Скоростно-силовая подготовка легкоатлетов-спринтеров 14–15 лет

Разделы: Дополнительное образование

Ключевые слова: подготовка легкоатлетов-спринтеров


Введение

Легкая атлетика является комплексным видом спорта, включающим в себя различные виды дисциплин. Она по праву считается королевой спорта, недаром, два из трех призывов в девизе "Быстрее, выше, сильнее!" можно не задумываясь отнести именно к легкоатлетическим дисциплинам. Легкая атлетика составляла основу спортивной программы первых олимпийских игр. Свои позиции легкой атлетике удалось завоевать за счет простоты, доступности и, естественности своих соревновательных дисциплин. Это один из основных и наиболее массовых видов спорта. Популярность и массовость легкой атлетики объясняются общей доступностью и большим разнообразием легкоатлетических упражнений, простой техникой выполнения, возможностью варьировать нагрузку и проводить занятия в любое время года не только на спортивных площадках, но и в естественных условиях.

Физическая подготовка населения и выполнение норм комплекса ГТО, являются основополагающим в единой системе патриотического воспитания молодежи, решает задачи - формирования у человека устойчивой потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом.

Актуальность: в настоящее время известно, что целеустремленные воспитательные, физические воздействия и другие факторы могут эффективно стимулировать процесс естественных морфофункциональных свойств всего организма. И характерно, что в период 14-15 лет, с правильным целенаправленным использованием специальных физических упражнений и дополнительных разнообразных форм, особенно развиваются скоростно-силовые способности.

Объект исследования: тренировочный процесс легкоатлетов-спринтеров 14-15 лет.

Предмет исследования: средства и методы развития скоростно-силовых способностей у легкоатлетов-спринтеров 14-15 лет.

Цель исследования: определить эффективность применяемого комплекса упражнений, направленного на развитие скоростно-силовых способностей у легкоатлетов 14-15 лет, специализирующихся в беге на короткие дистанции.

Исходя из поставленной цели исследования, нами были определены следующие задачи:

  • на основе анализа научно-методической литературы показать, как решается проблема скоростно-силовой подготовки у легкоатлетов, специализирующихся на спринтерском беге;
  • составить комплекс физических упражнений, направленный на развитие скоростно-силовых способностей у легкоатлетов 14-15 лет, специализирующихся в беге на короткие дистанции;
  • экспериментально проверить и обосновать эффективность составленного комплекса физических упражнений, направленного на развитие скоростно-силовых способностей у легкоатлетов 14-15 лет, специализирующихся на спринтерском беге.

Гипотеза исследования - предполагалось, что применение в тренировочном процессе легкоатлетов-спринтеров 14-15 лет составленного комплекса упражнений будет способствовать росту у них показателей скоростно-силовых способностей.

Научная новизна и практическая значимость исследования заключается в возможности дальнейшего применения комплекса упражнений в скоростно-силовой подготовке спринтеров.

Глава 1. Теоретические аспекты исследования силовой и скоростно-силовой подготовки в легкой атлетике

1.1 Силовая подготовка в легкой атлетике

Легкая атлетика смогла завоевать свою популярность благодаря тому, что для занятия ее не требуется дорогостоящего оборудования. За счет этого, легкая атлетика смогла стать популярной даже в таких странах как Азия, Африка и Латинская Америка. Именно в связи с широким развитием, большой популярностью этого вида спорта, его постоянно прогрессирующей эволюцией легкая атлетика получила признание, по существу, во всем мире во второй половине XX века и получила название "Королевы спорта". За многие десятилетия никто не усомнился в законности этого громкого титула. Лёгкая атлетика действительно правит спортивным миром, её любят и почитают в самых отдалённых уголках. Бег является основой легкой атлетики. Он включается в программу всех известных нам соревнований по легкой атлетике. Кроме того, бег является составной частью многих других легкоатлетических упражнений, таких, как прыжки в высоту, длину, с шестом, метание копья. Существует несколько видов бега: бег на короткие дистанции (60, 100, 200, 400м); на средние дистанции (800, 1000, 1500, 2000м); на длинные дистанции (3000, 5000, 10 000м); на сверхдлинные дистанции (часовой бег, 20 000, 25 000 и 30 000м). Рост достижений в спринте, прежде всего, определяется совершенствованием старта и методов подготовки бегуна (10).

