Проектно-исследовательская работа «Красный свет – дороги нет!»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: ПДД, правила дорожного движения, старшая группа


ВВЕДЕНИЕ

1. Актуальность:

Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Знание и соблюдение Правил дорожного движения поможет сформировать безопасное поведение детей на дорогах.

2. Цель: Развивать познавательный интерес, умение детей своевременно и самостоятельно указывать на проблемную ситуацию и делиться с окружающими людьми приобретенным опытом.

3. Задачи:

  • создать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения;
  • познакомить детей со значением дорожных знаков, способствовать умению детей понимать схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах;
  • развивать способность практически применять полученные знания в дорожно-транспортной среде;
  • активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей;
  • способствовать формированию привычки соблюдать меры предосторожности и умение оценивать опасности на дороге.

4. Объект исследования:

  • правила дорожного движения.

5. Предмет исследования:

  • формирование навыков безопасного поведения на улице детей старшего дошкольного возраста.

6. Формы и методы работы с детьми:

  • занятия, досуги, игры, чтение литературы, творческие задания, продуктивная деятельность.

7. Практическая значимость:

Особую практичную ценность проекта представляют материалы приложений: сценарии совместных праздников, бесед, прогулок, рекомендации и памятки для родителей, фотоматериал, мультфильмы, видеоролики опасных ситуаций, плакаты по ПДД. Эти методические разработки можно реализовать в любом дошкольном образовательном учреждении, работающем в данном направлении.

8. Продукт работы:

Для детей:

  • Оформление группы и центра развития;
  • Выставка «Светофор - наш помощник» (представлены работы детей, выполненные совместно с родителями);
  • Макет города, где обозначены улицы с тротуарами и проезжей части;

Для педагогов:

  • Картотека методической и художественной литературы, наглядного материала по ПДД;
  • Подготовка и оформление конспектов занятий с обыгрыванием проблемных ситуаций по дорожной безопасности;
  • Картотека подвижных, настольных, сюжетно-ролевых, дидактических игр и упражнений.

Вид проекта:

  • групповой (старшая группа)
  • долгосрочный

Тип проекта: Информационный, практико-ориентированный, комплексный.

Участники проекта: дети, воспитатели старшей группы, родители воспитанников.

Возраст детей: 4-6 лет.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Перспективный план проведения проекта

сроки

1

Планирование индивидуальной работы. Подбор методической литературы.

Сентябрь 2015

2

Изготовление макета «Наша улица» Беседа: «Наш город и его транспорт»

Октябрь 2015

3

Совместные дидактические игры на закрепление правил дорожного движения Подбор дидактических игр.
Картотека дидактических игр

Ноябрь 2015

4

Обыгрывание ситуаций на дороге; Беседа: «Осторожно, скользкая дорога!»
Подбор картинок дорожных ситуаций

Декабрь 2015

5

Просмотр презентации «Дорожные знаки». Подбор материала для презентаций. Чтение стихов, рассказов, отгадывание загадок по ПДД

Январь 2016

6

Индивидуальные беседы с родителями на тему: «Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?».

Февраль 2016

7

Консультации для родителей: «Безопасность детей в автомобиле», «Мама за рулем: основы безопасности». Оформление папки-передвижки по теме

Март 2016

8

Оформление памяток для родителей: «Как обучать ребенка правилам безопасного поведения на дороге», «Причины дорожно-транспортного травматизма», «Правила поведения на остановках общественного транспорта»

Апрель 2016

9

Консультация для воспитателей «Формирование у детей среднего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улице посредством ознакомления с ПДД»

Май 2016

10

Проведения досуга «Улица полна неожиданностей». Выставка совместных работ «Светофор - наш помощник»

Сентябрь 2017

11

Проведение родительского собрания «Безопасность детей - забота родителей и детского сада»

Октябрь 2017

12

Проведение целевой прогулки «На Аминьевское шоссе», фотоотчет

Ноябрь 2017

13

Подготовка танца «Светофор»

Декабрь 2017

14

Проведение отчетных собраний с коллегами и родителями по результатам освоения и внедрения проекта. Презентация POWER POINT

План реализации проекта «Красный свет - дороги нет!»

Разделы программы

Виды детской деятельности

СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевая игра «Правилам движения - наше уважение!», Музыкально-дидактическая игра «Определи характер музыки» (песни о светофоре и дорожных знаках)
Дидактические игры «Угадай транспорт», «Путешествие на машинах», «По дороге».

Социально-личностное развитие

Дидактические игры: «Мы - пассажиры», «Правила поведения»
Интеллектуальная викторина.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Здоровье и физическое развитие

Физкультминутки «Едем- едем мы домой», «Автобус», подвижные игры «Повороты», «Стоп! Идите!»..

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Ознакомление с окружающим миром

Работа с макетом «Наша улица».
Рассматривание иллюстраций дорожных ситуаций, фотографий проезжих частей с автотранспортом, дорожных знаков и дорожной разметки.
Ознакомление с Правилами Дорожного Движения для пешеходов. Просмотр электронных презентаций «Дорожные знаки», «Светофор - наш помощник», «Транспорт».
Просмотр мультфильмов, видеороликов: «Дорожные ситуации».
Целевая прогулка «На Аминьевское шоссе».

