Мультимедиа технологии как средство повышения эффективности образовательной деятельности в работе музыкального руководителя детского сада

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Пояснительная записка

В статье рассматривается применение мультимедийных технологий в работе музыкального руководителя детского сада, как современного средства наглядности. Используемые педагогом приемы применения мультимедиа приобщают детей к музыкальному искусству, способствуют накоплению у детей опыта восприятия музыки, побуждению выражения своих впечатлений в различных видах музыкальной деятельности. Представлены разнообразные формы применения мультимедиа презентаций с семьями воспитанников, с помощью которых происходит осознанное вовлечение родителей в единый совместный процесс развития ребенка.

Актуальность использования мультимедийных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества образовательной деятельности. Прежде всего, это не дань моде, а создание развивающей образовательной среды, которая представляет систему условий социализации и индивидуализации детей. Образовательное пространство должно быть насыщено техническими средствами обучения и воспитания (3.3.4 ФГОС ДО).

Содержание

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, педагогические работники, реализующие образовательную программу, должны обладать компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей.Среди умений отмечается владение педагогом ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

В своей педагогической деятельности в качестве музыкального руководителя детского сада активно осваиваю и внедряю мультимедиа-технологии. Применение мультимедиа-технологий в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста в сочетании с традиционными методами, позволяет многократно усилить метод наглядности, значительно расширить возможности предъявления и восприятия информации, повысить мотивацию ребенка, способствовать комплексному освоению и лучшему запоминанию материала. Использование мультимедиа-технологий дает возможность моделировать различные ситуации и среды, развивая при этом творческие и познавательные способности детей.

Стремительное развитие мультимедийных технологий и масштабность их применения в дошкольной организации объясняется в первую очередь многочисленными преимуществами использования. К ним относятся:

  • информационная емкость - основным отличием от остальных способов представления информации является их особая насыщенность содержанием, возможность разместить достаточно большой объем графической и звуковой информации;
  • компактность - в качестве носителей могут быть использованы различные типы дисков, USB-карты, но независимо от формы и емкости, все эти типы носителей отличаются компактностью и удобством хранения;
  • наглядность и эмоциональная привлекательность - мультимедийные технологии дают возможность представить информацию не только в удобной для восприятия последовательности, но и эффектно сочетать звуковые и визуальные образы, подобрать доминирующие цвета и цветовые сочетания, которые создадут у дошкольников позитивное отношение к представляемой информации, будут способствовать комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала;
  • многофункциональность - возможность многократного использования одной мультимедийной презентации, ее дополнения новыми графическими материалами, модификациями.

Мультимедиа технологии эффективно используются на различных этапах работы с детьми, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать предлагаемый материал. При объяснении нового материала создание слайдов даёт возможность использовать анимацию, которая помогает поэтапно представить учебный материал. Выделение объектов, передвижение их по слайду акцентирует внимание детей на главном в изучаемом материале.

При появлении изображения на мультимедийном экране, даже пассивный ребенок, проявляет интерес к музыкальной деятельности, эмоционально откликается на различный характер музыкальных пьес, стремится двигаться под музыку. Увиденное на экране в музыкальном зале, вызывает у ребенка удивление и восхищение, огромный интерес. Движение, звук, анимация, цветная иллюстрация привлекает внимание детей. Музыкальный образ воспринимается детьми более полно и ярко в сочетании со зрительным восприятием изучаемых объектов, что позволяет быстрее и глубже усваивать материал.

В соответствии с ФГОС ДО задачи музыкального воспитания реализуются в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» и содержат различные формы организации музыкальной деятельности. Все формы организации музыкальной деятельности обладают своей спецификой и своими возможностями. Основной формой организации музыкальной деятельности является организованная образовательная деятельность (далее ООД). Трудность построения ООД музыка заключается в необходимости переключения внимания детей с одного вида деятельности на другой, не снижая эмоционального подъема.

Использование мультимедийных технологий позволяют организовать ООД так, чтобы ребёнок активно, с увлечением развивался в разных видах музыкальной деятельности. Одним из основных видов музыкальной деятельности является восприятие музыки. Мультимедиа технологии вызывают желание у детей неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное. В процессе восприятия музыки используются разные виды мультимедийных презентаций.

