Музыка в жизни незрячего человека

Разделы: Коррекционная педагогика

Классы: 6, 7, 8


Введение

Музыка сопровождает нас в течение всей жизни. В младенчестве мы слушаем колыбельные, которые поет нам мама, в детском саду разучиваем веселые и забавные песенки. Позже у нас появляются свои вкусы, музыкальные пристрастия: кто-то «фанатеет» по рок-группам, кто обожает «попсу» или эстраду, кто-то любит джаз.

Актуальность теме придает то, что мы слышим повсюду звуки, музыку: дома, на улице, даже в школе. Музыка доносится из открытых окон, звучит в транспорте, вырывается из большего количества передач телевизора. Часто какие-то мелодии связываются в нашем сознании с важными событиями, печальными или радостными. И музыка, особенно для незрячего человека, становится частью нашей души, всего существа, способной вызвать в нас боль и чувство счастья.

Цель исследования: Выявить значимость музыки и её влияние на развитие личности незрячего человека.

Задачи исследования:

  • узнать виды музыкальных направлений;
  • определить положительные и отрицательные стороны влияния музыки на развитие личности;
  • собрать информацию о том, как повлияли занятия музыкой на интеграцию незрячего человека;
  • провести мастер-класс - показать, какие существуют направления музыки;
  • провести анкетирование и выявить музыкальные предпочтения незрячих людей.

Предмет исследования: звуки, музыка.

Объект исследования: незрячие люди.

Методами исследования стали: анализ литературы по теме исследования, сбор информации о достижениях в области искусства (музыки) незрячих учащихся, анкетирование.

Гипотеза: Предполагаем, что занятия музыкой и умение играть на музыкальных инструментах вызывают уважение у окружающих, способствуют становлению и развитию личности незрячего человека.

Значение слова МУЗЫКА (словарь С.И.Ожегова):

1. Искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах, а также сами произведения этого искусства.

2. Исполнение таких произведений на инструментах, а также само звучание этих произведений. М. и пение. Слышится, играет, доносится м. Колонна идёт под музыку. Международный день музыки.

3. Переносное значение. Мелодия какого-нибудь звучания (книжн.). М. речи. М. голоса.

4. Переносное значение. Какое-нибудь дело, занятие, течение каких-нибудь дел, занятий прост."Испортил нам всю музыку"

Направлений музыки существует довольно много.

Они объединяются в большие группы:

1. Направление: классическая музыка. Музыка из прошлого, это всемирно известные произведения музыкального искусства от талантливых авторов. Культурное наследие мира, успокаивающее звучание которых признано шедеврами мира и живы даже спустя десятки и сотни лет. Самые яркие представители: Бах, Шуберт, Чайковский, Шмидт и многие другие.

2. Направление: поп-музыка. Популярная музыка, музыка для всех, широкого круга лиц.Поп-музыка имеет двоякое значение. Первое - это в целом вся современная музыка, исполняемая и слушаемая современными людьми. Она включает все направления, кроме народной и классической музыки. Второе значение поп-музыка как отдельное музыкальное направление, имеет своей особенностью ритмичность, мелодичность и танцевальное звучание. Акцент сделан на голосе и тексте, а потом на инструментальном исполнении.

3. Направление: хип-хоп музыка. Это направление включает в себя несколько музыкальных направлений, самые известные из которых рэп и R'n'B. Это направление музыки из трущоб и неблагоприятных, бедных афроамериканских районов Америки. Со временем хип-хоп совершенствовался и постепенно стал приобретать более обширную аудиторию, свои танцы, называемые брейк-дансом, всевозможными немыслимыми телодвижениями, четко раскрывающие значение "hip-hop" - прогрессирующие движения, умственные скачки, растущие движения. Плюс к этому искусство, называемое «граффити», роспись аэрозольными баллончиками на стенах или других местах, смысл таких изображений подобен смыслу направления хип-хопа - борьба с несправедливостью в собственном отношении представителей бедных слоев.

