Тип урока: открытие новых знаний.
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации нового способа действий при изготовлении аппликации «Колоски в вазе».
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Планируемые результаты (предметные).
- Обучающийся научится: изготавливать аппликацию «Колоски в вазе».
- Обучающийся узнает: понятие «аппликация», ее виды (плоская и объемная).
Методы: практический, частично-поисковый, наглядный, проблемного изложения.
Технологии: технология сотрудничества; информационно-просветительская, здоровьесберегающая.
Формы работы: индивидуальная, работа в парах, фронтальная.
Возраст учащихся: 7-8 лет.
Средства обучения:
1. Раздаточный материал: листы желтого цвета, шаблон «ваза», клей, ножницы, цветные карандаши.
2. Наглядные пособия:
а) аппликации «Колоски в вазе», плашки.
б) План действий «Изготовление зерен» (элементы техники оригами).
в) Дополнительные источники информации: словарь многозначных слов, карточки «Путь хлеба», для работы в паре.
3. Технико-сопровождающее оборудование: фрагмент сказки «Золотые колосья»; телевизор; компьютер.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
||||||||||||||||
1. Мотивация
|
Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай.
Сегодня на уроке я вас встречаю хлебом-караваем. Этот обычай - символ доброты, мира, счастья. И этим счастьем спешу поделиться с вами. |
Дети протягивают руки к караваю.
Дети хлопают в ладоши, «приглашая» каравай на урок. |
Регулятивные: волевая саморегуляция.
Личностные: понимание значимости хлеба
|
||||||||||||||||
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Цели:
|
На Руси к хлебу всегда было уважительное отношение. Когда вся семья собиралась за столом, резал хлеб самый уважаемый человек в семье. Он резал его тонкими ломтиками, не спеша. - Ребята, а какой же путь проходит хлеб, прежде чем он появляется у нас на столе?
- Просигнальте, какая пара готова? - Вопросы к ученикам (самооценка) |
Вот он, хлебушко - душистый,
Работа в паре.
Способ действия
|
Коммуникативные: уметь слушать друг друга, понимать позицию одноклассника, контролировать свои действия при совместной работе. Регулятивные: контролировать процесс и результат деятельности. |
||||||||||||||||
- Какое задание вам нужно было выполнить?
- Вы сделали всё правильно или были недочёты? |
Определить «путь» хлеба. | ||||||||||||||||||
- Какие умения формировали при выполнении этого задания?
Бесплодным лежало широкое поле,
|
Умение работать в паре, вести поиск информации. | ||||||||||||||||||
- Ребята, что вы увидели на поле? | Траву | ||||||||||||||||||
- А потом? |
Колосистое поле
|
||||||||||||||||||
- Кто же так постарался? | Человек (люди) | ||||||||||||||||||
- Вырос в поле дом, полон дом зерном. Стены позолочены, ставни заколочены. Ходит дом ходуном на столбе золотом. Что это?
|
Колос |
|
|||||||||||||||||
3.Выявление места
Цели:
|
Колоски будем ставить в вазы.
|
Да. (Определяют причину затруднения). Выдвижение гипотез |
Познавательные: недостаточно знаний для изготовления зерна. |
||||||||||||||||
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
Цели:
|
- Сформулируйте тему урока.
- Определите учебную задачу? |
Аппликация «Колоски в вазе»
Научиться изготавливать аппликацию «Колоски в вазе» |
Регулятивные: умение определять учебную задачу, составлять план действий. | ||||||||||||||||
- Что такое аппликация? (Поиск информации)
- Ребята, а какие виды аппликаций вы знаете? - Существует несколько видов аппликаций. Например, плоская и объёмная. Посмотрите на две аппликации. Определите, где аппликация плоская, а где - объемная. |
Уч-ся выдвигают гипотезы.
Высказывают предположения. (Поиск информации) Плоская аппликация предполагает, что изображения предметов крепятся на плоскость всего фона. Объёмная аппликация- аппликация с применением элементов рисунка. Часть аппликации свободно располагается над фоном, придавая рисунку объёмность. |
Познавательные: умение отбирать и вести поиск необходимой информации. | |||||||||||||||||
- А что придает объёмность аппликации? | Зёрна. | ||||||||||||||||||
- Составим план действий. |
1. Определим фон.