  • Презентация-путешествие - универсальная презентация, на страницах которой, могут быть освещены многие музыкальные темы. Например, включение в ООД презентации «Филармония» помогает познакомить детей не только с различными видами оркестров, но в виртуальной игре раздвинуть стены детского сада. Для создания этой презентации используется игровой персонаж аудиоэнциклопедии «Чавостик и дядя Кузя» Елены Качур. Дети знакомятся с вятским симфоническим оркестром имени В.АРаевского, с народным оркестром имени Ф.А.Шаляпина, с восхищением наблюдают за выступлением коллектива театра классического танца нашего города. Презентации такого вида формируют у детей элементарные представления о культуре нашего города. Использование регионального компонента позволяет детям осознавать принадлежность к своей «Малой Родиной».
  • Презентация-иллюстрация - возможность подкрепления рассказа педагога при ознакомлении детей с творчеством композиторов слайдами с портретом, иллюстрациями из жизни композитора. В данных презентациях, решаются дидактические задачи, которые меняются от занятия к занятию. Впоследствии в презентацию могут быть включены рисунки детей на прослушанную музыку данного композитора. Презентации-иллюстрации позволяют развивать познавательную активность детей старшего дошкольного возраста, создавать копилки музыкальных произведений, запоминать имена композиторов, создавших их.
  • Презентация-сказка способствует развитию фантазии, закладывает у детей творческое начало. Например, презентация «Королевство скрипичного ключа» вводит детей в мир музыкальной грамоты через знакомство со сказочными персонажами Королем Динь-Доном и прекрасной принцессой Милисентой.
  • Презентация-видеофрагмент - это демонстрация фрагментов музыкальных мультипликационных фильмов, фильмов различных жанров (опера, балет, мюзикл). Например, при повторном прослушивании пьесы К.Сен-Санса дети приглашаются в Большой театр на концерт выдающейся балерины Галины Улановой, просматривают видеофрагмент концерта. Встреча с лучшими образцами музыкального искусства позволяет воспитывать интерес к классической музыке, развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия музыки, представления о ее красоте, формировать начало художественного вкуса, приобщать к культурному музыкальному наследию.
  • Презентация-игра особенно нравится детям. В интерактивных играх «Узнай по звуку музыкальный инструмент», «Какой музыкальный инструмент лишний?» дети получают элементарные знания о классификации инструментов симфонического оркестра, развивая тембровый слух.За правильный ответ дети получают награду в виде картинок-призов.
  • Презентация-викторина используется на заключительном этапе работы. На страницах презентаций«Назови композитора», «Угадай мелодию», «Узнай музыкальный инструмент» дети в игровой форме выполняют задания педагога.Правильный ответ поощряется звуковым сигналом.

Следующий вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста - это музыкально-ритмические движения. Применение мультимедийных технологий в развитии музыкально-ритмических движений,помогает детям точно выполнять указания педагога, выразительно исполнять музыкальные движения.

  • Видеозапись для правильного, красивого показа в процессе разучивания танцевальных движений, для оценки качества выполнения детьми музыкально-ритмических движений. Просмотры видеозаписей формируют у детей способность к оценке качества своего творчества и творчества сверстников. Процесс разучивания танцев при помощи учебных видеодисков становится увлекательным.
  • Видеоряд, сопровождающий ритмодекламацию. Ритмодекламация - новый вид музыкально-ритмических движений - сочетание поэзии, музыки, движения, видеоряда. Передача образов вызывает у ребенка живой интерес, побуждает находить выразительную мимику, пластику движений. Дети просят многократно повторять ритмодекламацию «О чем шуршат листья?», «Я рисую весну» и другие, созданные белорусским музыкальным педагогом М.Мишаковой.
  • Демонстрация на экране мультимедиа таблиц, при помощи которых дети выполняют перестроения и разучивают элементы танцев, закрепляют ориентировку в пространстве.

Следующий вид музыкальной деятельности - пение. Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Для активизации детей в певческой деятельности также используются мультимедиа технологии.

  • Запись аудио или видео исполнения песни детьми, с последующей оценкой качества исполнения самими детьми. Прослушивание аудиозаписей с комментариями педагога позволяет ребенку дать правильную оценку качеству звучания своего голоса, развивает способность к самооценке и самоконтролю - это неотъемлемая часть работы в певческой деятельности.
  • Презентация-видеоряд - это создание иллюстраций к песням, материалов (видео, фото), отражающих, как содержание песен и попевок, так и объясняющих смысл трудных и непонятных слов. Например, в «Песенке о гамме» на музыку Г.Струве, музыкальная Пчелка, помогает детям знакомиться с гаммой, нотным станом, скрипичным ключом, нотами (приложение № 1).
  • Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация, облегчающая процесс запоминания информации. Например, на каждое слово или словосочетание, в тексте придумывается картинка (изображение). Таким образом, текст песни зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит текст целиком.

Просмотр видеороликов лучших образцов хорового пения способствует накоплению у детей музыкального опыта, помогает выбрать ориентир при формировании вокального эталона. Например, во время прослушивания английского хора мальчиков «Либеро» пьесы «АveMaria» композитора Качинни, дети проявляют искренние эмоции, просят повторить увиденное, задают много вопросов, просят родителей найти видео в интернете.
Неоценимую пользу в ООД Музыка приносят мультимедийные музыкально-дидактические игры. Дети увлекаются игрой, ее красочностью, звуком, анимацией и интерактивностью. Рассмотрим виды мультимедийных музыкально-дидактических игр.

