Рабочая программа "Сенсорное развитие"

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: 4


Пояснительная записка

Рабочая программа по коррекционному курсу «Сенсорное развитие» разработана на основе: Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Характеристика учебного предмета

Цель программы: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.

Задачи:

  • формирование, на основе активизации всех органов чувств, адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
  • коррекция недостатков сенсорно-перцептивной сферы путем систематического целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, величины, цвета, конструкции, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
  • формирование пространственно-временных ориентировок;
  • развитие слух голосовых координаций;
  • совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
  • формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
  • совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
  • обогащение и коррекция словарного запаса детей на основе обогащения сенсорного опыта детей;
  • коррекция недостатков моторного развития;
  • совершенствование зрительно-двигательной координации;
  • коррекция точности и целенаправленности движений и действий.

Формы организации образовательного процесса

Данная программа рассчитана на 95 часов в 4 кл. Основная форма организации учебного процесса групповое занятие. На коррекционные групповые занятия по расписанию отводятся часы, как в первую, так и во вторую половину дня. Продолжительность занятий 15-25 минут, 3 часа в неделю, с учетом праздничных дней. Занятия проводятся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Содержание коррекционных занятий

В результате освоения предметного содержания курса у учащихся предполагается формирование базовых учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных).

Личностные: обучение на занятиях по данному курсу организует и дисциплинирует школьников с интеллектуальным недоразвитием, способствует формированию мотивации к учению, интереса и позитивного отношения к себе и окружающему миру.

Регулятивные: учащимся с нарушениями интеллекта свойственны некритичность в выполнении действий, низкий уровень самоконтроля, обусловленные косностью и тугоподвижностью процессов мышления, связанных с инертностью нервных процессов.

Из-за слабости регулирующей функции мышления и речи таким детям трудно полностью подчинить свои действия инструкции педагога, поэтому формирование у них представлений о предметах и явлениях и др. происходит последовательно, поэтапно.

Многие проблемы в обучении снимаются, если ученики умеют контролировать свою деятельность. Освоение элементов учебной деятельности, протекающее с задержкой у детей с особыми образовательными потребностями, успешно корригируется в процессе специально организованных занятий, когда ребенок постепенно учится определять цель своей деятельности, планировать её, двигаться по заданному плану, контролировать свои действия, оценивать и корректировать полученный результат. Кроме того, у школьника вырабатывается волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, и волевому усилию; воспитывается привычка к труду, желание трудиться.

Познавательные: на занятиях по Сенсорному развитию в результате целенаправленных обучающих воздействий у ребенка с интеллектуальной недостаточностью формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности. В процессе обучения ребенок овладевает сенсорными эталонами для определения отношений выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов и поисковыми способами ориентирования; у него появляется точность восприятия, формируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия, тем самым создаются условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций.

Коммуникативные: особое внимание на занятиях уделяется развитию речи и коммуникативных навыков детей. Словесные обозначения свойств и качеств предметов и явлений, а также существующих между ними взаимосвязей и взаимоотношений обеспечивают возможность абстракции и обобщения, способствуют осмысливанию воспринимаемого учеником. Разные виды деятельности предоставляют большие возможности для обогащения его словарного запаса. Также курс Сенсорное развитие представляет благоприятный контекст для формирования таких коммуникативных действий, как умения объяснять свой выбор, строить короткие фразы, отвечать на поставленный вопрос; работать в парах и малых группах; а также, вербальных и невербальных способов коммуникации.

Методы и приемы реализации программы

Программа предусматривает развитие и воспитание детей на занятии через обучение, игру, музыку, движение, изобразительную деятельность, психогимнастику, коррекционно-развивающие упражнения, задания и т.д. Поэтому общеобразовательная, коррекционно-развивающая, воспитательная и практическая задачи в условиях специальной (коррекционной) школы решаются комплексно при осуществлении тесной связи с другими учебными предметами.

Приёмы и методы:

  • совместные действия ребёнка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);
  • действия детей по образцу, по инструкции;
  • действия с контурными изображениями, использование приёмов наложения и обводки шаблонов, трафаретов для создания целостного образа изображаемого предмета;
  • предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога рисунков, картин, специально подобранных игрушек, картинок и т.п.;
  • соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;
  • наблюдения за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами;
  • использование рисунков и аппликаций.

Также на занятиях используются ТСО: видео, музыкальные композиции, компьютерные презентации.

В программе четко просматриваются два основных направления работы:

  • Формирование знаний сенсорных эталонов - определенных систем и шкал, являющихся общепринятыми мерками, которые выработало человечество (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др.).
  • Обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета. Заметим, что работа по формированию сенсорных действий не является самоцелью, а представляет лишь часть общей работы и занимает в ней определенное место.

Прогнозируемый минимум по уровням обученности.

Уровень

Требования к ЗУН

Достаточный

Учащиеся должны уметь (при активизирующей и организующей помощи):
Различать и называть основные цвета; геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), тела (шар, куб).
Сравнивать предметы по величине (больше - меньше, длиннее - короче и т.п.).
Определять изученные цвет, форму, величину в знакомых предметах. Группировать по 1 признаку.
Классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, делать простейшие обобщения.
Зрительно определять и называть отличительные и общие признаки двух предметов.
Выполнять действия и движения по показу и инструкции взрослого.
Ориентироваться по схеме тела (знать составляющие и отдельные части тела), различать право - лево и на листе бумаги.
Выделять части суток, дни: вчера, сегодня, завтра, определять порядок дней недели
Выполнять по показу и инструкции простые двигательные упражнения (для мелкой моторики и крупной моторики).
Составлять предмет из 2-3 частей.
Различать речевые и неречевые звуки.
Уметь выполнять простые упражнения.
Правильно пользоваться письменными принадлежностями.

