Тип урока: Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности.
Цели урока:
- Образовательные: Сформировать в памяти ясный, четкий образ буквы. Отработать начертание буквы в целом. Учиться списыванию с рукописного и печатного текста, формировать навык грамотного письма.
- Развивающие: развивать мыслительные операции, устную и письменную речь учащихся, развивать фонематический слух, мелкую моторику руки; работать над культурой речи учащихся, учить чётко и правильно выражать свои мысли.
- Воспитательные: воспитывать потребность в знаниях, воспитывать умение работать в коллективе, воспитывать чувства взаимопомощи, взаимоотношения.
Оборудование: таблица «Матрица», пропись, рабочая тетрадь, схемы слов, магнитные буквы, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент
1 слайд
- Быстренько проверь, дружок:
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке?
Ручка, пропись и тетрадка
II. Сообщение темы и задач урока
- С какой буквой мы познакомились на уроке чтения? Какой звук она обозначает?
Это звук гласный или согласный? Почему гласный? Что обозначает? Какая буква ещё обозначает этот звук?
- Как вы думаете, какую букву будем учиться писать на уроке письма?
- Сегодня на уроке будем учиться писать и соединять с другими буквами заглавную букву «Э», которая обозначает гласный звук [э]. Повторим изученное о звуках и буквах русского языка, о предложении, будем учиться делать выводы, учиться видеть в словах орфограммы, чтобы писать без ошибок.
2-й слайд (тема: "Буквы Ээ")
III. Актуализация опорных знаний
- Прежде чем мы приступим к главному заданию, проведём небольшую разминку.
Но прежде отгадайте загадку:
3-й слайд
Человечек непростой
Появляется зимой,
А весною исчезает,
Потому что быстро тает?
(снеговик)
- Вы любите лепить снеговика?
- У вас сейчас появится такая возможность. Но для этого нужно поиграть в игру «Третий лишний»
Игра «Третий лишний» (при каждом выполненном задании появляется одна часть снеговика)
Какая буква лишняя и почему?
- а о е - (е) - обозначает мягкость (обозначает 2 звука)
- к т з - (з) - обозначает звонкий согласный звук
- в б ш - (ш) - обозначает 1 звук
- м о ь - (ь) - звука не обозначает
- ш ч ж - (ч) - обозначает мягкий звук
4-й слайд (собираем снеговика, после каждой угаданной буквы)
Вывод: Чем же буква отличается от звука?
5-й слайд (текст произносится одновременно с движением рук)
Физкультминутка
Звук не можем мы увидеть
И не можем в руки взять.
Озорного невидимку
Можем ухом различать.
А ещё - произносить,
Но не трогать и носить.
- Мы правильно выполнили 1-е задание.
Обобщение: Какие единицы речи мы повторяли? (Звуки и буквы)
IV. Упражнения в написании букв, слогов, предложений
6-й слайд тема (Заглавная буква Э)
7-й слайд «Буква э на с дивится, словно в зеркало глядится. Сходство есть наверняка, только нету языка!» (А.Шибаев)
- Посмотрите еще раз на печатные и письменные буквы: строчную э и заглавную Э. Одинаковые ли они по написанию? (да)
- Когда мы используем заглавные буквы на письме?
8-й слайд (Работа в прописи с. 26)
1. Знакомство с заглавной буквой. Анализ написания буквы.
- Посмотрите ещё раз, как выглядит письменная строчная буква э (выставляю табличку).
Поэлементный анализ буквы
- Из каких элементов состоит буква э? (из двух - левого полуовала и маленькой горизонтальной линии посередине).
- В написании, каких букв есть такой же элемент - полуовал?
- Да, этот элемент уже знаком нам, когда мы писали букву х, ж, с. Значит, научиться писать заглавную букву Э, я думаю, нам не составит труда.
Комментированный показ учителем на доске.
2. Отработка написания новой буквы в прописи.
- Давайте научимся писать эту букву.
- Откройте прописи (Я тетрадь свою открою ….), положите их наклонно, сядьте ровно.
Обведение элементов букв по контуру и узора в широкой строке.
- Откуда нужно начинать писать букву? (сверху). Как узнали? (черная стрелочка).
Обведите элементы букв, всю букву, в широкой строке добавьте еще 2 элемента.
Помнить о правилах письма
- Посадка и наклон букв.
- Расстояние между буквами.
- Высота букв.
Письмо буквы Э в рабочей строке.
- Обведите самую красивую букву, покажите другу по парте.
Дети проводят самоанализ.
9-й слайд («слово»)
- Назовите слова, в которых встречается буква э…
10-13-й слайды (эмблема, алоэ, поэт, Эверест, Эмма, Эстония)
3. Написание слов Эдик, Элла
14-й слайд (Эдик Элла)
(комментированное письмо)
- Составьте предложение с этими словами.
4. Звуко-буквенный разбор слова Эдик
Личностно ориентированный подход (дети выбирают разные по сложности карточки, 1 ученик работает у доски.
Проверка.
15-й слай Физминутка (для глаз)
Работа над предложением.
16-й, 17-й слайд
(Предложение. Эдик - имя мальчика. Эмма, Элла - женские имена.)
Чтение и запись предложения (комментированное письмо)
Выделяем орфограммы.
Вывод: Из чего состоит предложение? (Из слов)
6. Списывание с печатного текста
18-й слайд. (Напиши мужские имена)
Эдик, Эрик, Эльдар, Эдгар
19-й слайд (Напиши женские имена)
Эмма, Элла, Элли, Энни.
16-й слайд
7. Рефлексия. (наряжаем ёлку)
- Какой любимый зимний праздник у всех взрослых и детей? (Новый год)
- А что является символом Нового года?
Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я - главная.
(новогодняя ёлка)
- Хотели бы вы, чтобы сейчас появилась ёлка?
Тогда закройте глаза…
- Какие единицы речи мы повторили? (звуки, буквы, слоги, слова, предложение)
При каждом правильном ответе на ёлке (в презентации) появляется новогодний шар.
Учитель оценивает работу всего класса. (выставляем смайлик)