Аппликационные работы. Изделие: аппликация «Колоски в вазе»

Разделы: Технология

Классы: 1, 2

Ключевые слова: аппликация, аппликация «Колоски в вазе»


Тип урока: открытие новых знаний.

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации нового способа действий при изготовлении аппликации «Колоски в вазе».

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Планируемые результаты (предметные).

  • Обучающийся научится: изготавливать аппликацию «Колоски в вазе».
  • Обучающийся узнает: понятие «аппликация», ее виды (плоская и объемная).

Методы: практический, частично-поисковый, наглядный, проблемного изложения.

Технологии: технология сотрудничества; информационно-просветительская, здоровьесберегающая.

Формы работы: индивидуальная, работа в парах, фронтальная.

Возраст учащихся: 7-8 лет.

Средства обучения:

1. Раздаточный материал: листы желтого цвета, шаблон «ваза», клей, ножницы, цветные карандаши.

2. Наглядные пособия:

а) аппликации «Колоски в вазе», плашки.

б) План действий «Изготовление зерен» (элементы техники оригами).

в) Дополнительные источники информации: словарь многозначных слов, карточки «Путь хлеба», для работы в паре.

3. Технико-сопровождающее оборудование: фрагмент сказки «Золотые колосья»; телевизор; компьютер.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1. Мотивация
к учебной деятельности.
Цели:
- создать условия
для включения ученика
в учебную деятельность;
- способствовать подготовке уч-ся
к продуктивной работе.

Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай.
Выбирай Андрюшу, Машу, Дашу, Аню и Наташу…
Тех, кто хочет, выбирай, наш весёлый каравай.
Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай.
С Древних времен русский народ славился своим гостеприимством. Для гостеприимного человека его дом - не крепость, а место, куда он рад пригласить гостей. Их встречали хлебом, окружали заботой, к ним относились с почтением. Угощали гостей самым лучшим, что было в доме.

Сегодня на уроке я вас встречаю хлебом-караваем. Этот обычай - символ доброты, мира, счастья. И этим счастьем спешу поделиться с вами.

Дети протягивают руки к караваю.

Дети хлопают в ладоши, «приглашая» каравай на урок.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: понимание значимости хлеба
в жизни людей.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цели:
- повторить изученный материал, необходимый для открытия нового знания;
- организовать фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

На Руси к хлебу всегда было уважительное отношение. Когда вся семья собиралась за столом, резал хлеб самый уважаемый человек в семье. Он резал его тонкими ломтиками, не спеша.

- Ребята, а какой же путь проходит хлеб, прежде чем он появляется у нас на столе?

Купить в магазине

Вспахать землю

Привезти на мельницу

Испечь хлеб

Собрать колоски

Замесить тесто

Посеять пшеницу

Перемолоть зёрна

- Просигнальте, какая пара готова?

- Вопросы к ученикам (самооценка)

Вот он, хлебушко - душистый,
Вот он - теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем - здоровье наше, сила,
В нем - чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!

Работа в паре.
Уч-ся вспоминают правила работы в паре.

Способ действия
«Путь хлеба»

Вспахать землю

Посеять пшеницу

Собрать колоски

Привезти на мельницу

Перемолоть зёрна

Замесить тесто

Испечь хлеб

Купить в магазине

Коммуникативные: уметь слушать друг друга, понимать позицию одноклассника, контролировать свои действия при совместной работе.

Регулятивные: контролировать процесс и результат деятельности.

- Какое задание вам нужно было выполнить?
- Вы сделали всё правильно или были недочёты?
Определить «путь» хлеба.

- Какие умения формировали при выполнении этого задания?

Бесплодным лежало широкое поле,
Травою оно поросло;
Лишь ветер над ним проносился по воле,
И буйным тем ветром семян нанесло.

Умение работать в паре, вести поиск информации.
- Ребята, что вы увидели на поле? Траву
- А потом?

Колосистое поле

- Кто же так постарался? Человек (люди)

- Вырос в поле дом, полон дом зерном. Стены позолочены, ставни заколочены. Ходит дом ходуном на столбе золотом. Что это?
- Но колосков так мало на поле, что всем людям не хватит хлеба.
- Давайте поможем, вырастим колоски.

Колос

3.Выявление места
и причины затруднений.

Цели:
- выяснить причину затруднения.

Колоски будем ставить в вазы.
- Ребята, вы готовы потрудиться?

Да. (Определяют причину затруднения). Выдвижение гипотез

Познавательные: недостаточно знаний для изготовления зерна.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Цели:
- определить тему урока и учебную задачу;
- составить план действий.

