Письмо заглавной буквы "Э". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: русский язык, буква «э»


Тип урока: Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности.

Цели урока:

  • Образовательные: Сформировать в памяти ясный, четкий образ буквы. Отработать начертание буквы в целом. Учиться списыванию с рукописного и печатного текста, формировать навык грамотного письма.
  • Развивающие: развивать мыслительные операции, устную и письменную речь учащихся, развивать фонематический слух, мелкую моторику руки; работать над культурой речи учащихся, учить чётко и правильно выражать свои мысли.
  • Воспитательные: воспитывать потребность в знаниях, воспитывать умение работать в коллективе, воспитывать чувства взаимопомощи, взаимоотношения.

Оборудование: таблица «Матрица», пропись, рабочая тетрадь, схемы слов, магнитные буквы, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент

1 слайд

- Быстренько проверь, дружок:
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке?
Ручка, пропись и тетрадка

II. Сообщение темы и задач урока

- С какой буквой мы познакомились на уроке чтения? Какой звук она обозначает?

Это звук гласный или согласный? Почему гласный? Что обозначает? Какая буква ещё обозначает этот звук?

- Как вы думаете, какую букву будем учиться писать на уроке письма?

- Сегодня на уроке будем учиться писать и соединять с другими буквами заглавную букву «Э», которая обозначает гласный звук [э]. Повторим изученное о звуках и буквах русского языка, о предложении, будем учиться делать выводы, учиться видеть в словах орфограммы, чтобы писать без ошибок.

2-й слайд (тема: "Буквы Ээ")

III. Актуализация опорных знаний

План урока

- Прежде чем мы приступим к главному заданию, проведём небольшую разминку.

Но прежде отгадайте загадку:

3-й слайд

Человечек непростой
Появляется зимой,
А весною исчезает,
Потому что быстро тает?
(снеговик)

- Вы любите лепить снеговика?

- У вас сейчас появится такая возможность. Но для этого нужно поиграть в игру «Третий лишний»

Игра «Третий лишний» (при каждом выполненном задании появляется одна часть снеговика)

Какая буква лишняя и почему?

  • а о е - (е) - обозначает мягкость (обозначает 2 звука)
  • к т з - (з) - обозначает звонкий согласный звук
  • в б ш - (ш) - обозначает 1 звук
  • м о ь - (ь) - звука не обозначает
  • ш ч ж - (ч) - обозначает мягкий звук

4-й слайд (собираем снеговика, после каждой угаданной буквы)

Вывод: Чем же буква отличается от звука?

5-й слайд (текст произносится одновременно с движением рук)

Физкультминутка

Звук не можем мы увидеть
И не можем в руки взять.
Озорного невидимку
Можем ухом различать.
А ещё - произносить,
Но не трогать и носить.

- Мы правильно выполнили 1-е задание.

Обобщение: Какие единицы речи мы повторяли? (Звуки и буквы)

IV. Упражнения в написании букв, слогов, предложений

6-й слайд тема (Заглавная буква Э)

7-й слайд «Буква э на с дивится, словно в зеркало глядится. Сходство есть наверняка, только нету языка!» (А.Шибаев)

- Посмотрите еще раз на печатные и письменные буквы: строчную э и заглавную Э. Одинаковые ли они по написанию? (да)

- Когда мы используем заглавные буквы на письме?

8-й слайд (Работа в прописи с. 26)

1. Знакомство с заглавной буквой. Анализ написания буквы.

- Посмотрите ещё раз, как выглядит письменная строчная буква э (выставляю табличку).

Поэлементный анализ буквы

- Из каких элементов состоит буква э? (из двух - левого полуовала и маленькой горизонтальной линии посередине).

- В написании, каких букв есть такой же элемент - полуовал?

- Да, этот элемент уже знаком нам, когда мы писали букву х, ж, с. Значит, научиться писать заглавную букву Э, я думаю, нам не составит труда.

Комментированный показ учителем на доске.

2. Отработка написания новой буквы в прописи.

- Давайте научимся писать эту букву.

- Откройте прописи (Я тетрадь свою открою ….), положите их наклонно, сядьте ровно.

Обведение элементов букв по контуру и узора в широкой строке.

- Откуда нужно начинать писать букву? (сверху). Как узнали? (черная стрелочка).

Обведите элементы букв, всю букву, в широкой строке добавьте еще 2 элемента.

Помнить о правилах письма

  1. Посадка и наклон букв.
  2. Расстояние между буквами.
  3. Высота букв.

Письмо буквы Э в рабочей строке.

- Обведите самую красивую букву, покажите другу по парте.

Дети проводят самоанализ.

9-й слайд («слово»)

- Назовите слова, в которых встречается буква э…

10-13-й слайды (эмблема, алоэ, поэт, Эверест, Эмма, Эстония)

3. Написание слов Эдик, Элла

14-й слайд (Эдик Элла)

(комментированное письмо)

- Составьте предложение с этими словами.

4. Звуко-буквенный разбор слова Эдик

Личностно ориентированный подход (дети выбирают разные по сложности карточки, 1 ученик работает у доски.

Проверка.

15-й слай Физминутка (для глаз)

Работа над предложением.

16-й, 17-й слайд

(Предложение. Эдик - имя мальчика. Эмма, Элла - женские имена.)

Чтение и запись предложения (комментированное письмо)

Выделяем орфограммы.

Вывод: Из чего состоит предложение? (Из слов)

6. Списывание с печатного текста

18-й слайд. (Напиши мужские имена)

Эдик, Эрик, Эльдар, Эдгар

19-й слайд (Напиши женские имена)

Эмма, Элла, Элли, Энни.

16-й слайд

7. Рефлексия. (наряжаем ёлку)

- Какой любимый зимний праздник у всех взрослых и детей? (Новый год)

- А что является символом Нового года?

Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я - главная.
(новогодняя ёлка)

- Хотели бы вы, чтобы сейчас появилась ёлка?

Тогда закройте глаза…

- Какие единицы речи мы повторили? (звуки, буквы, слоги, слова, предложение)

При каждом правильном ответе на ёлке (в презентации) появляется новогодний шар.

Учитель оценивает работу всего класса. (выставляем смайлик)