Занятия сольным пением с учащимися с детским церебральным параличом в Детской музыкальной школе. Их специфика, факторы успешности (из опыта работы)

Разделы: Музыка, Инклюзивное образование

Ключевые слова: дети с ДЦП, пение


Пение - один из самых распространённых видов музыкальной деятельности ребёнка, творческий и познавательный процесс, источник музыкального развития и воспитания маленького человека. Это вид исполнительского искусства, который способствует развитию его психических функций, оказывает глубокое воздействие на эмоциональную сферу ребёнка, а также на психофизиологические процессы, такие, как дыхание, кровообращение, сердечную деятельность, работу эндокринной системы. Пение помогает углублению и регуляции дыхания, укреплению голосового аппарата. Пение способствует развитию у детей эмоциональной отзывчивости, музыкального слуха, чувства ритма. Правильное пение вызывает у ребёнка чувство комфорта, а сочетание музыки и литерного текста делает пение самым доступным видом музыкальной деятельности.

Особое значение занятия пением имеют для детей с детским церебральным параличом.

Детский церебральный паралич (ДЦП) составляет группу расстройств двигательной сферы, которые возникают в результате поражения двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга.

Основная особенность при ДЦП - существование двигательных нарушений с самого рождения и их тесная связь с сенсорными нарушениями.

Из-за имеющихся у ребенка двигательных нарушений различной степени он с рождения оказывается полностью зависим от взрослых. Это отрицательно влияет на эмоциональную сферу ребенка, у него отсутствует инициативность и развивается пассивность в действиях.

Особенностью психического развития при ДЦП является не только его замедленный темп, но и неравномерный характер, ускорение в развитии одних функций, и отставание других.

Расстройства внимания и памяти проявляются в повышенной отвлекаемости, неспособности длительно концентрировать внимание, узости его объема, преобладании вербальной памяти над зрительной и тактильной.

Нарушение пространственного гнозиса: проявляется в замедленном формировании понятий, определяющих положение предметов и частей собственного тела в пространстве, неспособности узнавать и воспроизводить геометрические фигуры, складывать из частей целое.

Интеллектуальное развитие детей с детским церебральным параличом может быть сохранным, но несколько сниженным.

Для детей с ДЦП характерно недоразвитие высших форм мыслительной деятельности - абстрактного мышления.

Характерными проявлениями речевых расстройств у таких детей являются разнообразные нарушения звукопроизносительной стороны речи. Вот почему речь этих детей невнятна и мало понятна для окружающих. Тяжесть нарушений звукопроизносительной стороны речи усиливается за счет дыхательных расстройств: речевой выдох укорочен, во время речи ребенок производит отдельные вдохи, речь теряет плавность и выразительность.

Почти все дети с ДЦП отличаются повышенной утомляемостью. При целенаправленных действиях, требующих участия мыслительных процессов, они становятся вялыми быстрее, чем их здоровые сверстники, им трудно сосредоточиться на задании. Они могут отказаться выполнять задание, если им не удается с ним справиться, и полностью потерять интерес к нему.

Личностное развитие у воспитанников с ДЦП имеет свои особенности. Эмоциональные нарушения проявляются в виде повышенной возбудимости, склонности к колебаниям настроения, появлению страхов. Склонность к колебанию настроения часто сочетается инертностью эмоциональных реакций. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакциями протеста, которые усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении.

Дети с детским церебральным параличом очень тонко чувствуют отношение к ним окружающих и реагируют на любое изменение в их поведение. Такие дети очень впечатлительны, их легко обидеть, вызвать у них недовольство или какую-либо негативную реакцию.

У детей с ДЦП пение поможет развить голосовой аппарат, укрепить голосовые связки, улучшить речь, сформировать вокально-слуховую координацию. Посредством пения у детей развиваются музыкальные способности, формируется художественный вкус. Музыка воздействует на чувства ребёнка через эмоционально-образное содержание музыкального произведения, побуждает ребёнка к сопереживанию, формирует его внутренний мир. Занятия пением помогают выработке у ребёнка внимания и усидчивости, дисциплины и воли, чувства ответственности и целеустремлённости, серьёзного отношения к порученному делу, определённых норм поведения, общения с товарищами.

Специфика занятий с детьми с ДЦП в условиях образовательного учреждения определяется психо-физиологическими особенностями таких детей: педагог работает с ребенком с учетом его нарушенных и сохранных функций, возраста, личностных особенностей, характера эмоционального реагирования. Поэтому самым главным педагогическим принципом в работе с такими детьми является индивидуальный подход.

Детская музыкальная школа наиболее полно среди учреждений дополнительного образования детей может предоставить благоприятные условия для музыкального развития детей с ДЦП. Это обусловлено тем, что образовательный процесс в ДМШ базируется на индивидуальных занятиях, а достаточно гибкая структура школы позволяет довольно быстро перестроиться в соответствии с требованиями времени и спецификой дополнительного образования детей, направленного на развитие каждого ребенка в соответствии с его возможностями и потребностями.

Дидактическими принципами, на которых строится обучение пению в ДМШ детей с ДЦП, являются доступность, систематичность и последовательность в обучении, постепенное повышение требований, сознательность и активность обучающихся, и, конечно же, связь обучения с практикой (концертно-конкурсной деятельностью). В числе ведущих методов - наглядный, игровой.

Учебный план адаптированной образовательной программы облегчен, а индивидуальный план обучающегося с ДЦП может подлежать корректировке в конце каждого учебного периода (четверть, полугодие). Большое значение необходимо уделять репертуару обучающегося: он должен соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям, быть высокохудожественным и обязательно нравиться ребенку.

Свою специфику имеют и методы и формы контроля освоения программы: оценка обучающего с ДЦП всегда должна быть положительной, а зачеты и экзамены проводятся в форме концертов.

В адаптированную программу учебного предмета «Сольное пение» обязательно включается здоровьесберегающий компонент (элементы дыхательной гимнастики по Стрельниковой, организация двигательной активности детей и т.п.), что одновременно способствует профилактике переутомления и, в тоже время, повышает заинтересованность ребенка в занятиях.

Немаловажным фактором в организации работы с детьми с ДЦП является доброжелательная атмосфера и положительный эмоциональный фон урока - это создает ситуацию успеха и помогает ребенку с ДЦП быстрее адаптироваться к другим условиям и раскрыть свои способности.

Самыми главными помощниками педагога ДМШ в работе с особенными детьми являются их родители. Их присутствие на уроках - залог успешного освоения ребенком образовательной программы. Однако бывает, что «родительское сопровождение» урока может дать и обратный эффект: дети могут «закрыться», начать капризничать. А вот помощь родителей во внеурочной деятельности - посещении концертов, выступлениях детей в концертах и на конкурсах, - всегда актуальна и имеет положительный результат.

Таким образом, успех в работе с обучающимися с ДЦП в музыкальной школе зависит от многих составляющих - грамотно разработанной программы, условий для ее успешной реализации, знаний педагога, содействия со стороны родителей, и т.п. Но главное условие успеха - это любовь педагога к своему делу и вера в своего воспитанника.

Используемая литература

  1. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. - М.: Педагогика,1975.
  2. Голованов В.П. Инклюзивный потенциал современного дополнительного образования. Журнал «Дополнительное образование и воспитание», 2015, №1.
  3. Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика. М.: Аграф, 1996. 160с.
  4. Буйлова Л.Н. Дополнительное образование детей в современной школе. - М.: «Сентябрь», 2004.
  5. Огородникова Г.С. Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Журнал «Дополнительное образование и воспитание», 2016.
  6. Мастюкова Е.М. «Лечебная педагогика» - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.