4. Направление: рок-музыка. Пожалуй, самое обширное и разнообразное направление музыки. От легкого до очень тяжелого. Порой от невозможно звучащего до мелодичного.Это направление музыки получило свое появление из такого направления музыки, как блюз. Первые исполнители рок-музыки очень отличаются от современных рокеров. Их вообще сложно было бы назвать рокерами, будь они исполнителями рока сейчас. Рок-музыка появилась как направление в 60-х годах 20 века, тогда не было тяжелых ударных, тяжелых рифов и криков, не было дерганья на сцене и длинных волос у музыкантов. Сейчас рок-музыка и ее участники являются представителями отдельной субкультуры. Культуры противостояния против всего привычного, навязывающего стандартное мышление, отношение к миру и к отдельным его частям. Ведь в рок-музыке бесконечное количество направлений. Начиная от самых легких, таких как, например, поп-рок или блюз-рок и заканчивая, например, хард-роком, металлом и готической рок-музыкой.

5. Направление: электронная музыка. Эта музыка представляет собой синтез звуков и мелодий, выполненных на синтезаторе, компьютере и других электронных инструментов, в том числе электронной гитаре. Композиции, созданные в данном направлении, рождены из электронного мира, часто представляют только отдельную мелодию, а если присутствует словесное звучание, то оно так же выполнено искусственно. Это направление музыки направлено на танцевальную составляющую своих слушателей, чаще остальных направлений музыки используется на дискотеках и различных вечеринках. Распространенное выражение композиций данного направления - это всевозможные ремиксы на известные песни. Электронная музыка полностью создана с помощью музыкальной аппаратуры и не несет в себе живое звучание ни привычных всем музыкальных инструментов, ни голосов исполнителей.

6. Направления: Джаз и Блюз. Истоки этих двух направлений имеют одинаковый источник - эмоциональная окраска афроамериканской народности, ее обычаев и образа жизни. Оба направления музыки являются результатом трудовых напевов и песен афроамериканских рабов, трудящихся на плантациях и занятых на тяжелых работах. Разница состоит в исполнении, используемых инструментах и наличии или отсутствии импровизации.

Джаз - классическое его звучание и существование представляет собой наличие джаз-банды (музыкального коллектива, играющих на различных музыкальных инструментах), исключительно ориентированных на звучании духовых инструментов, таких как саксофон, труба и так далее, а также пианино барабанов и гитар. Главная отличительная черта этого направления - импровизация. Если слышится легкая даже шуточная игра со звучанием саксофона, можно сразу говорить о джазе.

Блюз - это направление музыки может похвастаться тем, что именно с него произошли почти все направления музыки. Именно блюз стал родителем джаза, именно по этой причине эти два направления имеют схожие черты и порой довольно сложно различимые композиции. Музыку этого направления можно описать как диалог инструментов между собой в структуре «вопрос-ответ». Основу представляет собой основной один инструмент, а все остальные уже обыгрывают его, переходя в единое живое звучание, имея импровизационный характер. В целом, если обратиться к истории возникновения данного направления, то с уверенностью можно сказать, что направление этой музыки представляет собой воплощение наболевшего афроамериканских рабов и трудящихся.

Влияние музыки на человека

Когда дети маленькие им помогают родители, подсказывают, какую лучше слушать музыку. Но подростки хотят быть самостоятельными, они сами выбирают модную музыку. Но всегда и вся ли музыка полезна? Современная музыка стилей рок, хип-хоп, металл, «коммерческая музыка» пишутся на низких частотах. Исследования показали, что звуки низкой частоты оказывают по большей части негативное воздействие на человека. Они вызывают упадок сил, депрессию или воспринимаются как угрожающие, например грохот землетрясения, сход лавины, гром, разрушение здания.