2. По шаблону вырежем вазу. 3. Вырежем стебли колосьев. 4. Смоделируем зёрна. 5. Наклеим на фон вазу. 6. Приклеим стебли. 7. Наклеим зёрна. |
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. | |||||||||||||||||
- Какой пункт плана вызвал затруднение?
- Почему? |
Третий.
Зёрна колосков объёмные. |
||||||||||||||||||
- Возьмите жёлтый квадрат. Попробуйте смоделировать зерно.
|
Уч-ся пытаются изготовить зерно.
|
|
|||||||||||||||||
5. Реализация построенного проекта.
Цели:
|
- Возьмите зёрнышко. Разверните его, а теперь проделайте обратную операцию. | Уч-ся выполняют. | |||||||||||||||||
Какую технику это вам напомнило? | Технику оригами. (Ребята познакомились с техникой оригами на кружке) | ||||||||||||||||||
- При изготовлении зёрен будем использовать технику простого оригами или модульного?
- Почему? |
Модульного. Для колоска понадобится не одно зерно, а несколько. |
||||||||||||||||||
|
- Что поможет изготовить зерно?
|
Схема, развертка.
Квадрат
|
Познавательные: ориентироваться в системе знаний и осознавать необходимость применения нового способа действия. |
||||||||||||||||
6. Первичное закрепление
Цели:
|
Физкультминутка
|
1. Взять квадрат.
Уч-ся повторяют движения, которые показывает учитель. |
Регулятивные: умение проговаривать последовательность действия.
|
||||||||||||||||
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цели:
|
- Ребята, какие инструменты
|
Картон, цветная бумага, ножницы, клей, цветные карандаши. (Инструктаж по технике безопасности) |
Регулятивные: умение удерживать план действия для получения результата; анализировать работу. |
||||||||||||||||
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цели:
|
Просмотр фрагмента сказки «Золотые колосья»
- Как жили герои сказки? - Что потом случилось? |
Очень бедно. У них было только лукошко зерна.
Жадный мельник отнял у них зерно. Но петушок отобрал у мельника три зёрнышка и принёс детям. Но налетевший ветер унёс эти зерна. |
|||||||||||||||||
- Дети засеяли поле зерном?
- Как же им помочь? - Соглашусь с вами. |
Нет.
А давайте соберём все колоски и отдадим детям. |
Познавательные: нахождение
и осмысление информации. |
|||||||||||||||||
- Ребята, а как вы думаете, колосья
в сказке на самом деле были золотые? |
Нет. Самые обычные. Это слово употреблено в переносном смысле.
Иногда люди говорят: «золотые» руки (ласковые, всё умеют делать, трудолюбивые); «золотое» сердце (доброе, нежное). |
Личностные: создать условия
для формирования интереса к учебной деятельности. |
|||||||||||||||||
- А вы знаете, как закончилась сказка?
|
Нет.
Н.Тихонов
|
|
|||||||||||||||||
9. Рефлексия учебной деятельности
Цели:
|
- Ребята, закончите предложения.
Сегодня на уроке я узнал (а) … |
Аппликация бывает плоская и объемная. |
Личностные: выражают свое отношение к учебному процессу; проявляют интерес к освоению нового способа действия.
|
||||||||||||||||
Было интересно … | Изготавливать зерна в технике оригами. | ||||||||||||||||||
Я понял(а), что … | Я понял(а), что человеку трудно жить без хлеба. | ||||||||||||||||||
Теперь я могу … | Теперь я могу сказать, что хлеб - самое дорогое на земле. | ||||||||||||||||||
Мне было … | Мне было интересно на уроке. | ||||||||||||||||||
Я доволен… | Я доволен своей работой. | ||||||||||||||||||
Мне ещё нужно… |
Мне ещё раз необходимо вспомнить способ изготовления зёрнышка. |