Спринт является визитной карточкой легкой атлетики и, несмотря на свою быстротечность, наиболее зрелищным видом, особенно когда бегут высококвалифицированные спринтеры. Высококвалифицированным спринтерам это удается благодаря тщательной проработке и тренировке двигательных качеств и построению логической биомеханики, что позволяет эффективно и с большой скоростью реализовывать эти качества на беговой дорожке. Скоростно-силовая подготовка включает разнообразные средства и приемы, направленные на развитие способности занимающегося преодолевать значительные внешние сопротивления при максимально быстрых движениях, а также при разгоне и торможении тела и его звеньев(11).

Скоростно-силовая подготовка может обеспечивать развитие качеств быстроты и силы в самом широком диапазоне их сочетаний. Она включает три основных направления, деление на которые носит условный характер и принято для простоты, четкости изложения и точности применения упражнений. Первое - скоростное направление. Второе - скоростно-силовое направление. Третье - силовое направление. Именно этому направлению мы уделим большее внимание. В подготовке решается задача развить наибольшую силу сокращения мышц, участвующих при выполнении основного упражнения. Для оценки эффективности скоростно-силовой подготовки настоятельно рекомендуем систематически применять метод различных контрольных упражнений, который предусматривает многократное изменение показателей: время, расстояние, вес, число повторений и др. Измерение необходимо проводить в стандартных условиях после 7 разминки, через определенные интервалы (1 раз в 1-2 недели), и обязательно по этапам тренировки. При выполнении специальных упражнений следует придерживаться методических правил(11):

  • выражать ясно, понимать, какая двигательная задача решается в данном упражнении;
  • следить за правильным рисунком, амплитудой, темпом и акцентами, а также угловыми значениями проявления максимальных мышечных усилий для избирательного и наиболее точного воздействия на определенные группы мышц в соответствии с рабочими фазами соревновательного упражнения;
  • видеть и чувствовать главное звено и оценивать эффект от упражнения;
  • повторное исполнение неточных движений чаще приносит только вред;
  • знать (а затем и чувствовать), что чем быстрее выполняется смена направления движения, переход от уступающего режима в работе мышц к преодолевающему, от сгибания к разгибанию, от "скручивания" к "раскручиванию" и чем короче путь торможения, тем большее воздействие испытывает ваш опорно-двигательный аппарат в данном упражнении, концентрируйте волевые усилия на энергичном взрывном характере проявления усилий;
  • помнить, что число повторений в одном подходе должно быть до чувства легкого утомления, оптимально 25-30 в прыжковых упражнениях и без отягощений, 10-15 в упражнениях с применением малых отягощений или усилий на тренажерах;
  • до чувства утомления
  • полного утомления в подходе в упражнениях со средними отягощениями или усилиями; 4-6 повторений и 1-3 в упражнениях с большими и максимальными отягощениями. Продолжительность одного подхода для развития силы в пределах 10, с. Чем больше число повторений и время работы, тем больше развивается силовая выносливость. Отдых между подходами 3 мин. Используйте смешанные режимы:
  • использовать эффект последействия - "свежих следов", чередуя применение малых отягощений (пояс, жилет 0,25% от вашего веса) в основном и специальных упражнениях на технику и без отягощений;
  • нагрузка в силовой подготовке должна постепенно по неделям возраста как по объему (большее число повторений), так и по интенсивности (увеличение веса отягощений или быстроты, темпа выполнения упражнений).

1.2 Теоретические основы методики легкоатлетических упражнений скоростно-силовой направленности

Без значительного увеличения мышечной силы нет пути к большому мастерству в спринте, барьерном беге, прыжках и в особенности в метаниях. При этом сила должна проявляться чрезвычайно быстро, создавая большую мощность работы в кратчайшее время (в среднем около 0,1 сек.). Но и в беге на средние и длинные дистанции, а также в спортивной ходьбе тоже нужна определенная сила мышц, в особенности при ускорении по дистанции и финишировании (20).

