Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Переход на новый ФГОС основного общего образования в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного мира призван заложить фундамент для достижения стратегических целей и последующих этапов образования и воспитания человека. Это дает возможность нашему образовательному учреждению создать условия для самостоятельной деятельности участников образовательного процесса. Их инициативность и самостоятельность, ответственность и креативность становятся основными ценностно-целевыми ориентирами.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план. Об этом много говорят, пишут, снимают. И мы много знаем о глобальных проблемах, но не замечаем малого, продолжаем гадить себе под ноги, там где живем и кажется этому ни будет конца.
Мир, окружающий ребенка - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой, и именно природа является вечным источником детского разума. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.
Проблема:
- Отдалённость городских жителей от природы, потребительское отношение человека к природным ресурсам родного края, невнимание к проблемам окружающей среды - всё это приводит к отсутствию у дошкольников поведенческого эталона отношения к объектам живой и неживой природы, осознания необходимости их оберегать.
- Недостаточная возможность использования территории детского сада для создания образовательных ситуаций по изучению природы родного края, формирования чувства близости к ней, необходимости бережного отношения.
- Сегодня стоит очень остро для любого города мира утилизации твёрдых бытовых отходов (ТБО), Ежедневно каждый человек, проживающий в мегаполисе, выбрасывает ТБО, не задумываясь о том, что с ними происходит дальше.
- Необходимость повышения компетентности родителей в вопросах экологического просвещения детей.
Цель:
- Воспитание экологической культуры дошкольников во взаимодействии двух образовательных сфер - семьи и дошкольного учреждения в проектной деятельности через интеграцию образовательных областей.
- Одна из задач экологического образования - формирование у ребёнка представления о человеке не как о хозяине, покорителе природы, а как о части природы, зависящей от неё. Необходимо искоренять потребительское отношение к природе. В настоящее время у большинства детей дошкольного возраста сформировано чёткое деление животных на плохих и хороших, злых и добрых, вредных и полезных. Этому способствуют и многие художественные произведения, мультфильмы. Во многих из них хищники изображены злыми, нехорошими. С точки зрения экологии, в природе нет плохих и хороших, вредных и полезных. Каждое животное, растение выполняет свою работу, играет свою роль в природе. Следовательно, одна из важных задач экологического воспитания - выработка одинаково бережного отношения ко всем живым организмам, независимо от того, нравятся они нам или нет.
И только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решать эту задачу.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является метод проектирования.
Использование метода проекта в дошкольном образовании, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Кроме того, делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
Проект «Экомир моей семьи»
Рассматривается как часть программы сотрудничества семьи образовательного учреждения в экологическом воспитании детей и представляет собой тематический цикл творческих экологически ориентированных дел с участием родителей и детей.
Использование метода проекта в дошкольном образовании, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Кроме того, делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
В итоге проделанной работы отмечались положительные результаты:
- Сформировалось начало экологической культуры, правильное отношение к объектам и явлениям природы.
- Дети научились практическим действиям по охране природы
- Сформировалось ответственное отношение к окружающей среде
- умственные способности детей более развиты и проявились в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.
- У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Наши выпускники имели высокую познавательную активность, отличались активной жизненной позицией; продолжают природоохранную деятельность в школе; посещают кружки: занимаются в центре внешкольной работы. Проект был рекомендован педагогам, родителям.
