Урок по ОРКиСЭ «Дорога к храму»

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство, Краеведение, ОРКСЭ


1. Пояснительная записка

Если сил не хватает порою,
В Божий храм поскорей поспеши,
Припади пред иконой святою
Помолись, помолись от души.
Ты с любовью и верой святою,
Будешь жизненный путь проходить,
Если станешь во храме с мольбою
Утешенье себе находить.
А. Волжская

Направление: духовно-нравственное.

Класс: «4 класс

Тип: Урок изучения нового материала.

Учебник: О.Л.Янушкявичене, Ю.С.Васечко.

Количество часов: 1 учебный час в неделю.

Методы: исследовательский.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, презентация слайдов; изображения икон;

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве: интернет, телевидение, компьютерные игры, кино. Ребенок живет иллюзией свободы. Снятие многих ограничений и запретов в виртуальных, информационных средах сопровождается падением доверия к ребенку со стороны взрослых. Растущий человек не выводится, как это было еще несколько десятилетий назад, за пределы детских дел и забот, не включается в посильное для него решение реальных проблем семьи, местного сообщества, государства. Изоляция детей от проблем, которыми живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает процессы их взросления.

Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.

Поэтому в современной России подрастающее поколение особенно нуждается в формировании нравственных ориентиров. Сделать это можно только на основе традиционной для Отечества православной культуры. При знакомстве с традициями народа, у детей постепенно формируется тот нравственный идеал, который склады­вался веками и к которому должен стремиться каждый русский человек. И чем раньше произойдет встреча ребенка с ценностями своего народа, тем быстрее будет его духовное становление.

Урок строился на принципахнаучности и доступности.

2. Научность

Изложение всех исторических сведений имеет прочное основание в отечественной исторической науке. Это позволит ребёнку глубже понять величие и трудность пройденного Россией пути, ценность и самобытность православного отечества, родной культуры, а также осознать свою причастность к истории и культуре.

Поскольку данный урок предназначен для учащихся 4 классов, то в нём содержится минимум сведений (дат, имён, событий, терминов, понятий), которые школьникам не были бы уже известны из других учебных предметов.

В процессе изучения данной темы у школьника формируется умение критически оценивать свои поступки, постепенно складывается потребность следовать в своей жизни лучшим примерам, а также появляется готовность соблюдать нормы поведения дома, на улице, в школе.

3. Актуальность урока

Данный урок важен и необходим, так как даёт значительные результаты в плане социализации и благополучия каждого ребенка. Формирует у детей социальные навыки поведения, уверенность в себе, понимание своих и чужих чувств, желаний и мнений.

Художественно-педагогическая и нравственная идея урока «Дорога к храму» заключена в стихотворении А.Волжской (эпиграф)

Цель урока: дать возможность детям понять и почувствовать, что храм - это корабль спасения душ человеческих, потому что без веры в Бога человеку очень трудно приходится в жизни, а образы преподобных, святителей, святых блаженных - это кормчие, ведущие корабль по правильному пути, в тихую пристань, а их жизненные поступки могут быть примером для многих людей.

Задачи урока:

  • На примере ессентукских храмов (прошлого и построенных в настоящее время), вместе с ребятами прийти к пониманию того, что храм , а значит вера в Бога, во все века была самой близкой, душевной темой человека, живущего в России. Неслучайно раньше называли Россию Святой Русью: люди всегда стремились к святости, к идеалам миролюбия, добра, милосердия.
  • Задуматься вместе с ребятами, в какой момент своей жизни человек стремится в храм? Что дает человеку общение с иконами в храме? Может ли житие святого быть образцом для современного человека?
  • Познакомить учащихся с устройством храма: иконостас, приделы, канун, а, портал. Гармоничное устройство храма призывает и человека к гармонии с самим собой, окружающим миром, ближними.

Предлагаемый урок построен на основе регионального компонента и направлен на воспитание у детей нравственных качеств личности, любви к историческому прошлому России, своего края, города, семейным традициям, народной культуре, через приобщение к духовным ценностям, через развитие в личности справедливости, милосердия, желания делать только добро, совершать светлые поступки.

Планируемые результаты урока

Результаты духовно-нравственного воспитания - это обретение нравственных смыслов и духовных ориентиров.