Напротив, звуки высокой частоты в благоприятном для человека диапазоне влияют на нас благотворно, повышая уровень энергии, вызывают радость и хорошее настроение. Высокочастотные звуки активизируют мозговую деятельность, улучшают память, стимулируют процессы мышления, в то же время, снимая мышечное напряжение и производя различную балансировку вашего тела.

После исследования музыки, написанной различными композиторами, французский отоларинголог - врач выяснил, что музыка Моцарта в наибольшей степени содержит в себе высокочастотные звуки, подзаряжающие и активизирующие мозг. Очень полезно слушать голоса птиц, звуки природы.

За увлечение громкой музыкой, особенно модной в наше время, многие тысячи подростков расплачиваются приобретенной тугоухостью. В середине XX века во многих странах были установлены санитарные и охранные нормы, ограничивающие громкость музыки. Однако множество людей посещают рок-концерты, где музыка невероятно громкая. А ведь, как выяснили ученые, если всего 15 минут в день слушать громкую музыку, то человек уже через несколько лет становится глухим.

Российские ученые зафиксировали следующее: после 10-минутного прослушивания тяжелого рока семиклассники на некоторое время забывали таблицу умножения. А японские журналисты в крупнейших рок-залах Токио произвольно задали зрителям всего три простых вопроса: «Как вас зовут?»,

«Где вы находитесь?» и «Какой теперь год?» И ни один из опрошенных не ответил на них.Были случаи, когда переизбыток высоких или низких частот серьѐзно травмировал мозг. На рок-концертах нередки контузии звуком, звуковые ожоги, потеря слуха и памяти.

Большой интерес учѐных вызвал о воздействии классической музыки на человека. Исследования показали, что классическая музыка совершенствует процессы мышления и стимулирует учебные процессы. Музыка, в которой звуки, ритм и музыкальный рисунок подчинены законам гармонии - оказывает благотворное воздействие на здоровье и развитие не только человека, но и всех живых существ.

Учёные доказали, что когда человек поет, возникает звуковая волна, 80% которой уходит на то, чтобы привести наши внутренние органы в состояние вибрации. Пение - эффективное средство, предупреждающее заболевание, преждевременное старение организма. Во время пения происходит самомассаж органов, активная вентиляция органов дыхания.

Чаще надо петь, и тогда мы сможем оказать своему организму неоценимую услугу, т.е. избавить его от многих болезней.

Очень полезна так называемая музыка природы. Звуки моря, шум дождя, голоса дельфинов успокаивают, умиротворяют, звуки леса снижают кровяное давление, нормализуют работу сердца, пение птиц помогает собраться с мыслями, вызывает прилив положительных эмоций.

Музыка повышает настроение, помогает незрячему отгородиться от каких-то проблем и неурядиц, просто почувствовать красоту жизни, радость от того, что живу, дышу воздухом, могу слышать и чувствовать. Музыка способна передавать различные эмоции и находить отклик в человеческих душах. Она способна сделать человека лучше и чище, потому что способна заставить его заплакать.

Пользоваться нотами слепому вообще трудно. Они выдавливаются, как и буквы - рельефом, причем тоны обозначаются отдельными знаками и ставятся в один ряд, как строчки книги. Чтобы обозначить тоны, соединенные в аккорд, между ними ставятся восклицательные знаки. Понятно, что незрячему приходится заучивать их наизусть, притом отдельно для каждой руки. Таким образом, это - очень сложная и трудная работа. Однако, она приносит свои результаты.

Достижения в области искусства (музыки) незрячих людей школы-интерната №39 за последние годы (Приложение 1).

Результаты анкетирования «Музыка в жизни незрячего человека»

На вопрос №1 «Пересекаетесь ли Вы в жизни с музыкой?» 95% респондентов ответили положительно, что говорит о значимости и необходимости музыки в жизни любого человека. Для 5% опрашиваемых - музыка незначительный фактор жизни, на котором не стоит даже и фиксироваться.