- Сформулируйте тему урока.
- Определите учебную задачу?
Аппликация «Колоски в вазе»
Научиться изготавливать аппликацию «Колоски в вазе»
Регулятивные: умение определять учебную задачу, составлять план действий.
- Что такое аппликация? (Поиск информации)
- Ребята, а какие виды аппликаций вы знаете?
- Существует несколько видов аппликаций. Например, плоская и объёмная. Посмотрите на две аппликации. Определите, где аппликация плоская, а где - объемная.
Уч-ся выдвигают гипотезы.
Высказывают предположения.
(Поиск информации)
Плоская аппликация
предполагает, что изображения предметов крепятся на плоскость всего фона.
Объёмная аппликация- аппликация с применением элементов рисунка. Часть аппликации свободно располагается над фоном, придавая рисунку объёмность.
Познавательные: умение отбирать и вести поиск необходимой информации.
- А что придает объёмность аппликации? Зёрна.
- Составим план действий. 1. Определим фон.
2. По шаблону вырежем вазу.
3. Вырежем стебли колосьев.
4. Смоделируем зёрна.
5. Наклеим на фон вазу.
6. Приклеим стебли.
7. Наклеим зёрна.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
- Какой пункт плана вызвал затруднение?
- Почему?
Третий.
Зёрна колосков объёмные.

- Возьмите жёлтый квадрат. Попробуйте смоделировать зерно.
Получилось?
- Как быть?

Уч-ся пытаются изготовить зерно.
Нет.
Надо составить новый способ действия «Изготовление зерна»

5. Реализация построенного проекта.

Цели:
- применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение.

- Возьмите зёрнышко. Разверните его, а теперь проделайте обратную операцию. Уч-ся выполняют.
Какую технику это вам напомнило? Технику оригами. (Ребята познакомились с техникой оригами на кружке)
- При изготовлении зёрен будем использовать технику простого оригами или модульного?
- Почему?

Модульного.

Для колоска понадобится не одно зерно, а несколько.

- Что поможет изготовить зерно?
Способ действия
1.Выбор основы.
2. Выбор базовой формы.
3. Выбор бумаги для зерна.
4. Сборка изделия.

Схема, развертка.

Квадрат
Треугольник
Желтая
Схема

Познавательные: ориентироваться в системе знаний и осознавать необходимость применения нового способа действия.

6. Первичное закрепление
с комментированием
во внешней речи.

Цели:
- работать
по намеченному плану
с проговариванием
во внешней речи.

Физкультминутка
Как случилось превращенье -
Из колосьев в угощенье?
Руки добрые растят:
Сеют, мелют, молотят,
Выпекают из муки
Кренделёчки, пироги.

1. Взять квадрат.
2. Согнуть пополам (соединить уголки) и разогнуть.
3. Боковые стороны согнуть
к центральной линии.
4. Уголки завернуть назад.
5. Модуль готов.

Уч-ся повторяют движения, которые показывает учитель.

Регулятивные: умение проговаривать последовательность действия.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цели:
- организовать самостоятельное выполнение работы по плану, самопроверку по эталону.

- Ребята, какие инструменты
и материалы необходимы для изготовления аппликации?
Самостоятельная работа.
Проверка по эталону.
Самооценка. Вопросы к ученику.
- Покажите результат.
- Что тебе нужно было сделать?
- Какой материал ты использовал?
- Ты справился? Почему?
- Ты доволен результатом?
- Какие умения формировал?

Картон, цветная бумага, ножницы, клей, цветные карандаши. (Инструктаж по технике безопасности)

Регулятивные: умение удерживать план действия для получения результата; анализировать работу.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цели:
- выявить освоение нового знания и способствовать умению использовать его в системе ранее изученных знаний.

Просмотр фрагмента сказки «Золотые колосья»
- Как жили герои сказки?
- Что потом случилось?
Очень бедно. У них было только лукошко зерна.
Жадный мельник отнял у них зерно. Но петушок отобрал у мельника три зёрнышка и принёс детям. Но налетевший ветер унёс эти зерна.
- Дети засеяли поле зерном?
- Как же им помочь?
- Соглашусь с вами.
Нет.
А давайте соберём все колоски
и отдадим детям.
Познавательные: нахождение
и осмысление информации.
- Ребята, а как вы думаете, колосья
в сказке на самом деле были золотые?
Нет. Самые обычные. Это слово употреблено в переносном смысле.
Иногда люди говорят:
«золотые» руки (ласковые, всё умеют делать, трудолюбивые);
«золотое» сердце (доброе, нежное).
Личностные: создать условия
для формирования интереса к учебной деятельности.

- А вы знаете, как закончилась сказка?
- Как же узнать?

Нет.
Взять книгу в библиотеке или посмотреть мультфильм.

Н.Тихонов
Зёрна наших дней, светитесь
Позолотою резной!
Говорим мы: «Берегите.
Берегите Хлеб родной…
Не мечтали мы о чуде.
К нам с полей живая речь:
«Берегите хлеб, вы - люди!
Научитесь хлеб беречь».

9. Рефлексия учебной деятельности

Цели:
- рефлексия собственной деятельности уч-ся на уроке.

- Ребята, закончите предложения.
Сегодня на уроке я узнал (а) …
Аппликация бывает плоская и объемная. Личностные: выражают свое отношение к учебному процессу; проявляют интерес к освоению нового способа действия.

Было интересно … Изготавливать зерна в технике оригами.
Я понял(а), что … Я понял(а), что человеку трудно жить без хлеба.
Теперь я могу … Теперь я могу сказать, что хлеб - самое дорогое на земле.
Мне было … Мне было интересно на уроке.
Я доволен… Я доволен своей работой.

Мне ещё нужно…

Мне ещё раз необходимо вспомнить способ изготовления зёрнышка.