Личностные результаты:

  • воспитание чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям;
  • умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
  • настроенность на хорошее поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;
  • уважительное отношение к людям других верований и убеждений.

Метапредметные результаты:

  • активизация познавательной деятельности младшего школьника;
  • любовь к родному краю, городу;
  • умение описывать достопримечательности родного края, города.

Предметные результаты:

  • развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с храмами Кавказских Минеральных вод и достопримечательностями города Ессентуки;
  • усвоение нравственных норм и правил поведения;
  • приобщение к духовной радости творчества;
  • формирование потребности в нравственном совершенствовании.

Цель:

  • дать представление о назначении православного храма и его устройстве;
  • дать возможность детям понять и почувствовать, что храм - это корабль спасения душ человеческих, потому что без веры в Бога человеку очень трудно приходится в жизни, а образы преподобных, святителей, святых блаженных - это кормчие, ведущие корабль по правильному пути, в тихую пристань, а их жизненные поступки могут быть примером для многих людей.

Задачи урока:

  • Познакомить с понятием «православный храм».
    • На примере ессентукских храмов (прошлого и построенных в настоящее время), вместе с ребятами прийти к пониманию того, что храм, а значит вера в Бога, во все века была самой близкой, душевной темой человека, живущего в России. Неслучайно раньше называли Россию Святой Русью: люди всегда стремились к святости, к идеалам миролюбия, добра, милосердия.
    • Задуматься вместе с ребятами, в какой момент своей жизни человек стремится в храм? Что дает человеку общение с иконами в храме? Может ли житие святого быть образцом для современного человека?
    • Познакомить учащихся с устройством храма: иконостас, приделы, канун, а, портал. Гармоничное устройство храма призывает и человека к гармонии с самим собой, окружающим миром, ближними.
  • Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
  • Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Тип: Урок изучения нового материала.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, презентация слайдов; изображения икон;

Ключевые понятия: апостолы, икона, иконостас, Царские врата, алтарь, Церковь

Виды деятельности: диалог, рассказ учителя, защита проектов учащимися, знакомство с частями храма.

Ход урока

1. Организационный момент

Речевая разминка.

Солнце встало! Хорошо!
Люди встали! Хорошо!
Мир проснулся! Хорошо!
Здравствуй! Здравствуй!
Всем нам счастья!

II. Подготовительный этап к изучению новой темы

1. Прослушивание звона колоколов.

2. Сообщение темы занятия (проблемная ситуация, подведение к теме урока).

Актуализация знаний учащихся.

Учитель: Что за звуки открыли наш урок?

Ученики: Колокольный звон.

Чтение стихотворения (1 ученик)

Этот дом - не просто дом
Он красивый и с крестом.
Золотые купола. Звонкие колокола.
Бим-бом-бом. Дин-дин-дин.
Кто-то с мамой, кто один
Помолиться в этот дом
Ходит в трепете святом
По утрам и вечерам.
Это - православный храм (ученики говорят хором)
Л.Ермаков

Учитель: О чём мы сегодня будем говорить на уроке? (О православном храме, для чего он нужен людям).

Учитель: Ребята, сегодня на уроке вы узнаете, как устроен православный храм и что люди делают в храмах, какое значение имеет храм для человека.

Слайд Храмы города.

- Ребята, посмотрите на эти фотографии. Как называются эти здания? Что их объединяет? Что у них общего?

- Правильно, это храмы. Как вы думаете, что такое храм?

- Попробуйте дать определение слову «храм». Фотографии помогут вам в этом.

(учащиеся дают определения слову «храм»)

- Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки.

- В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания.

- В храме много икон.

- Слово храм означает «здание», «дом».

Церковь - слово греческое, означает всех верующих в Иисуса Христа людей и Дом Божий. Поэтому храм часто называют церковью, то есть домом Божиим, где собирается церковь - Божия семья.

- По каким признакам мы отличаем православный храм от других зданий?

У него есть купол, на котором находится крест.

В течение нескольких недель мы с вами готовили исследовательский проект «Храмы нашего города».Давайте вспомним как называются храмы, которые вы видите и прослушаем небольшую справку про каждый из них.

Церковь Святого Николая Чудотворца была построена казаками в 1826 году по проекту архитекторов братьев Бернардацци в станице Ессентукская. При храме имелись церковно-приходская школа, богадельня, библиотека, архив. Храм не закрывался в советский период. Имеется крестильный храм, в честь Рождества святого пророка и предтечи Господня Иоанна.