Из ответов по вопросу №2 «Занимаетесь ли (или занимались) Вы в музыкальной школе?» ясно, что весомый процент (85%) опрашиваемых определённый период своей жизни связали со словами «трудолюбие», «усидчивость», «терпение», «целеустремленность», «выбор», «сила воли», что присуще человеку как личности в своём развитии.

На вопрос №3 «Поёте ли Вы (где-либо)?» были получены ответы в соотношении 15% и 85% положительного ответа к отрицанию. Это наводит на мысль, что эмоции человека, нуждаются в выражении: «сбросить пар», «настроиться на позитив», «умение самовыразиться», «приобщиться к творчеству».

Ответы на вопрос №4 «Нужна ли в жизни человека музыка?» подтверждают значимость необходимости музыки в жизни человека на 95%.

По вопросу № 5 «Когда плохое настроение, какую музыку Вы слушаете?» можно сделать вывод, что ребята при плохом настроении слушают быструю музыку для того, чтобы получить положительные эмоции или «по привычке» (90%).

Ребятам после проведения мастер-класса было предложено выбрать наиболее востребованные направлении музыки. Общие результаты приведены в Таблице №1.

Предпочтения ребят были отданы таким направлениям как «рок» и «электронная музыка» (45% и 55%). Это ещё раз говорит о том, что даже незрячие настраиваются на выбор быстрой, громкой, ритмичной музыки, которая «помогает двигаться», не думая о влиянии на здоровье и психику. В устных разговорах практически 70% ребят ответили, что обосновать свой выбор затрудняются: «просто нравится, и всё».

Заключительный вопрос нашей анкеты №6 «Зачем человеку нужна музыка?» окончательно подтвердил нашу гипотезу о разноплановом влиянии музыки на человека, как на личность. Ниже в Таблице №2 приведены частые ответы, которые мы можем соотнести с областями влияния музыки.

В итоге выполнения проекта достигнуто следующее:

  • узнали виды музыкальных направлений;
  • определили положительные и отрицательные стороны влияния музыки на развитие личности;
  • собрали информацию о том, как повлияли занятия музыкой на интеграцию незрячего человека на примере учащихся школы - интерната №39;
  • провели мастер-класс - показали какие существуют направления музыки; провели анкетирование и выявили музыкальные предпочтения незрячих людей.

Выводы:

  • Музыка в жизни незрячего играет важную роль. Помогает добиваться поставленных целей, помогает интегрироваться в общество, обрести профессию, уважение.
  • Музыка оказывает разное влияние на человека: отрицательное и терапевтическое действие на состояние нервной системы, оказывает влияние на настроение.
  • Музыка в целом - это то, без чего нельзя нигде обойтись. Будь то вечеринка, свадьба, день рождение, юбилей, похороны или другие события, музыка - инструмент, который не только сближает людей, но и дает им силы, энергию и жизнь.
  • Музыка способна сделать мир лучше, чище, светлее, напомнить нам о том, что мы люди, о том, у нас есть душа, о том, что мы достойны счастья. Музыка и звуки - часть нашей души. Они помогают нам слышать жизнь.

Таким образом, после проведенного исследования, наша гипотеза подтвердилась.

Список литературы

  1. Блейз О.С. Все о музыке. - Балашиха: Астрель, 2000. - 213 с.
  2. Володихин Д.А. Музыка наших дней. //Современная энциклопедия. - М.: Аванта, 2002. - 428с.
  3. Глазуновой О.В., Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры. // Целительные силы, 1996, No1 - С.27-30.
  4. Зильберквит М. Мир музыки. - Москва: Детская литература, 1988.- 128с.
  5. Келдыш Г.В. Музыка. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 672 с.
  6. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. - М.: Знание, 1996. - С. 76-92.
  7. КоротковС.А. История современной музыки. - М.: Знание, 1996.- С. 53-67.
  8. URL:www.ciferton.ru
  9. URL:www.gornovosti.ru