Конспект Непосредственно образовательной деятельности «Речевое развитие» для детей подготовительного дошкольного возраста на тему «К нам весна шагает тёплыми шагами»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: весна, речевое развитие, подготовительная группа


Программное содержание:

  • Развивать связную монологическую речь.
  • Закреплять знания детей о характерных признаках весны, упражнять в подборе прилагательных, упражнять в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
  • Развивать мелкую моторику рук путем различных движений и упражнений.
  • Формировать умение регулировать силу голоса при произнесении гласных звуков А-О-И-У.
  • Развивать интонационную выразительность речи и дыхание.
  • Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к родной природе, развивать навыки экспериментирования, формировать навык сотрудничества, развивать инициативу и самостоятельность.

Материалы: Книга сказок, конверт с письмом, карточки с изображением символов ветра, мяч, иллюстрации на тему «Весна», настоящий лед в контейнере, обруч с лентами, карточки с изображением солнышка; силуэты туч и солнца.

Ход НОД

Воспитатель: Здравствуйте, ребята, сегодня, сегодня утром, когда я шла в детский сад у двери, я обнаружила конверт с надписью «Детям детского сада». Я решила дождаться вас и посмотреть, что же в конверте. Интересно, кто нам его прислал. Посмотрите, здесь книга сказок. Давайте посмотрим, что за сказка здесь спряталась (воспитатель предлагает детям сесть на стулья)

Чтение сказки:

- Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето, Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца - зима, три месяца - весна, три месяца - лето и три месяца - осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступать место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения, цветы и насекомые. Птицы перестали петь песни. Люди устали от холода. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: Не печальтесь, у меня есть чудо, которое поможет нам победить холод.

Воспитатель: - Ребята, а дальше листок у книги оборван. Но в конверте лежат карточки, на которых нарисованы лампочка, костер и солнце. Как вы думаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне? (солнце).

Конечно, это солнце, самое большое и доброе чудо. А еще какое оно?".

Что можно сказать про солнце? (ответы детей: доброе, теплое, ласковое, радостное, улыбчивое)

Кому еще нужно солнце? (ответы детей: взрослым, детям, животным, растениям, птицам, деревьям).

Воспитатель: Послушайте, ребята, далеко за морями и горами живут ветры.

  • Северный - холодный и колючий (У-У-У).
  • Южный - теплый и ласковый (И-И-И).
  • Восточный - пробуждающий (А-А-А).
  • Западный - затихающий и спокойный (О-О-О).

Сейчас мы с вами поиграем, вы будете маленькими ветерками и будете произносить звуки, когда я вам покажу символ ветра ( дети выполняют задания).

Воспитатель: Налетел ветерок, и солнышко изменилось. Какое оно стало? (ответы детей: грустное, хмурое, печальное).

Почему солнышко нахмурилось? (ответы детей: тучки закрыли его)

Воспитатель: Ребята, давайте встанем около своих стульчиков и поможем солнышку, разгоним тучки на небе. Давайте подуем на тучки (вдох носом - выдох ртом)

Ничего не получается. Для того, чтобы прогнать тучки, нам нужно выполнить задания.

Мы поиграем с вами в игру «Семейка весенних слов»

Игра с мячом: Воспитатель приглашает детей выйти на ковер и встать в круг.

Воспитатель: Ребята, я буду бросать вам мяч и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но ставьте перед ним нужную форму слова «весенний». (слова: настроение, проталины, гроза, дождь, месяцы, лес, трава, небо, цветы, деревья, солнце, погода, ручей)

Пример: день - весенний день.

Дети садятся за столы.

Воспитатель: Ребята, назовите весенние месяцы (ответы детей: март, апрель, май) Молодцы! Посмотрите, одна тучка улетела, но другие остались. Значит, мы должны выполнить еще задание, чтобы освободить солнышко.

Давайте для этого вспомним признаки весны (демонстрация картинок с изображением признаков весны).

Ответы детей: Пришла весна. Солнце стало пригревать и светить ярче, чем зимой. На солнце начали таять сосульки, зазвенела капель.

Воспитатель: А что же было дальше?

Ответы детей: Начал таять снег, побежали ручейки, на реках начался ледоход, появились первые цветы.

Воспитатель: Ребята, как называются первые весенние цветы?

Ответы детей: подснежники, мать-и-мачеха.

Воспитатель: Молодцы! А что же было дальше?

Ответы детей: Снег растаял, вода напоила землю, на деревьях набухли почки и стали появляться первые листочки. Появились насекомые.

Воспитатель: Каких насекомых вы знаете?

Ответы детей: бабочки, муравьи, комары, божьи коровки. Прилетели с юга птицы.

Воспитатель: Как называются птицы, которые осенью улетают на юг, а весной возвращаются в родные края?

Ответы детей: перелетные птицы.

Воспитатель: Каких перелетных птиц вы знаете?

Ответы детей: ласточки, скворцы, грачи ,гуси, соловьи, лебеди, журавли.

Воспитатель: Чем занимаются птицы, когда возвращаются домой?

Ответы детей: вьют гнезда, откладывают яйца, высиживают птенцов.

Физкультминутка

Ну-ка птички полетели!
Полетели и присели,
Поклевали зернышки,
Поиграли в полюшке.
Водички попили,
Перышки помыли.
В стороны посмотрели,
Прочь улетели.

После физкультминутки дети садятся на стулья.

Воспитатель: Ребята, может быть, вы знаете пословицы или поговорки о весне?

Ответы детей: Зима весну пугает, а сама тает. Это значит, что зима закончится, а весна вступит в свои права.

В марте щука лед хвостом разбивает. Это значит, солнце припекает, лед на реке тает и ломается, и начинается ледоход.

Грач в воздухе - весна на улице. Это значит, что раз грачи уже прилетели, то весна пришла и победила зиму.

Воспитатель: Ребята! Вы просто молодцы! Смотрите, еще одна тучка улетела. Значит, мы справились с заданием.

Раздается стук в дверь. Приносят письмо в конверте. На конверте изображена сосулька.

Открывает письмо, там мокрая салфетка.

Ребята, весна прислала нам сосульку, но она растаяла. Подойдите все к столу и мы понаблюдаем, как быстро тают сосульки, если их греет солнце. Детям демонстрируются льдинки, выложенные на поднос. Предлагается дотронуться до них ладошкой и убедиться, что в тепле лед тает. Воспитатель предлагает детям через некоторое время посмотреть, что произойдет с льдинками.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, улетела последняя тучка. Вы помогли разогнать все тучки. Как вы думаете, почему солнышко улыбается?

Ответы детей: тучки улетели, и солнышко радуется, что наступила весна.

Воспитатель: В чем же главная причина того, что за зимой приходит весна?

Ответы детей: солнце поднимается выше и светит ярче и сильней.

Воспитатель предлагает детям посмотреть, что же произошло с льдинками. (льдинки растаяли от тепла).

Воспитатель приглашает детей на лужайку, держит над головой обруч с привязанными к нему лентами и предлагает каждому ребенку взять ленту.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у нас получилось?

Ответы детей: солнышко!

Воспитатель: Правильно, солнышко, а вы его добрые и умные лучики, от которых всем тепло и радостно! Детям вручаются маленькие бумажные солнышки, в благодарность за то, что помогли весне победить зиму.