Проявление силы мышц зависит от состояния центральной нервной системы, соответствующей деятельности коры головного мозга, физиологического поперечники мышц, биохимических процессов, происходящих в мышцах, изменения возбудимости мышц, степени их утомления и других причин. Любое проявление силы мышц создается нервными импульсами, идущими от нервных клеток двигательной зоны коры головного мозга через двигательные нервные клетки спинного мозга к мышцам. Это свидетельствует о важном значении функциональных возможностей нервной системы(20).

Развитие силы мышц, особенно у начинающих легкоатлетов, происходит в первую очередь за счет приобретения умения владеть своими мышцами, быстро сокращать и напрягать их с большей силой (улучшение нервно-мышечной координации). Важно также воспитать умение проявлять большие волевые усилия, с чем связано повышение функциональных возможностей нервных клеток. Поскольку сила мышц прямо пропорциональна их физиологическому поперечнику, ее можно развивать также за счет увеличения мышечной массы под влиянием физических упражнений. При этом в мышцах усиливается кровообращение, улучшаются процессы обмена, увеличиваются запасы энергетических веществ и прочие. Эти основные стороны мышечной силы органически взаимосвязаны. Однако можно так подбирать упражнения и методы, чтобы в большей мере увеличивать мышечную массу либо улучшать умение проявлять силу(14).

Легкоатлетам нужно развитие всех мышц тела для обеспечения любой двигательной деятельности, но в особенности требуется усиление тех мышц, работа которых определяет результативность бега, прыжка или метания. Поэтому требования к уровню развития мускулатуры всего тела, к отдельным мышечным группам определяются видом легкой атлетики и физической подготовленностью спортсмена. Например, наибольшего развития физической силы достигают метатели, наименьшего - марафонцы. В тренировке любого легкоатлета постоянно применяются упражнения, в той или иной мере развивающие силу, в том числе и в процессе общей физической подготовки.

Однако основное внимание уделяется упражнениям, специально направленным на развитие силы. Такие упражнения обычно схожи по форме движений с видом легкой атлетики или с элементом, частью его. Применяются также упражнения, не схожие по координации движений, но точно направленные на развитие силы отдельных мышц и групп (например, поднимание штанги от пола для укрепления мышц спины). При выборе упражнений надо также учитывать характер усилия по ускорению и по режиму работы (преодолевающему, уступающему и статическому)(16).

Для совершенствования нервно-мышечной координации в проявлении силы нужны разнообразные упражнения, в которых можно изменять уровень усилий в малом промежутке времени, например поочередные броски снарядов разного веса (ядра, камни, набивные мячи) возможно дальше. Используются упражнения в прыжках на месте и с места на разную высоту и длину, повторное преодоление препятствий разной высоты, повторное быстрое поднимание штанги с изменением веса (50-80% от максимального). Подобные упражнения помогают начинающим легкоатлетам приобретать умение владеть своими мышцами, сокращать и напрягать их с нужной силой. Такие упражнения можно включать в подготовительную часть урока или выполнять в свободное время 5-6 раз в неделю (16).

Для улучшения умения проявлять значительную мышечную силу применяются методы больших и максимальных усилий. Например, в повторном выполнении различных упражнений со штангой(16):

а) с большой силой (85-95% от максимальной) с 2-3 повторениями в одном подходе с интервалом отдыха 3-4 мин. при 3-6 подходах и занятиях через день;

б) с максимальной силой (100%) с одним повторением в 2-3 подходах при интервале отдыха 5-10 мин. и 1 занятии в неделю. В таких упражнениях обычно сохраняется лишь часть координационной структуры того вида легкой атлетики или его элемента, в котором хотят научиться проявлять возможно большую силу. Для увеличения мышечной массы упражнения непрерывно выполняются до тех пор, пока из-за усталости мышц не начнет нарушаться правильность движений (метод «до отказа»). Такие упражнения по своей структуре обычно сходны с элементами того целостного вида легкой атлетики, в котором спортсмен специализируется. Силовая нагрузка при этом должна быть средней или большой (60-80% от максимальной). С целью укрепления мышц и связок суставно-связочного аппарата применяются упражнения с усилиями меньшими, чем требуются в избранном виде легкой атлетики, и выполняемыми «до отказа». Число подходов 1-3 раза при интервале отдыха 2-10 мин. Число занятий в неделю 3 раза. Для развития силы используются разнообразные упражнения, начиная от элементарных и кончая целостным видом легкой атлетики (прыжок, метание, бег со старта). Наибольшее значение для развития силы имеют упражнения с отягощением (грузом), а также в преодолении собственного веса и сопротивления партнера. Кроме того, используются статические проявления силы. Отягощениями могут служить гантели от 2,5 кг, мешок с песком до 10-15 кг, набивные мячи 2-5 кг, гири 16 и 32 кг, штанга и др.

