Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник рисования

Разделы: Работа с дошкольниками, Мастер-класс

Класс: д/с

Ключевые слова: нетрадиционные техники рисования


Задачи работы с родителями:

  1. Повысить педагогическое мастерство родителей;
  2. Познакомить родителей с нетрадиционной техникой рисования;
  3. Формировать у родителей ответственность за развитие речи, мелкую моторику и ловкость рук у детей.

В одном мгновении видеть вечность,
Огромный мир - в зерне песка,
В единой горсти - бесконечность
И небо - в чашечке цветка.
Уильям Блейк

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в дошкольном возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Детское творчество отличается от творчества взрослого. Ребенок действует подсознательно, он не ставит перед собой целей. Ребенком движет удовлетворение своих потребностей в творчестве. Дети и творчество понятие не расторжимое. Любой ребенок по природе созидатель.

Творчество проявляется у детей в самой неожиданной форме, однако практически всегда связано с изодеятельностью. Лепка, аппликация, рисование, конструирование - виды изодеятельности, основное назначение которых - развитие творческих способностей. Изобразительная творческая деятельность имеет большое значение для всестороннего развития детей. В процессе творческой деятельности, дети развивают зрительное восприятие (наблюдение, воображение, память, осязание, моторику, речь, сенсорику. Кроме этого творчество формирует в ребенке эстетическую направленность.

Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел самостоятельно находя средство для его воплощения. Например: «нарисуем, как желтые и красные листья в воздухе кружатся» - Это творческое задание. Каждый ребенок рисует по-своему, передает свое умение, свое отношение к образу. А чтобы изобразительная деятельность носила творческий характер, необходимо разнообразить материалы и технику выполнения изображения. Например: осенний лес можно нарисовать гуашью, акварелью, мелками, а можно и с помощью природного материала, кусочков материи или разных видов круп и т. д. И это мы называем нетрадиционная техника рисования.

Основная идея по работе с нетрадиционными техниками способствует развитию детской художественной одаренности, личностному интеллектуальному развитию детей, развивает память, психику, творчество, подготавливает ребенка к школе.

Существует много техник нетрадиционного рисования, это «кляксография», «рисование восковыми мелками или свечой», «набрызг», «шишкой, маком, колосочком», «рисование мыльными пузырями», «рисование зубной щеткой», «листьями капусты», «картофельным оттиском», «рисование перышком» и мн.др.

Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе. А сколько дома ненужных вещей - щетка зубная, огарок свечи, тушь, моток ниток, пенопласт, монетки, и все это может нам пригодиться для работы.

А теперь предлагаю вам не на долго вернуться в мир детства и представить, что вы опять дошколята.

Поиграем в игру «Я нарисовала, а вы угадайте!»

Правила игры. Один из родителей на листочке рисует одушевленный или не одушевленный предмет. Никому не показывает. На другом листочке рисует один элемент, деталь и передает листочек следующему родителю. Он подрисовывает еще элемент и передает следующему. Так цепочкой подрисовывают и передают друг другу. Последний завершат рисунок и сравнивают с рисунком на первом листочке.

А сейчас мы поучимся рисовать, используя нетрадиционные техники рисования.

(Проводится мастер-класс с использованием нетрадиционных техник рисования.)

«Монотипия пейзажная»; «Веселые ладошки»; «Кляксография с трубочкой».

Монотипия пейзажная

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка.

Способ получения изображения: складываем лист бумаги вдвое. На одной его половине рисуем пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краска не успела высохнуть. Половину листа, предназначенную для отпечатка, протираем влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляем красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.

«Рисование мыльными пузырями»

Материалы: раствор мыльной воды, гуашь или пищевой краситель, трубочка (соломинка для напитков), акварельные краски, кисти.

Для этого в растворы мыльной воды добавляются краски или пищевой краситель.

Берем соломинку для коктейлей и начинаем пенить раствор, чтобы пузыри поднялись в стаканчике. Когда пена поднялась, берем плотную бумагу и прислоняем ее к мыльной пене. Таким образом, можно одним листом бумаги пройтись по всем цветам. Для творчества лучше брать плотную бумагу, а еще лучше бумагу для акварели. Затем дорисовываем получившееся изображение акварельными красками. Это первый вариант.

А теперь берем соломинку, опускаем ее в раствор, и надуваем пузырь на листе бумаги, он лопается и получается овал или круг, делаем так несколько раз, затем дорисовываем веревочки, и у нас получаются «воздушные шарики».

«Веселые ладошки»

Материалы: простой карандаш, краски, кисти, палитра, стаканчики с водой, салфетки, альбомные листы бумаги.

Способ получения изображения: прикладываем левую ладонь на лист бумаги (ладонь можно повернуть, передвинуть) и обводим каждый пальчик простым карандашом. Убираем ладонь. А теперь пофантазируем, представим, подумаем и дорисуем недостающие детали. А теперь раскрасим свой рисунок.

Показ образцов (Веселые ладошки).

Кляксография с трубочкой

Материалы: бумага, краски, гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: зачерпываем пластиковой ложкой краску, выливаем её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дуем из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовывают.

Свои работы располагаем на выставочном стенде. И теперь можем ими все вместе полюбоваться.

Есть ли у вас вопросы ко мне, предложения?

Итог мастер-класса

- Уважаемые родители! Наш мастер-класс подошел к концу. Мы видим замечательные работы в необычных техниках. Теперь вы знаете, как занять ребенка дома интересным и увлекательным рисованием! А сейчас предлагаю всем вместе сфотографироваться на память о сегодняшней встрече. Спасибо всем за внимание!

Литература

  1. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. 2007г.
  2. Кожохина С.К. «Сделаем жизнь наших малышей ярче» - Ярославль, 2007г.
  3. Лыкова И.А. «Цветные ладошки», - М., 1996г.
  4. Утробина К.К. «Рисованием тычком» - М., 2004г.

Решения собрания:

  1. Оформить уголок своему ребенку для изо творчества.
  2. Разнообразить материал для творчества.
  3. Помочь ребенку при затруднении.