План работы по проекту «Экомир моей семьи»
1 БЛОК
Название
|
Цель проведения мероприятия |
Участки |
Как питается ребенок дома
|
Активизировать внимание родителей
|
родители
|
Семейный клуб «Что значит
|
Пропаганда здорового образа жизни |
родители воспи-ли |
Папка-передвижка «Витамины для детей» |
Формировать у родителей понимание о пользе овощей и фруктов для здоровья детей; |
воспи-ли |
Презентация библиотеки ДОУ |
Формировать интерес к книгам экологического содержания |
родители
|
НОД «Овощи и фрукты, полезные продукты.» |
Воспитывать желание употреблять в пищу полезные продукты, содержащие данные витамины А, В, С. Развивать познавательный интерес |
дети
|
Готовим фруктовый салат |
Исследовательская деятельность |
дети
|
Дид-ие игры «Что где растет?» «Узнай по вкусу», «Исправь ошибку» |
Закреплять знания об овощах и фруктах, их выращивании и транспортировке |
дети |
НОД «Шесть волшебных сил» |
Создание условий для формирования у детей положительного отношения к себе, к собственному здоровью |
дети
|
Экскурсия в Хлебную горницу |
Воспитание бережного отношения и уважения к хлебу, как одному из самых главных продуктов человеческого труда |
дети
|
Конкурс «Лучший рецепт моей бабушки» |
Знакомить о вкусной и полезной пище и ее значение для здоровья человека |
дети
|
Праздник молока (развлечение) |
Уточнить о полезных продуктах, их значении для здоровья и хорошего настроения |
дети
|
2 БЛОК
Размещение наглядно-полезной информации «Комнатные растения»
«Зеленая аптека» |
Дать представления, что полезно для здоровья находиться в помещении, где много зеленых, цветущих растений |
дети
|
Заочный клуб «Почемучка» |
Развивать познавательный интерес у детей, активизировать родителей |
дети
|
Адресное консультирование «Животные дома» |
Повысить самооценку, развить увлеченность, оказать методическую помощь в создании инд. условий дома |
дети
|
НОД «Растения в нашей группе» |
Формировать представление о потребностях комнатных растений (тепло, свет, вода, питательная почва), условия создают люди. С ними полезно находиться рядом |
дети
|
Опыты эксперименты «Наш огород» |
Ставить детей в поисковые ситуации, способствовать организации и проведение детского экспериментирования |
дети
|
Игра-беседа «Дом, в котором мы живем» |
Благоустройство своего дома и создание уюта, наведение чистоты и порядка |
дети
|
Творческое задание «Мой домашний питомец» |
Приобщать родителей и детей к совместной деятельности, воспитывать удовольствие от общения с ними |
дети
|
Семейный клуб «Наши семейные традиции» |
Воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней. Стимулировать активность родителей |
родители воспи-ли |
Оформление стенда «Экология жилища» |
Познакомить с вредными для здоровья материалами, растениями и т.д., формировать навыки охраны жизни и здоровья |
воспи-ли |
Акция «Капелька» |
Формировать экологическое сознание Обратить внимание на значение воды в нашей жизни |
дети
|
Праздник «Планета - наш общий дом» |
Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей,
|
дети
|
3 БЛОК
Консультация «Прогулка должна быть познавательной» |
Как сделать отдых с ребенком интересным и увлекательным |
родители воспи-ли |
Экологический калейдоскоп
|
Закрепить нормы и правила поведения в природе, формировать экологическую грамотность родителей и детей |
дети
|
Семейный клуб «Тропинка замечательных открытий» |
Стимулировать активность родителей.
