Направление воспитательной работы: воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания.
Форма проведения: беседа.
Цель: формирование ценностного отношения к языку как средству передачи культурного наследия.
Задачи:
- формирования бережного отношения к родному языку, а также другим языкам мира;
- воспитание патриотических чувств, нравственного отношения к миру через эстетическое развитие;
- вовлечение воспитанников в активную познавательную деятельность.
Ход мероприятия
Слайд 1: заставка
Здравствуйте! На многих языках народов мира это слово звучит по-разному. Вот, например
Слайд 2: видео со словом здравствуйте
Слайд 3: заставка
Вот с этого доброго слова начинается любой душевный разговор, приветствие людей, встречи. Итак, товарищи кадеты, Здравствуйте!
Наша встреча посвящена знаковому светскому празднику «дню родного языка».
Еще не так давно, это помнят ваши командиры, родители, бабушки и дедушки, был многонациональный союз СССР 15 республик.
Слайд 4: люди в национальных костюмах
Каждая республика была многонациональна. Но в каждой республике был свой язык, на котором коренные народы разговаривал. Но все равно связывающий язык был русский.
Слайд 5: карта России с республиками
В каждом паспорте гражданина СССР имелась графа национальность, в которой и прописывалась национальность (украинец, молдаван, казах). Россия преемница СССР и в паспортах нет такой графы. Мы все россияне. Но коренные народы были, есть и будут. И мы с вами обязаны чтить язык других народов.
Слайд 6: видео бунта бенгальских студентов
21 февраля отмечается Международный день родного языка. История праздника, к сожалению, имеет очень трагическое начало. Эта дата была выбрана в знак памяти событий 21 февраля 1952 года, когда пакистанские студенты защищали свой родной бенгальский диалект, выступая против насильственно привитого языка урду. Их стремление сделать родной язык государственным не привело к успеху. Четыре человека были расстреляны на площади, где проводился митинг. И все же после ряда вспышек и недовольств бенгальский язык признали официальным. Это значит, борьба за желание общаться на языке, родном с детства, была выиграна.
Слайд 8: декламация решения ЮНЕСКО
Слайд 9: фотография группы молодежи в национальных костюмах
Спустя много лет после этих событий, в ЮНЕСКО было принято решение объявит 21 февраля Международным днем родного языка для содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию. Сегодня в мире существует около 6000 языков и 43% из них находятся под угрозой исчезновения. Только несколько сотен языков играют видную роль в системах образования и в государственной сфере, и менее 100 языков используются в мире цифровых технологий.
Слайд 10: видео группы людей, поющих на родном языке
Как вы думаете, какова основная цель Международного дня родного языка? (сохранение исчезающих языков)
Слайд 11: картина вавилонской башни
Язык - это система звуковых и письменных символов, которые используются людьми с целью передачи их мыслей и чувств. Ученые в основном сходятся во мнении, что возник язык примерно около полумиллиона лет тому назад. Однако до сих пор никто из них не может с уверенностью объяснить, как именно произошло зарождение. Существует легенда о том, что изначально все люди говорили на одном языке. Знаете ли вы эту легенду? Глядя на картину, постарайтесь вспомнить содержание этой легенды.
Слайд 12: видео празднования карела-финами дня родного языка
Язык является наиболее мощным инструментом сохранения и развития нашего культурного наследия. В языке отражается искусство, литература, история, традиции, патриотические чувства нации. Несметные сокровища человеческой мысли и опыта тысячелетиями накапливаются и вечно живут в языке. Любое выражение, пословица или поговорка, являются результатом проявления особенностей, своеобразной мудрости того или иного народа. И именно в пословицах и поговорках находит яркое отражение мировоззрение каждого народа.
Слайд 13: стих на родном языке
Язык - это часть культуры, а культура - часть языка. Таким образом, человек, изучающий иностранный язык, подвергается воздействию заложенной в нем культуры. Следовательно, на родной язык накладывается и культура изучаемого языка. При необходимости язык заимствуют слова, выражения понятий, свойственных чужому языковому мышлению, из чужой языковой сферы. В русском языке тоже имеется очень много слов, заимствованных из других языков.
Слайд 14: портреты русских поэтом Серебряного века
Прошу несколько воспитанников продекламировать стихи
У бедной твоей колыбели,
Ещё еле слышно сперва,
Рязанские женщины пели,
Роняя, как жемчуг, слова.Под лампой кабацкой неяркой
На стол деревянный поник
У полной нетронутой чарки,
Как раненый сокол, ямщик.Ты шёл на разбитых копытах,
В кострах староверов горел,
Стирался в бадьях и корытах,
Сверчком на печи свиристел.Ты, сидя на позднем крылечке,
Закату подставя лицо,
Забрал у Кольцова колечко,
У Курбского за́нял кольцо.Вы, прадеды наши, в неволе,
Муко́ю запудривши лик,
На мельнице русской смололи
Заезжий татарский язык.Вы взяли немецкого малость,
Хотя бы и больше могли,
Чтоб им не одним доставалась
Учёная важность земли.Ты, пахнущий прелой овчиной
И дедовским острым кваском,
Писа́лся и чёрной лучиной
И белым лебяжьим пером.Ты - выше цены и расценки -
В году сорок первом, потом
Писался в немецком застенке
На слабой извёстке гвоздём.Владыки и те исчезали
Мгновенно и наверняка,
Когда невзначай посягали
На русскую суть языка.
Я. СмеляковС кириллицы начав родное слово,
И изучив его от А до Я,
Нет лучшего, чем языка родного,
Пока звучит родимая земля.
Она звучит Есенина стихами,
Здесь Маяковский, словом режет звук,
Любимый Пушкин ежедневно с нами,
И Фет, и Тютчев, с ними нет разлук!
А сколько в прозе русского звучанья,
Толстой и Гоголь, Шолохов, друзья,
Ведут нас, словом к радости сознанья,
Что русские они все, как и я!
Благодарю Мефодия, Кирилла
За буквы, звуки, благозвучность слов,
Что к языку нам русскому привили
Огромную, бескрайнюю любовь!
О. Яковенко
Слайд 15: видео о родном языке