ВВЕДЕНИЕ
1. Актуальность:
Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Знание и соблюдение Правил дорожного движения поможет сформировать безопасное поведение детей на дорогах.
2. Цель: Развивать познавательный интерес, умение детей своевременно и самостоятельно указывать на проблемную ситуацию и делиться с окружающими людьми приобретенным опытом.
3. Задачи:
- создать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения;
- познакомить детей со значением дорожных знаков, способствовать умению детей понимать схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах;
- развивать способность практически применять полученные знания в дорожно-транспортной среде;
- активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей;
- способствовать формированию привычки соблюдать меры предосторожности и умение оценивать опасности на дороге.
4. Объект исследования:
- правила дорожного движения.
5. Предмет исследования:
- формирование навыков безопасного поведения на улице детей старшего дошкольного возраста.
6. Формы и методы работы с детьми:
- занятия, досуги, игры, чтение литературы, творческие задания, продуктивная деятельность.
7. Практическая значимость:
Особую практичную ценность проекта представляют материалы приложений: сценарии совместных праздников, бесед, прогулок, рекомендации и памятки для родителей, фотоматериал, мультфильмы, видеоролики опасных ситуаций, плакаты по ПДД. Эти методические разработки можно реализовать в любом дошкольном образовательном учреждении, работающем в данном направлении.
8. Продукт работы:
Для детей:
- Оформление группы и центра развития;
- Выставка «Светофор - наш помощник» (представлены работы детей, выполненные совместно с родителями);
- Макет города, где обозначены улицы с тротуарами и проезжей части;
Для педагогов:
- Картотека методической и художественной литературы, наглядного материала по ПДД;
- Подготовка и оформление конспектов занятий с обыгрыванием проблемных ситуаций по дорожной безопасности;
- Картотека подвижных, настольных, сюжетно-ролевых, дидактических игр и упражнений.
Вид проекта:
- групповой (старшая группа)
- долгосрочный
Тип проекта: Информационный, практико-ориентированный, комплексный.
Участники проекта: дети, воспитатели старшей группы, родители воспитанников.
Возраст детей: 4-6 лет.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Перспективный план проведения проекта
№ |
сроки |
|
1 |
Планирование индивидуальной работы. Подбор методической литературы. |
Сентябрь 2015 |
2 |
Изготовление макета «Наша улица» Беседа: «Наш город и его транспорт» |
Октябрь 2015 |
3 |
Совместные дидактические игры на закрепление правил дорожного движения Подбор дидактических игр.
|
Ноябрь 2015 |
4 |
Обыгрывание ситуаций на дороге; Беседа: «Осторожно, скользкая дорога!»
|
Декабрь 2015 |
5 |
Просмотр презентации «Дорожные знаки». Подбор материала для презентаций. Чтение стихов, рассказов, отгадывание загадок по ПДД |
Январь 2016 |
6 |
Индивидуальные беседы с родителями на тему: «Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?». |
Февраль 2016 |
7 |
Консультации для родителей: «Безопасность детей в автомобиле», «Мама за рулем: основы безопасности». Оформление папки-передвижки по теме |
Март 2016 |
8 |
Оформление памяток для родителей: «Как обучать ребенка правилам безопасного поведения на дороге», «Причины дорожно-транспортного травматизма», «Правила поведения на остановках общественного транспорта» |
Апрель 2016 |
9 |
Консультация для воспитателей «Формирование у детей среднего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улице посредством ознакомления с ПДД» |
Май 2016 |
10 |
Проведения досуга «Улица полна неожиданностей». Выставка совместных работ «Светофор - наш помощник» |
Сентябрь 2017 |
11 |
Проведение родительского собрания «Безопасность детей - забота родителей и детского сада» |
Октябрь 2017 |
12 |
Проведение целевой прогулки «На Аминьевское шоссе», фотоотчет |
Ноябрь 2017 |
13 |
Подготовка танца «Светофор» |
Декабрь 2017 |
14 |
Проведение отчетных собраний с коллегами и родителями по результатам освоения и внедрения проекта. Презентация POWER POINT |
План реализации проекта «Красный свет - дороги нет!»