|
родители воспи-ли |
Целевая прогулка «Следопыты» |
Формировать представление об экологической обстановке микрорайона, рельефе местности, наличии животных и растений |
дети
|
НОД «Вопросы одной тропинки» |
Формирование предпосылок поисково исследовательской деятельности, интеллектуальной инициативы |
дети
|
Жалобная книга природы
|
Формировать умение участвовать в экологически ориентированной деятельности, познакомить с Красной книгой |
дети
|
Экологическая сказка «Круговорот воды» |
Продолжать знакомить с круговоротом воды в природе, расширять представления о воде, ее значении в природе |
дети
|
Беседа «Наш дом» |
Дать представления об обитателях планеты (наземные, водные, воздушные) всем живым существам и человеку необходима чистая вода, чистая земля, чистый воздух |
дети
|
Игра-путешествие «Земля Ильи Муромца» |
Приобщение к истоком культурного наследия |
дети
|
Парад семейных коллекций |
Обеспечить взаимодействие сада с семьей стимулировать творческую активность |
дети
|
Экскурсия в музей природы |
Познакомить детей с особенностями диких животных, разновидностей птиц обитающих в родном крае. Дать представление о их повадках, жилищах, питании. Воспитывать бережное отношение к природе, любовь и гордость к своей малой Родине |
дети
|
БЛОК
Создать «Уголок хорошего настроения» |
Создать эмоционально-радостное настроение в группе, развивать творчество |
дети
|
Игра - драматизация «Природный театр» |
Формировать знания поведенческих особенностей животных, способствовать развитию творческого воображения |
дети
|
Нод «Радость людям - радость нам» «Уроки доброты» |
Способствовать проявлению доброты, отзывчивости и др. благородных качеств
|
дети
|
Стенд «Радость прививка здоровья» |
Развитие позитивного взаимодействия взрослого и ребенка |
родители воспи-ли |
Конкурс «Подарок лучшему другу» |
Создавать условия для самореализации ребенка в группе сверстников |
дети
|
Акция «Не кури, Мамочка» |
Привлечение родительского интереса к здоровому образу жизни |
дети
|
Памятка «Волшебный справочник добрых слов» |
Приобщать к культуре общения |
дети
|
Родительское собр. «Будьте здоровы» |
Способствовать формированию основ здорового образа жизни |
родители воспи-ли |
Беседа «Секреты долголетия» |
Формировать потребность заниматься физической культурой и спортом, способствовать укреплению здоровья детей |
дети
|
Альбом «Когда мы были малышами» |
Помочь ребенку в осознании себя на разных возрастных этапах, раскрыть свой внутренний мир |
дети
|
Семейный клуб «В нашем доме всем уютно» |
Создание в своем доме атмосферы радости и праздника |
родители воспи-ли |
«Счастливый выходной день» |
Развитие творческого взаимодействия детского сада и семьи |
дети
|
5 БЛОК
Беседа с детьми: Как мусор появился на планете Земля? |
Выявить проблему нашей планеты |
дети
|
Мастер-класс по изготовлению поделок |
Заинтересовать, показать что можно делать много интересного |
дети
|
Опыты «Что можно сделать в домашних условиях из старой бумаги/ макулатуры»: «Изготовление бумаги» |
Стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение детей обобщать, делать выводы |
дети
|
Дидактическая игра Лото «Сортируем мусор правильно» |
Способствовать развитию умения дифференцировать, сортировать предметы по материалам, из которых они были изготовлены |
дети
|
Акция «Брошенный мусор вернется в твой дом» «Собирай раздельно» |
Развивать у детей соответствующие знания. Познавательные, практические и творческие умения |
дети
|
Конкурс «Эмблема мусорного бака» |
Привлечь внимание к проблеме мусора в нашем городе |
дети
|
НОД «Сортируем мусор - спасаем планету» |
Развивать умение анализировать экологическую проблему.
|
дети
|
Семейный клуб «Мусор - проблема настоящего» |
Формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов |
родители воспи-ли |
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Мы против мусора!» |
Показать детям других групп |
дети
|
Викторина «Мусор нам не нужен, ведь мы с природой дружим!» |
Закрепить полученные знания |
дети
|
Список литературы
- Алешина Н.В. «Ознакомление с окружающим социальной действительностью».
- Беляев Д.С. Вторая жизнь ненужных вещей. Старт в науке.
- Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию».
- Иванова А.И. «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду».
- Николаева С.Н. Юный экололог: Программа экологического воспитания дошкольников.
- https://infourok.ru/pedagogicheskij-proekt-dlya-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-deti-v-mire-ekologii-4602455.html
- https://педагогический-ресурс.рф/upload/iblock/3db/3db78dbb02cae7f54401673c1ee76d48.pdf