Введение в математику

Интегрированное занятие «Математика в дороге».
Дидактическая игра «Автошкола»

Речевое развитие

Занятие по составлению рассказа - описание детско-родительских работ на тему «Светофор - наш помощник».
Беседы: «Осторожно, скользкая дорога!», «Наш город и его транспорт», беседа о просмотренном мультфильме «Мой приятель светофор».
Логопедическая гимнастика «Запуск двигателя автомобиля»

Худ. литература

Чтение художественной литературы: С.Михалков «Если свет зажёгся красный», С.Яковлев «Нужно слушаться без спора», Б.Житков «Светофор». Составление рассказа о дорожной ситуации по сюжетной картинке. С.Михалков «Моя улица», «Велосипедист», «Скверная история»; С. Маршак «Милиционер», «Мяч»; В.Головко «Правила движения»; С.Яковлев «Советы доктора Айболита»; О.Бедерев «Если бы…»; А.Северный «Светофор»; В.Семернин «Запрещается - разрешается».
Чтение и заучивание стихотворений о ПДД и о дорожных знаках.
Загадки, считалочки, скороговорки.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Изобразительная деятельность

Интегрированное занятие по изобразительной деятельности на тему «Пешеходный переход».
Рисование на тему «Светофор»; «Дорожные знаки»
Аппликация «Светофор».
Лепка «Светофор».

Музыка

Танец «Светофор»

Конструирование и ручной труд

Конструирование из бумаги:
«Дорожные знаки», «Объекты макета (совместно со взрослыми)».

Работа с родителями

  • Подбор иллюстраций, книг для совместного и самостоятельного рассматривания.
  • Индивидуальные беседы с родителями на тему: «Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?».
  • Совместные детско-родительские работы в рамках проекта.
  • Консультации для родителей: «Безопасность детей в автомобиле», «Мама за рулем: основы безопасности». Оформление папки-передвижки по теме.
  • Оформление памяток для родителей: «Как обучать ребенка правилам безопасного поведения на дороге», «Причины дорожно-транспортного травматизма», «Правила поведения на остановках общественного транспорта».
  • Проведение родительского собрания «Безопасность детей - забота родителей и детского сада»
  • Выставка совместных работ «Светофор - наш помощник»
  • Изготовление родителями совместно с воспитателями и воспитанниками макета «Наша улица».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате реализации проекта мы получили следующие результаты:

  • повышение эффективности обучения дошкольников по ПДД;
  • у воспитанников сформированы навыки безопасного поведения на дорогах, они не только знают правила дорожного движения, но и применяют эти знания в дорожных ситуациях, что способствует актуализации в будущем потребности в безопасном образе жизни в сфере дорожного движения.
  • создание открытого образовательного пространства.

Список литературы

  1. Азбука пешехода: для дошкольников и детей начального школьного возраста. - М.: издательский Дом Третий Рим, 2007. - 60 с.
  2. Методические рекомендации: формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов дошкольных образовательных учреждений
  3. История ГИБДД (ГАИ) России - СПБ.: ЛИКИ России. 2001. - 120 с. ISBN 5-87417-117-7.
  4. Козловская Е.А., Козловский С.А. Азбука пешехода. Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и начальной школы.
  5. Правила дорожного движения Российской Федерации.- М. Мир Автокниг, 2015.- 64 с.: ил. ISBN 978-5-903091-44-7.
  6. Правила дорожные знать каждому положено: Познава-П68 тельные игры с дошколятами и школьниками [Текст] / Авт.-сост. М.С.Коган. - 2-е изд., стер. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. - 256 с. - (Сценарии игр и праздников). ISBN 5-94087-769-9
  7. Методические рекомендации по организации работы детских садов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Кострома. Образовательный портал edu44
  8. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице. Учебное пособие./ Хромцова Т.Г. - Центр педагогического образования, 2007 г. ISBN: 978-5-91382-025-9
  9. Программа "Светофор". Обучение детей дошкольного возраста ПДД./ Данилова Т.И. - Детство-Пресс, 2009 г. - 208 с. - ISBN: 978-5-89814-459-3
  10. Дети на дороге. Правила дорожного движения в играх и упражнениях: Учебно - методическое пособие / Под общ.ред.д-ра пед. наук Л.Б.Баряевой и канд. пед. наук Н.Н.Яковлевой. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2008.
  11. Азбука дорожного движения./ Баряева Л.Б., Жевнеров В.Л., Загребаева Е.В. - Дрофа, 2008 г.- 80 с. - ISBN: 978-5-358-05564-3
  12. Школа дорожных наук./ Старцева О.Ю. - М.: Сфера, 2010 г. - 64 с. - ISBN: 978-5-9949-0244-8
  13. Занятия по правилам дорожного движения./ Романова Е.А., Малюшкина А.Б. - М.: Сфера, 2013 г. - 64 с. - ISBN: 978-5-89144-831-5 , 978-5-89144-919-0
  14. Козловская Е.А. Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования/Под общ. ред. В.А.Федорова.- М.: Издательский Дом Третий Рим, 2002. - 80 с. ISBN 5-88924-150-8.

См. продолжение статьи