Упражнения с большим грузом, например со штангой, воздействуют на мускулатуру всего тела, особенно на крупные и мощные группы мышц, упражнения с меньшим весом (например, с набивными мячами, гантелями) - на развитие отдельных мышечных групп. Наибольшим отягощением обычно служит штанга, вес которой изменяется в зависимости от вида упражнений и подготовленности тренирующегося. Чтобы воздействовать на сильнейшие мышцы, нельзя ограничиваться только классическими упражнениями со штангой. Легкоатлету полезны различные приседания, наклоны, вращения туловища со штангой на плечах, выжимание штанги руками или ногами лежа на спине, а также всевозможные упражнения с партнером (к таким упражнениям можно отнести и борьбу). Выполняя упражнения со значительным весом, легкоатлет иногда нарушает ритм дыхания, а то и задерживает его. Надо внимательно следить за сохранением правильного дыхания. Упражнение с несколько меньшим грузом следует повторить 2-3 раза подряд. Чем меньше отягощение, тем больше можно выполнять упражнение без перерыва. Во всех случаях упражнения для увеличения мышечного объема надо повторять до тех пор, пока атлет не ощутит утомления мышц. На первых порах упражнения с отягощением рекомендуется выполнять медленнее, а затем быстрее, насколько позволяет вес отягощения. Упражнения в преодолении собственного веса, а также веса и сопротивления партнера близки к упражнениям с отягощением. Наиболее типичны упражнения с использованием веса своего тела: приседания (главным образом на одной ноге), прыжки, в том числе в глубину с последующим отталкиванием, подтягивания в висе, отжимание в упоре и т. п. (16).

Как и упражнения с тяжестями, они повторяются тем больше, чем меньшая мышечная группа вовлечена в работу, чем короче путь перемещения тела. Постепенно следует переходить от медленных движений к более быстрым, от легких к трудным. Однако в дальнейшем предпочтение отдается упражнениям, выполняемым в максимально быстром темпе. Упражнения с партнером в переноске, в сопротивлении, в перетягивании и переталкивании позволяют оказывать избирательное и общее воздействие на мускулатуру. Здесь большое значение имеют волевые усилия легкоатлетов, соревнующихся в силе, в умении использовать эту силу (16).

В тренировке используются также легкоатлетические упражнения с отягощением: метание более тяжелых снарядов, прыжковые упражнения, держа мешок с песком (6-12 кг) на плечах, бег, прыжки и другие упражнения с тяжелым поясом (5-6 кг), жилетом (5-8 кг), манжетами (1-2 кг) на голенях и предплечьях, в утяжеленной обуви. В таких упражнениях структура движений почти не изменяется, но атлету приходится проявлять больше силы, чем обычно. При этом сила развивается в условиях, наиболее приближенных к тем, которые необходимы атлету. Легкоатлетическими упражнениями с отягощением можно не только увеличить массу тех или иных групп мышц, но и воспитать способность к большим волевым усилиям. В этом случае упражнения желательно выполнять максимально быстро. Упражнения с отягощением следует чередовать с такими же упражнениями, но без отягощения. Последние обычно предшествуют упражнениям с отягощением. Но для воспитания умения проявить силу быстро возможна и обратная последовательность.

В подготовке легкоатлетов используются также упражнения в статических усилиях («изометрический» метод). Легкоатлет прилагает максимально возможное усилие, например пытаясь выпрямить полусогнутые ноги, упираясь плечами в закрепленную перекладину или стремясь оторвать от земли чрезмерно тяжелую штангу. В таких предельных статических усилиях особо высокие требования предъявляются к нервным клеткам, обусловливающим напряжение данных групп мышц. Естественно, что в ответ на это напряжение повышаются функциональные возможности нервных клеток, и легкоатлет сможет проявить силу в еще большей мере. Повысившиеся функциональные возможности нервных клеток позволяют прилагать большие силовые усилия в динамических движениях (5).