  • Игра-презентация для развития звуковысотного слуха ребенка. Например, игра-презентация «Музыкальная лесенка» для детей среднего дошкольного возраста (приложение № 1), позволяет формировать умение различать звуки по высоте.
  • Игра-презентация для развития ладового чувства. Например, игра-презентация «Деревенька ладная», позволяет формироватьу детей способность ощущать эмоциональную выразительность музыки. В процессе знакомства с жителями деревеньки Ладной звучат музыкальные пьесы различного характера. Дети подбирают иллюстрации из нескольких предложенныхк характеру звучащей музыки.
  • Игра-презентация для развития чувства ритма. Например, в игре-презентации «Зимняя сказка» дети играют на больших и маленьких колокольчиках, передавая ритм, изображенный на слайдах большими и маленькими снежинками.
  • Игра-презентация для определения и закрепления простых жанров в музыке. Например, в младших группах в игре-презентации «Что делают в домике» слушая музыкальную пьесу дети определяют жанр музыки. В игре-презентации «Три кита» дети старшего дошкольного возраста знакомятся с различными видами жанров, что позволяет формировать познавательный интерес у детей.

Современную культурно-досуговую деятельность детского сада сложно представить без использования мультимедиа. На развлечениях и праздниках в детском саду используются следующие приемы применения мультимедиа технологий.

  • Слайд-шоу, как иллюстративный, анимационный фон мероприятий, оформление детских концертов, досугов, развлечений.
  • Видеоряд с использованием праздничной тематики - День Победы, День защитника Отечества, День России, Масленица.
  • Презентация-фотоальбом - экскурс выпускников в их раннее детство. Презентация «Топ, топ, топает малыш» невозможен без поддержки мультимедиа. Для создания данной презентации собирается фото и видеоматериалы с прихода детей в детский сад.
  • Презентация-демонстрация продукта, в содержание которой вставляются рисунки детей вместе с фотографиями мам и демонстрируются в ходе праздника или развлечения.
  • Презентация с участием интерактивного персонажа используется в ходе сценария праздника, вызывает огромный интерес у детей. Участие интерактивной Золотой рыбки, Солнышка, Живой шляпыподдерживает интерес детей на протяжении всего праздника, а интерактивный Дед Мороз в ясельной группе позволяет не испугать маленького ребенка.

Использование мультимедиа разнообразит культурно-досуговую деятельность, создает радостное настроение, вызывает эмоциональный подъем всех участников педагогического процесса.

Привлечение мультимедиа в работе с семьями воспитанников способствует решению тех педагогических задач, которые часто сложно, а порой и невозможно решить традиционными способами.Взяв на вооружение мультимедиа в работе с родителями, мы получили высокую посещаемость родительских собраний, установили доверительные отношения с ними. Применение мультимедиа музыкальным руководителем во взаимодействии с семьями воспитанников развивается в двух направлениях. Первое направление - применение различных видов презентаций для оформления родительских собраний, круглых столов. Виды презентаций, применяемых в данной направлении.

  • Презентация - видеоотчет о музыкально-творческой деятельности детей и семей воспитанников. Например, презентации - отчеты семейных конкурсов «Музыкальный инструмент», «Театральная игрушка», отчеты о совместной проектной деятельности.
  • Информационная презентация является поддержкой выступлений музыкального руководителя на родительских собраниях.
  • Видеоролики фрагментов ООД Музыка, детских концертов, выступлений демонстрируются на родительских собраниях.

Второе направление - это привлечение участия родителей к разработке и созданию презентаций. В нашем детском саду уже несколько лет на выпускной бал родители воспитанников готовят презентации-сюрпризы для детей и педагогов.

Таким образом, использование мультимедиа технологий в работе музыкального руководителя детского сада делает знакомство с музыкой интересной, разнообразной, повышает эффективность музыкальной деятельности, делая ее более наглядной и насыщенной. Мультимедиа способствует повышению мотивации у ребенка, формированию максимально-комфортной среды. Ребёнок активно, с увлечением развивается в разнообразных видах музыкальной деятельности, что является базой для формирования художественного вкуса, развития творческого потенциала и гармонического развития личности в целом.

Литература

  1. Горвиц Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании / Под ред. - М., 1998. - С. 218 - 226
  2. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
  3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования, -М., 2000.
  4. Янова Е. А. Использование мультимедиа-технологий в работе музыкального руководителя [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. - С. 60-62.
  5. Электронный ресурс: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: http://bda-expert.com/2014/01/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya-minobrnauki/.
  6. Электронный ресурс: Головня М.Е. Особенности музыкального воспитания в условиях ДОУ. URL: http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/10/22/osobennosti-muzykalnogo-vospitaniya-v-usloviyakh-dou
  7. Электронный ресурс: http://doshkolnik.ru/musika/11038-tehnologii.htm
  8. Селиверстова Е.А. «Применение новых мультимедийных технологий в музыкальном образовании - дань времени, или необходимость?»
  9. Электронный ресурс: http://publikacia.net/archive/2015/4/2/26 Дягилева Т.Н. «Актуальные вопросы использования мультимедийных технологий в образовании дошкольников».
  10. Электронный ресурс: Деркунская В.А. ФГОС дошкольного образования о музыкальном развитии ребёнка. URL: http://www.resobr.ru/materials/45/50379/
  11. Электронный ресурс: Качур Е. Аудиоэнциклопедия «Волшебный мир искусства» http://www.1elena.ru/catalog/audioentsiklopedii/
  12. Электронный ресурс: Мишакова М. Мастерская Марины Мишаковой
  13. https://forum.in-ku.com/showthread.php?t=136747&page=56