приемы: индивидуальная и групповая работа, самостоятельная работа по составлению химических уравнений.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Основная часть

1. Беседа по вопросам

  1. На какие группы делятся вещества по составу?
  2. Что мы относим к простым веществам, на чем основана эта классификация? Приведите примеры.
  3. Какие вещества называются сложными? На какие классы делятся сложные вещества?

Сегодня мы с вами будем работать по группам, таких групп будет 4. Кто какой класс будет представлять, выберете самостоятельно следующим образом - какая команда первая ответит на вопрос, такой класс и будет представлять.

Вопрос 1. Марс окрашен в красный цвет благодаря значительному содержанию в грунте планеты соединений этого элемента. Для придания стеклу различной окраски также используют соединения данного класса. О каком классе соединений идет речь? (Оксиды)

Вопрос 2. Представитель этого класса широко используется человеком, например, в производстве лекарств, кожевенной промышленности, очищения нефти. Всем известный «Крот» для труб способен растворять жиры и даже волосы благодаря этому веществу. О каком веществе идет речь и к какому классу соединений оно относится? (NaOH - основания)

Вопрос 3. До ХIХ века в России существовал обычай «угощения водяного». Его задабривали для того, чтобы он стерег рыбу в реке, не рвал сетей, обеспечивал хороший улов и спасал утопающих. Угощением служила лошадь, ее голову натирали медом и … вывозили на середину реки и сбрасывали в воду. Чем же натирали голову лошади? (NaCl - соли)

Вопрос 4. Это вещество входит в состав всемирно известной «Кока-Колы» и других напитков. В желудочном соке здорового человека содержится довольно распространенный представитель этого класса, которого достаточно, чтобы за неделю растворить небольшой кусочек металла. К какому классу соединений относятся упомянутые вещества? (Кислоты)

2. Исследовательская работа по группам

Учитель: На столе у вас стоят реактивы. Проделайте реакции, характеризующие свойства соединений вашего класса соединений на примере конкретного вещества.

1) Запишите уравнения реакций, расставьте коэффициенты, определите тип химических реакций.

2) Самостоятельно допишите уравнения, характеризующие недостающие химические свойства.

3) Составьте генетический ряд для данного вещества.

На выполнение работы отводится 20 мин.

Группа «Оксиды».

Реактивы: оксид кальция, вода, фенолфталеин, соляная кислота. Запишите уравнения реакций, характеризующие свойства оксида кальция.

Группа «Основания».

Реактивы: гидроксид натрия, фенолфталеин, соляная кислота. Запишите уравнения реакций, характеризующие свойства оксида кальция.

Группа «Соли».

Реактивы: сульфат меди(II), хлорид бария, гидроксид натрия, железо. Запишите уравнения реакций, характеризующие свойства сульфата меди(II)

Группа «Кислоты».

Реактивы: серная кислота, метилоранж, магний, оксид магния, гидроксид натрия, хлорид бария. Запишите уравнения реакций, характеризующие свойства серной кислоты.

Учитель: а сейчас группа «Оксиды» проверит работы группы «Соли» и наоборот. А группа «Основания» обменяется работами с группой «Кислоты». Прокомментируйте выставленные оценки. На эту работу отводится 7 мин.

Учитель: Составьте синквейн о своем классе соединений. Напоминаю, что синквейн включает 5 строк.

  • 1 строка - одно слово - существительное (тема синквейна).
  • 2 строка -2 прилагательных, раскрывают тему синквейна.
  • 3 строка - 3 глагола, описывающих действие поданной теме.
  • 4 строка - фраза, предложение, выражающая отношение к теме.
  • 5 строка - слово - вывод, выражающее личное отношение.

Примерные варианты синквейнов.

1. Оксиды.
2. Бинарные, солеобразующие.
3. Содержат О, реагируют и не реагируют с водой.
4. Распространенные соединения в природе.
5. Жизнь.

1. Основания.
2. Растворимые, нерастворимые.
3. Состоят, реагируют, получают.
4. Реагируют с веществами, проявляющими кислотный характер.
5. Гидроксиды.

1. Кислоты.
2. Растворимые, нерастворимые.
3. Обугливают, разъедают, реагируют.
4. Довольно активные вещества.
5. Опасность

1. Соли.
2. Бесцветные, окрашенные.
3. Строят, консервируют, удобряют.
4. Широко встречаются в природе.
5. Важные соединения.

III. Подведение итогов

Какие основные выводы по теме сегодняшнего урока мы можем сделать?

Выводы записываем в тетрадь:

  1. Существует взаимосвязь между классами неорганических соединений.
  2. Металлы и неметаллы образуют соответствующие генетические ряды.
  3. Исходя из химических свойств, можно осуществлять цепочки превращений.

VI. Рефлексия

  • Мне понравился урок…
  • Мне не понравился урок…
  • Я могу определять класс соединений и знаю химические свойства…
  • Я не могу определять класс соединений и знаю химические свойства…

V. Домашнее задание

Задание. Даны вещества: медь, кислород, азотная кислота, вода, металлический калий. Какими из данных веществ можно воспользоваться, чтобы получить гидроксид меди(II). Запишите уравнения всех необходимых уравнений реакций, расставьте коэффициенты, определите тип химической реакции.