Минимальный

Учащиеся должны уметь (при активизирующей и организующей помощи):
Различать и сопоставлять основные цвета и геометрические фигуры. Называть при организующей помощи.
Сравнивать предметы по 1 признаку (по цвету, по форме, по величине). Сравнивать наложением, приложением.
Ориентироваться по схеме тела (составляющие части) при организующей и направляющей помощи).
Ориентироваться в представлении (сутки, дни).
Под руководством взрослого, по показу выполнять простые упражнения для мелкой моторики, отдельных частей тела, воспроизводить правильное дыхание.
Под контролем выполнять действия по инструкции взрослого, пользоваться письменными принадлежностями.

Личностные и предметные результаты освоения курса.

  • достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств, для свободного выражения мыслей и чувств, в процессе речевого общения;
  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • положительное отношение к окружающей действительности;
  • выражать свое эмоциональное состояние, настроение.
  • в предлагаемых педагогом ситуациях делать правильный выбор, опираться на общепринятые нравственные правила, в первую очередь в отношениях со сверстниками в практике совместной деятельности.
  • понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе.

Тематическое планирование

№ раздела

Наименование разделов

Количество часов

Мониторинг обучающихся на начало учебного года

1

Раздел 1

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

24

Раздел 2

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

19

Раздел 3

Развитие кинестетического восприятия

29

Раздел 4

Развитие восприятия обоняния

9

Раздел 5

Развитие восприятия вкуса

10

Мониторинг обучающихся на конец учебного года

3

Всего

95

Календарно-тематическое планирование

Материально-техническое обеспечение

Для проведения занятий требуется специально организованная коррекционно-развивающая среда, к которой относятся сенсорно-стимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и пособия:

  • функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций (конструкторы с комплектом цветных деталей, «почтовые (проблемные) ящики», раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры и тела разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули, вкладыши-формы и др.);
  • игрушки и пособия для развития тонкой и общей моторики: спортивный инвентарь для развития крупной моторики (мячи, кольцебросы, обручи, кегли, сенсорная «тропа» для ног, массажный коврик и др.); для развития мелкой моторики: шнуровки, мозаики, разнообразные мелкие предметы, различные виды застежек и др.;
  • разнообразный арсенал техники арттерапии (различные куклы, сюжетные игрушки; «предметы оперирования» - игрушки, имитирующие реальные предметы; игрушки-«маркеры» - своеобразные «знаки пространства» - игровой материал, указывающий на место действия, обстановку, в которой она происходит);
  • иллюстрированный и образно-символический материал: схемы-планы пространственного расположения предметов, специально разработанные «пособия», репрезентирующие мир вещей и событий, расширяющие круг представлений ребенка, способствующие установлению сходства и различия классификационных признаков, определению временных и пространственных отношений (наборы карточек с разнообразными изображениями, серии карточек и т.д.);
  • наглядно-графические модели: поэлементная схема, технологические (инструкционные) карты, нерасчлененные контурные образцы, чертежи, чертежи-карты и др., подводящие ребенка к «скрытым» от реального действия, более абстрактным и обобщенным связям между предметами и явлениями окружающего мира;
  • нормативно-знаковый материал: наборы цифр и букв, алфавитные таблицы и др., т.е. материал, который способствует овладению ребенком универсальными человеческими средствами внутренней мыслительной деятельности;
  • материалы и принадлежности для изобразительной деятельности (для рисования, лепки, аппликации, выполнения графических заданий).
  • компьютер, принтер, доска, тетради, карандаши, ручки.

Учебно-методическое обеспечение

  1. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет - форма - количество. М. «Просвещение».
  2. Бабина Н.В. Развивающие игры с элементами логики. - Москва-Воронеж.
  3. Баряева Л.Б., Бгажнокова И.М., Бойков Д.И., Зарин AM., Комарова С.В. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 181 с. - (Коррекционная педагогика).
  4. Башаева Г.В. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук. Ярославль.
  5. Венгер А.А. Восприятие сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет. - М.
  6. Забрамная С.Д. Ваш ребёнок учится во вспомогательной школе: Раб. Книга - М.
  7. Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка. Динамические упражнения для детей 6-10 лет. - М.
  8. Комплексная методика психомоторной коррекции. А.В. Семенович, Е.А.Воробьёва. - М.
  9. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум для психологов и логопедов. - М.
  10. Любимова Т.Г. Учить не только мыслить, но и чувствовать. - Чебоксары.
  11. Методика психомоторной практики. /Под ред. Н.Я. Большуновой. - Бердск.
  12. Развитие внимания. Пособие для практических психологов, воспитателей, родителей. /Под ред. Н.Я. Большуновой. - Бердск.
  13. Разина М.С. Страна пальчиковых игр: развивающие игры и оригами для детей и взрослых. СПБ. «Кристалл».
  14. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. - М.
  15. Фомина Л.В. Сенсорное развитие: программа для детей в возрасте (4) 5-6 лет - М., ТЦ «Сфера».
  16. Царёв А.М., Рудакова Е.А., Сухарева О.Ю. Дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития /Дошкольное воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями / под. Ред. Л.А.Головчиц: учебное пособие - М., Логомаг, 2015. - 266 с.

Средства контроля:

  • наблюдение;
  • беседа на закрепление знаний, полученных в ходе урока;
  • практическая работа;
  • самостоятельная работа;
  • мониторинги.

Преобладающая форма текущего контроля - обследование учащихся в начале и конце учебного года.

Лист изменений и дополнений в рабочую программу

№ п/п

Вид дополнений и изменений

Причина внесения изменений и дополнений

Дата согласования с заместителем директора по УВР, подпись

Дата утверждения и № приказа директора, подпись