Каждое упражнение в больших и максимальных статических усилиях повторяется в занятии 2-4 раза по 5-6 сек. Интервал отдыха до 2-3 мин. Этот метод рекомендуется только взрослым, хорошо физически подготовленным легкоатлетам. Начинающие легкоатлеты должны развивать мускулатуру всего тела разнообразными физическими упражнениями, преимущественно силового характера. Основные упражнения для развития силы, требующие больших усилий и напряжений, включаются в тренировочные занятия 3 раза в неделю, а упражнения с меньшей нагрузкой - в каждое занятие. Кроме того, отдельные упражнения на силу следует выполнять ежедневно (дома). Надо помнить, что чем меньшая группа мышц вовлечена в упражнение, тем чаще надо его повторять. Общее правило дозировки для большей части динамических упражнений, требующих проявления средних и больших усилий, выполнять упражнения до тех пор, пока атлет ощутит усталость мышц и ему станет трудно продолжать упражнение. В этом случае упражнение нужно прекратить, несмотря на то, что, преодолевая чувство усталости, еще можно продолжать работу. Предпочитать следует быстрые движения. Возросшая сила отдельных мышечных групп может быть использована в беге, прыжках и метаниях только на основе высококоординированной нервно-мышечной деятельности, которая наиболее эффективно совершенствуется при выполнении целостного двигательного акта. Поэтому упражнения для развития силы в недельном цикле должны сочетаться с повторным выполнением целостного двигательного акта без отягощений. Итак, чтобы развить группы мышц, от которых во многом зависит эффективность проявляемых усилий начинающих спортсменов-легкоатлетов, надо выполнять различные упражнения, а именно - силовые упражнения. Эти упражнения нужны как для начинающих спортсменов, так и для тренированных. Все силовые упражнения делятся на 2 следующие группы: Собственно силовые упражнения. При выполнении этих силовых упражнений сила мышц спортсмена увеличивается в большей степени за счет увеличения массы, которую перемещает спортсмен, а также благодаря его способности к максимальному (предельному) напряжению работающих мышц. Это следующие упражнения: толчок, рывок и жим штанги, лазанье по канату, приемы борьбы, во время выполнения которых тело партнера поднимается, приседания с отягощениями и др.(6).

Скоростно-силовые упражнения. При выполнении данных силовых упражнений сила мышц спортсмена возрастает за счет увеличению ускорения сообщаемого снаряду или грузу. Это такие упражнения как: спринтерский бег, легкоатлетические метания, различные игры, где необходимо бороться за мяч, упражнения с гирями и гантелями небольшого веса, упражнения со штангой небольшого веса, выполнение в максимально быстром темпе и другие. Для того чтобы развить силу на начальном этапе, надо выполнять силовые упражнения для начинающих, а именно силовые упражнения с малым весом, это даст больший эффект. Во время увеличения роста тренированности (во время среднего этапа) вес надо увеличивать. При подъеме веса 60-70% от максимального, сила начнет возрастать, но потом результаты замедлятся. Во время последнего этапа только тренировки с предельным весом способствуют приросту мышечной массы. Правильная дозировка силовых упражнений с различными отягощениями имеет важное значение для начинающих спортсменов. Нагрузка в силовой подготовке должна постепенно по неделям возрастать как по объему (большее число повторений), так и по интенсивности (увеличение веса отягощений или быстроты, темпа выполнения упражнений). Методика развития скоростно-силовых качеств. Спортивная тренировка - это практическое использование самой важной из особенностей живого организма - способности к адаптации (11).

В ходе тренировочного процесса организм атлета постепенно привыкает к выполнению разнообразных упражнений. Процесс адаптации к изменяющемся условиям проходит лучше при более сильной величине раздражителя, действующая на спортсмена. Силу такого раздражителя обычно связывают с понятием интенсивности и длительностью предъявляемого раздражителя. В отличие от других видов бега, спринтерский бег не позволяет значительно увеличить длительность воздействия основной соревновательной нагрузки на организм бегуна. За один тренировочный день спринтер способен выполнять максимально быстрый бег в течение не более чем 150 секунд, после чего наступает энергетическое истощение, дальнейшие пробежки с максимальной скоростью уже невозможны. Таким образом, объем адаптационной нагрузки, предъявляемой спринтеру очевидно, недостаточно велик. Применение бега в облегченных условиях - тоже не всегда эффективно, т.к. постоянное использование данного метода может привести к нарушению техники бега. Как следствие тренера все чаще используют в тренировке бегуна на короткие дистанции методы частного воздействия, позволяющие последовательно развивать отдельные компоненты отдельного соревновательного упражнения (11).