Рядом с церковью раньше находилось небольшое кладбище, где хоронили именитых казаков. Теперь здесь пустырь. В храме хранятся памятные доски с именами казаков, отличившихся в Русско-турецкой войне 1877-1878 годов и Русско-японской войне 1904-1905 годов.

Первое упоминание в документах о строительстве церкви появляется в декабре 1886 года, когда начальник Тверской области А.М.Смекалов дал предварительное разрешение о постройке на так называемом Качельном кургане новой церкви.

Храм был трехпрестольный, главный - посвящен великомученику и Целителю Пантелеимону. Сверкающий главный купол храма был виден даже из Пятигорска. Вокруг центрального доминирующего купола располагались четыре главки, в результате чего выделялась центричность пятиглавой композиции наружного объема сооружения.

Взорванный в 30-е годы ХХ века храм начал восстанавливаться после изменения социально-политической ситуации в нашем отечестве. Выгодно расположенный, имеющий оригинальную архитектуру храм не мог бесследно исчезнуть. В 1992 году началось строительство основного здания. Финансирование осуществлялось в основном за счет пожертвований. На строительстве трудились десятки добровольцев.

В настоящее время строительство храма продолжается.

Главная святыня храма - Частичка Мощей Преподобного СЕРАФИМА Саровского Чудотворца.

Ессентуки. Церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" (временная, строящаяся).

Строительство больничного храма началось 15 марта 2010 года. Главная цель заключается в помощи больным людям.

17 декабря 2011 года, в день празднования памяти святой великомученицы Варвары, по окончании Божественной литургии на строительной площадке храма-памятника в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость", возводимого на территории Ессентукской городской больницы в память о трагически погибших в теракте 5 декабря 2003 года, был совершен чин на основание церкви и водружении креста.

29 марта 2014 года доставлены Тутаевские колокола для новой звонницы храма.

Колокола изготовлены по древней технологии в городе Тутаев на севере Ярославской бласти. Они обладают редким звучанием и входят в число лучших в России.

В 2003 году по благословению Митрополита Гедеона начато строительство Храма Пресвятой Троицы. Организован хор, действует воскресная школа. При храме находится центр православной молодежи. Настоятель протоиерей Василий Журавлев является ответственным за паломнические поездки.

Святыни: Частицы мощей великомученицы Параскевы, преподобной Александры Дивеевской и схимонахини Марфы.

Крестильный храм Александра Невского около церкви Троицы Живоначальной в городе Ессентуки Ставропольского края.

В 2004 году началось богослужение в крестильном храме в честь благоверного князя Александра Невского.

Часовня Святого Иоанна Предтечи в г.Ессентуки, построенная в районе Золотушки.

«Храм Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла».

Милое и тихое место рядом. Территория храма ухожена, посажены красивые клумбы. Есть детская площадка и магазин с церковной продукцией. Находясь в нем чувствуешь себя тихо и спокойно на душе.

Учитель: Были ли вы в храме? Кто впервые привёл вас в храм? (Да.Родители, бабушка, дедушка, родственники)

Учитель: Что вы там почувствовали? (Чувство спокойствия, трепетности, волнения и т.д.)

Учитель: Что вам запомнилось и понравилось в храме? (Иконы, музыка, пение, молитва, одежда служителей, роспись и т.д.)

III. Минутка отдыха

А теперь, ребята, встать
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево.
И беритесь вновь за дело.

IV. Изучение нового материала

1. Беседа с учащимися (сопровождается просмотром презентации)

Учитель: Так что же такое храм - что это?

(Чтение стихотворения хором)

Остров небесный на грешной земле -
Вот, что такое храм!
Чтобы совсем не погибнуть во зле,
Богом дарован он нам!
Е.Санин

Учитель: А как вы думаете, на что похож храм? (рассматриваем храм на слайде).(Храм похож на корабль. Высокая колокольня как мачта. Как на мачте корабля реет флаг, так на колокольне сияет крест).

Учитель: Если бы могли посмотреть на храм сверху, мы бы увидели форму строения. Форма храма может быть разнообразная - иногда корабль, как мы уже говорили. Иногда храмы строят в форме круга, креста, или звезды.

См. продолжение статьи