«Игра - это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В.А.Сухомлинский
Игра для учеников начальных классов: от воспитания и обучения - к гармоничному развитию. Учитель начальных классов открывает для ребёнка мир новых знаний, новых занятий, новых друзей, игр. Думаете, игры и начальная школа несовместимы?
Наоборот! Многие игры младших школьников создаются именно для того, чтобы помочь детям в игровой форме осваивать учебный материал. Обучение младших школьников в игровой форме - весьма продуктивный развивающий метод, считают педагоги. Но не только обучение, но и воспитание младших школьников во многом происходит через игру. Дидактические игры на уроках помогают сделать урок ярким, запоминающимся и позволяют активировать познавательную деятельность учащихся.
Игры можно разделить на игры-путешествия, игры-спектакли, игры-экскурсии - это далеко не полный перечень того, что позволяет сделать урок интересным, доступным, понятным, помогает повысить активность детей, усвоить знания, снять напряжение.
Как заставить младшего школьника задуматься, начать размышлять над математическими заданиями, вопросами, задачами? Интерес и игра - вот средства, которые способны организовать детей на активную умственную деятельность, вовлечь в поиск, приобщить его к творческой работе на уроке. Игра помогает ребенку быть успешным, смышленым, усидчивым, любознательным, смекалистым.
Загадки, ребусы, кроссворды, расшифровки, экскурс в прошлое математики вызывает большой интерес к математике в целом. Цель этих мероприятий не только привлечь внимание детей и вызвать у них удивление, но и сделать интерес к математике достаточно стойким, помочь овладеть математическими умениями не только сильным ученикам, но и тем, для которых данный школьный предмет является наиболее сложным.
Очень многие обучающие игры, которые я использую в своей практике, заключают в себя вопрос, задание, призыв к действию, например: "Кто быстрее?", "Не зевать!", "Отвечай сразу.", "Кто вернее?" «Угадай число» и другие.
В своих работах К.Селевко отмечал, что реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве игры;
- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую.
В начале своей педагогической деятельности очень часто использовала на уроках игровые сюжеты. На устном счете мы решали примеры - ловили рыб, строили дома, кормили птиц, лепили снеговиков. К нам на уроки приходили сказочные герои - Буратино, Незнайка, кот Леопольд, Баба Яга, которые обращались за помощью или создавали препятствия. Приходилось готовить огромное количество наглядности, которая использовалась в течение только одного-двух уроков. Ученикам было интересно, они с огромным желанием выходили к доске выполнять задания. Но по сути это была имитация игры, ученики просто решали примеры, задачи, уравнения и т.д.
Внедрением ИКТ позволило поднять использование игровых приемов на новый уровень. Графические, звуковые, интерактивные возможности компьютерных программ позволяли изучать и проверять усвоение материала ненавязчиво, играючи.
«12 месяцев»
Задачи:
- Закрепить представление учащихся о временах года, месяцах и их последовательности.
- Развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать.
- Активизировать двигательную активность детей.
- Развивать умение работать в коллективе.
Оборудование: Картинки с изображением природы и надписями месяцев (можно воспользоваться иллюстрациями из календарей природы).
На основной доске изображения природы в разные месяцы. Дети разбиваются на две команды. По очереди они должны быстро выходить к доске выбирать картинку, символизирующую определенный месяц и переместить ее на свое крыло доски. Выигрывает команда, которая правильно расставит все 12 месяцев.
«По порядку»
Задачи:
- Закрепить и классифицировать знания детей о днях недели.
- Развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, анализировать.
Оборудование: Карточки с надписями дней недели.
Детям раздаются карточки с надписями дней недели. За несколько минут они должны выложить их по порядку, как идут дни недели. Выигрывает тот, кто быстрее расставит правильно все дни недели.
Список литературы
- https://infourok.ru/user/kukushkina-zinaida-vladimirovna/blog/citaty-pedagogov-ob-igre-162685.html
- https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/10/26/sbornik-didakticheskikh-igr-dlya-nachalnoy-shkoly
- https://portalobrazovaniya.ru/servisy/publik/publ?id=7481
- https://урок.рф/library/statya_igra_kak_aktivnij_metod_obucheniya_v_nachaln_201923.html