В тренировочном процессе можно достаточно четко классифицировать упражнения, направленные на совершенствование того или иного элемента, например, развитие скоростно-силового потенциала мышц разгибателей ног. Эффективность данного подхода определяется тем, насколько верно сбалансированы данные методы, т.к. собирая все воедино, не всегда можно получить ожидаемый результат. К основным методам воспитания скоростно-силовых способностей можно отнести (5):

  • методы строго регламентированного упражнения;
  • соревновательный метод;
  • игровой метод;
  • метод круговой тренировки.

Сущность метода строго регламентированного упражнения заключается в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой. Данные методы обладают большими педагогическими возможностями и позволяют (5):

  • осуществлять двигательную деятельность занимающихся по твердо-предписанной программе;
  • строго регламентировать нагрузку по объѐму и интенсивности, а также управлять еѐ динамикой по ходу занятия;
  • точно дозировать интервалы отдыха между упражнениями;
  • избирательно воспитывать физические качества.

Соревновательный метод применяется в форме различных тренировочных состязаний (прикидки, эстафеты, гандикапы - уравнительные соревнования) и финальных соревнований. Игровой метод используется в процессе физического воспитания для комплексного совершенствования движений при их первоначальном разучивании, используется для совершенствования физических качеств, потому что в игровом методе присутствуют благоприятные предпосылки для развития ловкости, силы, быстроты, выносливости. Метод круговой тренировки обеспечивает комплексное воздействие на различные группы мышц. Упражнения выполняются по станциям и подбираются таким образом, чтобы каждая последующая серия включала в работу новую мышечную группу, позволяла значительно повысить объем нагрузки при строгом чередовании работы и отдыха (5).

Безусловно, каждый метод несет свой вклад в развитие и становление скоростно-силовых качеств юных атлетов. Стоит более подробно рассмотреть, как данные методы, а именно упражнения, отражаются в тренировочном процессе спринтеров. Важным требованием относительно упражнений по развитию быстроты является возможность их выполнения с околопредельной (70-80%) и предельной скоростью (100%). Поэтому эти упражнения должны быть относительно простыми по координации работы нервно-мышечного аппарата. Вместе с тем, прежде чем выполнять их с предельной скоростью, нужно усовершенствовать координацию работы мышц (межмышечная координация) на умеренных и максимальных скоростях. Это необходимо для того, чтобы занимающиеся сосредоточивали внимание не на технике их выполнения, а на интенсивности движений. Для избирательного развития быстроты двигательных реакций следует применять упражнения в срочном повторном реагировании на раздражители в условиях, моделирующих реальную двигательную деятельность (6).

Для комплексного развития двигательных реакций наиболее эффективны подвижные и спортивные игры по упрощенным правилам и на меньших, относительно стандартных, площадках. Хороший эффект дает также выполнение циклических упражнений с резким изменением по команде темпа, направления, вида движения и т.п. Но стоит отметить, что выполнение циклических упражнений на высокой скорости управляются теми структурами мозга, которые ответственны за автоматическое движение и реализуются на основании четко сформированного алгоритма. Поэтому резкое усиление одного из компонентов уже сбалансированной программы может привести к нарушению движения и срыву техники бега. На развитие быстроты в различных движениях положительно влияет развитие взрывной силы с помощью упражнений, которые подобны с основным по координации работы нервно-мышечного аппарата (12).

Для совершенствования старта и стартового разгона очень важную роль играет скоростно-силовые качества мышц разгибателей ног и туловища. Для тренировки данных мышц используются прыжки и упражнения с различными отягощениями. Для быстрого разгона нужна значительная мощность, поэтому при подготовке легкоатлета часто используются различные условия, затрудняющие выполнение начальных шагов: старты в гору, по песку (с использованием разных сопротивлений) и по отметкам. Для лучшего освоения перехода в бег с максимальной скоростью после старта в тренировке на местности желательно использовать такой профиль дорожки, чтобы первые 6-7 шагов (8-10 м) выполнялись в подъем, а последующие по горизонтали или под незначительный уклон. Важно в тренировочном процессе использовать одни и те же отрезки, чтобы более успешно вести контроль состояния спортсмена. Наиболее часто используемые отрезки 30, 60 м. (6).

