Технологическая карта урока русского языка в 5-м классе по программе М.М.Разумовской. Тема: «Художественная речь»

Разделы: Русский язык

Класс: 5

Ключевые слова: стили речи


Цель: повторить известные учащимся сведения, углубить и расширить знания учащихся в определении стилевых особенностей художественного стиля; приобщение детей к культурному наследию через знакомство с текстами мастеров художественного слова.

Планируемые результаты:

  • распознавать тексты, принадлежащие к художественному стилю;
  • определять сферу использования и соотносить её с той или иной разновидностью языка.

Оборудование: Мультимедийная презентация.

Организационная структура урока

1 этап. Вхождение в тему и создание условий для осознанного восприятия нового материала Приветствие учителя Желаю вам сегодня плодотворно потрудиться.(проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся)
2 этап. Проверка д/з Устная проверка правильности выполнения упражнения 369.
3 этап. Актуализация знаний

Запись и анализ текста (под диктовку)

Выпал снег

Чистой белой скатертью покрылась и отдыхает земля. Глубокие высятся сугробы. Тяжёлыми белыми шапками накрылся и притих лес. На скатерти снегов видят охотники красивые узоры звериных и птичьих следов/

  • объясните орфограммы;
  • определите стиль текста и признаки стиля.
4 этап. Целеполагание

Беседа с учащимися:

  • знакомы ли вы с художественным стилем речи?
  • какова цель нашего урока: получить новые знания или повторить и закрепить уже имеющиеся?
5 этап. Физминутка

Упражнения для глаз (сидя за партой)

1. Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.

2. Движения глазными яблоками.
- глаза вправо-вверх.
- глаза влево-вверх.
- глаза вправо-вниз.
- глаза влево-вниз.
Повторить 3-4 раза. Глаза закрыть. Отдых 10- 15 с.

3. Самомассаж.

Потереть ладони. Закрыть глаза, положить ладони на глаза, пальцы вместе. Держать 1 с.

Выполняют упражнение, настраиваются на позитивный лад

6 этап. Решение учебной задачи

1. Аналитическая беседа по текстам упражнения 373, стр.132-133

  • прочитайте тексты, определите, какая это речь - разговорная или книжная?
  • какие задачи решает автор второго текста?
  • выполнение задания 3 к упражнению письменно.

2. Работа с учебником (чтение теоретического материала на стр.133)

3. Слово учителя.

У художника есть краски и кисти для того чтобы создать картину. А чем может воспользоваться художник слова-писатель, чтобы создать художественный текст?

4 .Выполните задания, назовите средства выразительности в предложениях. ( слайд1)

1) Нарядные снежинки весело, радостно кружились в танце.

2)

Не трещите, морозы,
В заповедном бору,
У сосны и берёзы
Не грызите кору!

3) Каждая снежинка могла бы рассказать какую-нибудь историю.

4) Ходит мороз по двору, постукивает, погромыхивает

5. Выполните творческое задание. Вставьте в текст вместо точек подходящие по смыслу эпитеты. (слайд 2)

Зима - ……. и …….. время года, весь природный мир замер в крепком сне. Спит………лес, укрывшись белой шубкой, не слышно животных, прячутся по своим норкам, пережидают долгую зиму. Только…… ветер и …… метель - вечные спутники зимы.
- какую роль играют эпитеты с тексте?

7. Контроль знаний

Самостоятельная работа.
Запишите текст, вставьте пропущенные буквы, подчеркните эпитеты и сравнения (слайд 3)

Буран
Автор: Аксаков Сергей Тимофеевич

... Сн…говая белая туча, огромная, как небо, обт…нула весь г…ризонт и последний свет красной, погорелой в…черней зари быстро задернула густою п…леною. Вдруг настала ночь... наступил буран со всей яростью, со всеми своими ужасами. Разыгрался пустынный ветер на пр…волье, взрыл сн…говые степи, как пух л…бяжий, вскинул их до небес... Все одел белый мрак…

8 этап. Рефлексия

Ребята, продолжите предложения:

  1. Сегодня мы повторили…
  2. Мы узнали…
  3. Трудным для меня стало…
9 этап. Обобщение. Подведение
итогов
Учитель подводит итог урока, выставляет оценки, комментирует работу учащихся на уроке.

10 этап. Объяснение д/з.

Учитель объясняет д/з упр 379 (задания 1,2,3)