Разделы программы |
Виды детской деятельности |
|
СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ |
||
Игровая деятельность |
Сюжетно-ролевая игра «Правилам движения - наше уважение!», Музыкально-дидактическая игра «Определи характер музыки» (песни о светофоре и дорожных знаках)
|
|
Социально-личностное развитие |
Дидактические игры: «Мы - пассажиры», «Правила поведения»
|
|
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ |
||
Здоровье и физическое развитие |
Физкультминутки «Едем- едем мы домой», «Автобус», подвижные игры «Повороты», «Стоп! Идите!».. |
|
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ |
||
Ознакомление с окружающим миром |
Работа с макетом «Наша улица».
|
|
Введение в математику |
Интегрированное занятие «Математика в дороге».
|
|
Речевое развитие |
Занятие по составлению рассказа - описание детско-родительских работ на тему «Светофор - наш помощник».
|
|
Худ. литература |
Чтение художественной литературы: С.Михалков «Если свет зажёгся красный», С.Яковлев «Нужно слушаться без спора», Б.Житков «Светофор». Составление рассказа о дорожной ситуации по сюжетной картинке. С.Михалков «Моя улица», «Велосипедист», «Скверная история»; С. Маршак «Милиционер», «Мяч»; В.Головко «Правила движения»; С.Яковлев «Советы доктора Айболита»; О.Бедерев «Если бы…»; А.Северный «Светофор»; В.Семернин «Запрещается - разрешается».
|
|
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ |
||
Изобразительная деятельность |
Интегрированное занятие по изобразительной деятельности на тему «Пешеходный переход».
|
|
Музыка |
Танец «Светофор» |
|
Конструирование и ручной труд |
Конструирование из бумаги:
|
Работа с родителями
- Подбор иллюстраций, книг для совместного и самостоятельного рассматривания.
- Индивидуальные беседы с родителями на тему: «Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?».
- Совместные детско-родительские работы в рамках проекта.
- Консультации для родителей: «Безопасность детей в автомобиле», «Мама за рулем: основы безопасности». Оформление папки-передвижки по теме.
- Оформление памяток для родителей: «Как обучать ребенка правилам безопасного поведения на дороге», «Причины дорожно-транспортного травматизма», «Правила поведения на остановках общественного транспорта».
- Проведение родительского собрания «Безопасность детей - забота родителей и детского сада»
- Выставка совместных работ «Светофор - наш помощник»
- Изготовление родителями совместно с воспитателями и воспитанниками макета «Наша улица».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате реализации проекта мы получили следующие результаты:
- повышение эффективности обучения дошкольников по ПДД;
- у воспитанников сформированы навыки безопасного поведения на дорогах, они не только знают правила дорожного движения, но и применяют эти знания в дорожных ситуациях, что способствует актуализации в будущем потребности в безопасном образе жизни в сфере дорожного движения.
- создание открытого образовательного пространства.
Список литературы
- Азбука пешехода: для дошкольников и детей начального школьного возраста. - М.: издательский Дом Третий Рим, 2007. - 60 с.
- Методические рекомендации: формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов дошкольных образовательных учреждений
- История ГИБДД (ГАИ) России - СПБ.: ЛИКИ России. 2001. - 120 с. ISBN 5-87417-117-7.
- Козловская Е.А., Козловский С.А. Азбука пешехода. Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и начальной школы.
- Правила дорожного движения Российской Федерации.- М. Мир Автокниг, 2015.- 64 с.: ил. ISBN 978-5-903091-44-7.
- Правила дорожные знать каждому положено: Познава-П68 тельные игры с дошколятами и школьниками [Текст] / Авт.-сост. М.С.Коган. - 2-е изд., стер. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. - 256 с. - (Сценарии игр и праздников). ISBN 5-94087-769-9
- Методические рекомендации по организации работы детских садов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Кострома. Образовательный портал edu44
- Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице. Учебное пособие./ Хромцова Т.Г. - Центр педагогического образования, 2007 г. ISBN: 978-5-91382-025-9
- Программа "Светофор". Обучение детей дошкольного возраста ПДД./ Данилова Т.И. - Детство-Пресс, 2009 г. - 208 с. - ISBN: 978-5-89814-459-3
- Дети на дороге. Правила дорожного движения в играх и упражнениях: Учебно - методическое пособие / Под общ.ред.д-ра пед. наук Л.Б.Баряевой и канд. пед. наук Н.Н.Яковлевой. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2008.
- Азбука дорожного движения./ Баряева Л.Б., Жевнеров В.Л., Загребаева Е.В. - Дрофа, 2008 г.- 80 с. - ISBN: 978-5-358-05564-3
- Школа дорожных наук./ Старцева О.Ю. - М.: Сфера, 2010 г. - 64 с. - ISBN: 978-5-9949-0244-8
- Занятия по правилам дорожного движения./ Романова Е.А., Малюшкина А.Б. - М.: Сфера, 2013 г. - 64 с. - ISBN: 978-5-89144-831-5 , 978-5-89144-919-0
- Козловская Е.А. Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования/Под общ. ред. В.А.Федорова.- М.: Издательский Дом Третий Рим, 2002. - 80 с. ISBN 5-88924-150-8.