Хорошим средством развития скоростных возможностей бегунов на короткие дистанции является бег в облегченных условиях, бег с использованием условий местности или специально сооруженные дорожки (угол наклона не должен превышать 40 , иначе изменяется техника бега). Эффект также приносит спринтерский бег по дорожке с меняющимся профилем, где бег под уклон чередуется с бегом по горизонтали и вбеганием в гору. Большую пользу приносят смежные виды легкой атлетики, в которых бег с максимальной скоростью является одним из основных элементов - барьерный бег и прыжки в длину. Данный метод позволяет совершенствовать межмышечную координацию, лежащую в основе бега с максимальной скоростью. В современной методике тренировки в спринте особое место занимает скоростная выносливость. Основным методом развития этого важного качества является повторный бег на различных отрезках. В соответствии с задачами тренировки интенсивность бега и интервала отдыха между отдельными пробежками варьируется в зависимости от индивидуальных особенностей спортсмена. Повторные пробежки выполняются с интервалами отдыха в 2-4 мин. таким образом, чтобы к началу пробежки частота пульса составляла не более 120 уд/мин.

Переменный бег, сохраняющий высокую спортивную форму, и бег с периодическим изменением скорости являются хорошим средством развития качества скоростной выносливости. Хорошим средством контроля развития качества скоростной выносливости является бег на дистанцию 200 метров. Стоить уделить внимание, тренировочным программам, направленные на увеличение длины шага спринтера, т.к. скорость бега является производной от длины и частоты шага. Данные упражнения направлены на развитие гибкости, поэтому должны стать неотъемлемой частью тренировочного процесса. Основная цель упражнения - увеличение амплитуды движений в суставах, а также более активное протекание реабилитационных процессов в утомленных мышцах.

Для юных легкоатлетов эффективным так же является соревновательный метод, характеризующийся стандартизацией предмета состязания, активной борьбой за победу и показанием высокого результата. Он выражается в форме различных тренировочных состязаний (прикидки, эстафеты, гандикапы - уравнительные соревнования) и финальных соревнований. Эффективность данного метода очень высокая, так как спортсменам различной подготовленности необходимо бороться друг с другом на равных основаниях, с эмоциональным подъемом, проявляя свои волевые усилия. Относительно других методов физического воспитания этот метод позволяет предъявить наиболее высокие требования к функциональным возможностям организма и тем самым способствовать их развитию(5).

Большую ценность для развития быстроты представляет игровой метод, т.к. он даёт возможность комплексного развития скоростных качеств, поскольку имеет место воздействия на скорость двигательной реакции, на быстроту движений и другие действия, связанные с оперативным мышлением. Подвижным играм присущ высокий эмоциональный фон и коллективные взаимодействия. Это способствует проявлению скоростных возможностей. Игровой метод предусматривает выполнение разнообразных упражнений с максимально возможной скоростью в условиях проведения подвижных и спортивных игр. При этом упражнения выполняются очень эмоционально, без излишних напряжений. Кроме того, данный метод обеспечивает широкую вариативность действий, препятствующую образованию «скоростного барьера».

При выполнении специальных упражнений стоит придерживаться методических правил:

  • ясно понимать, какая двигательная задача решается в данном упражнении,
  • следить за правильным выполнением,
  • оценивать эффект от упражнения развития силы в пределах, чем больше число повторений и время работы, тем больше развивается силовая выносливость. Самым важным элементом тренировки является не количество, а качество выполнения упражнений. В каждом занятии есть своя мера предельно допустимых нагрузок (12).

Таким образом, для развития скоростно-силовых способностей у спринтеров в одном занятии необходимо планировать выполнение небольшого количества упражнений, рекомендуется выполнять сразу после разминки, темп выполнения - предельный или около-предельный, отдых между подходами до полного восстановления работоспособности. На начальном этапе силовые упражнения лучше выполнять через день, это время необходимо для восстановления организма.

См. продолжение статьи

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3