Цель: Формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице. Обобщить знания детей о Правилах дорожного движения.
Задачи:
- Закрепить знания детей о транспорте;
- Закрепить знания об опасностях, которые ждут детей на улице;
- Повторить правила поведения на улице. Правила дорожного движения;
- Закрепить знания детей о сигналах светофора, о значении сигналов (красный, желтый, зеленый);
- Закрепить умение различать и понимать значение некоторых дорожных знаков;
- Продолжать воспитывать внимательность, наблюдательность, умение ориентироваться при переходе улицы;
- Развивать логическое мышление;
- Воспитывать у детей уважительное отношение к Правилам дорожного движения и желание следовать им;
- Воспитывать культуру поведения с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма;
Ход занятия
Дети сидят полукругом. В центре зала имитация дороги, зебры, тротуара.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поедем в кинотеатр на просмотр фильма.
Ребенок:
Но…
По городу, по улице
Не ходят просто так.
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак.
Все время будь внимательным
И помни наперед:
Свои имеют правила
Шофер и пешеход.
Воспитатель: Скажите, ребята, о каких правилах идёт речь в стихотворении?
Дети: Правила, дорожного движения.
Учитель: Верно, сегодня на занятии мы вспомним ПДД и обязательно узнаем что-то новое.
Воспитатель: Чтобы доехать до кинотеатра - мы должны дойти до остановки автобуса и воспользоваться общественным транспортом. Значит, нас можно назвать пешеходами и пассажирами, а это накладывает определенные обязательства: надо знать ПДД.
Учитель: На дороге надо быть особенно внимательным. Давайте проверим вашу внимательность: на экране картинка - запомните, что на ней нарисовано…(Дети рассматривают картинку в течение 10 секунд, затем она исчезает, а воспитатель задает вопросы.)
- Сколько машин нарисовано на картинке?
- Сколько легковых машин?
- Какого она цвета (легковая машина)?
- Сколько пешеходов?
- Сколько девочек?
- Кто правильно переходит дорогу?
- В чем ошибки других пешеходов?
Давайте проверим себя. Молодцы, теперь можно отправляться в путь.
Воспитатель: Ребята, как называется часть улицы, по которой ездят машины? (проезжая часть)
Как называется та часть улицы, по которой ходят пешеходы? (тротуар)
Ребята, вы будете пешеходами: приглашаю вас пройти по тротуару, а мы вспомним, как должны двигаться пешеходы.
Примерные ответы детей:
- Правостороннее движение
- Не толкаться, не размахивать руками, громко не разговаривать
- Быть чистыми
- Не идти по проезжей части
- Быть внимательными
Вы говорите, что двигаться надо по правой стороне. А почему? Кто это придумал?
Это правило к нам пришло из глубокой древности, с рыцарских времен. (выходят 2 ребенка, у каждого в руках щит и меч, они инсценируют рассказ учителя). Представьте себе лес, узкую дорогу-тропу, а по ней навстречудруг другу движутся незнакомые рыцари. Кто перед тобой: друг или враг? Что ожидать от встречи?.. Вот и обходили встречного так, чтобы защититься от него, в случае нападения, с помощью щита, то есть шли по правой стороне тропинки.
Ребята, вы будете водителями машин, выезжайте на дорогу.
Вот мы дошли до дороги, а там машины снуют туда-сюда. И светофора нет. А наша остановка на другой стороне.
- Как перейти дорогу?
- Какие виды переходов вы знаете?
А вот и зебра. Кто может показать, как перейти дорогу? Давайте назовем правила перехода дороги:
- Посмотреть налево, убедиться, что нет машин,
- Дойти до середины дороги и посмотреть направо, убедиться, что нет машин, переходить дальше.
Молодцы, садитесь все на места.
Воспитатель: Мы на остановке. Пока мы ждём автобус, давайте поиграем в игру: «Разрешается-запрещается»
Приготовились, друзья,
Вам забыть никак нельзя,
Если верно я скажу,
Крикните все дружно «разрешается»
Ну а если я ошибусь,
Кричите - «запрещается».И проспекты и бульвары
Всюду улицы шумны.
Проходи по тротуару
Только с правой стороны.
Тут шалить, мешать народу
За-пре-ща-ет-ся!
Быть примерным пешеходом
Раз-ре-ша-ет-ся!
Если едешь ты в трамвае
И вокруг тебя народ,
Не толкаясь, не зевая,
Проходи скорей вперёд!
Ехать без билета
За-пре-ща-ет-ся!
Уступать старушке место
Раз-ре-ша-ет-ся!
Если ты гуляешь просто,
Всё равно вперёд гляди,
Через шумный перекрёсток
Осторожно проходи.
Переход при красном свете
За-пре-ща-ет-ся!
При зелёном - даже детям
Раз-ре-ша-ет-ся!
А вот и автобус приехал.
Дети, вы по очереди будете называть, как правильно надо себя вести на остановке. Говорить может только тот, кто держит в руках знак «Автобус». А вы слушайте внимательно, повторяться не надо.
Молодцы. А теперь расскажите всем, как надо вести себя в автобусе.
(Дети встают в линию, называют правило и передают карточку.)
Молодцы, вы хорошие пассажиры и всегда поступайте правильно.
Учитель:Наша поездка продолжается. Посмотрите в окно автобуса - сколько разных дорожных знаков.
Давайте посмотрим, какие знаки нам встретились и что они означают.
На полу в центре зала расположить дорожные знаки.
Все знаки можно разделить на несколько групп. Вот некоторые из них:
- Круглые красные знаки (красный цвет - цвет опасности) - это Запрещающие знаки. Давайте их найдём и узнаем, что они запрещают. Выходит ребёнок, берёт знак, рассказывает, что обозначает знак и встаёт в свою группу знаков.
- Красные знаки треугольной формы - Предупреждающие. Давайте их найдём и узнаем, о чём они предупреждают.
- Синие квадратные и прямоугольные знаки - Информационно-указательные знаки. Давайте их найдём и узнаем, какую информацию они нам сообщают.
Когда все знаки объяснили, надо ещё раз повторить. Как называется каждая группа знаков.
Воспитатель: Ну, вот мы и приехали. Наша остановка. Выходим. А кинотеатр на другой стороне. Но в этот раз нам поможет наш друг. Отгадайте, о чем я говорю:
Встало с краю улицы в длинном сапоге
Чучело трехглазое на одной ноге.
Где машины движутся, где сошлись пути,
Помогает улицу людям перейти.
Разместить на полу коробки с конструктором.
Ребята, по моему сигналу вы подойдёте к коробке с конструктором и соберете модель светофора.
(Затем выбираем несколько моделей светофора, проверяем правильность расположения цветов, вспоминаем, что означают эти цвета.)
Как же переходить дорогу, если стоит светофор?
Физкультминутка
Воспитатель: Давайте поиграем в игру на внимание "Светофор":
- Красный - встать ровно и не двигаться;
- Желтый - хлопать в ладоши;
- Зеленый - шагать на месте.
Учитель: Ребята, а сейчас мы в кинотеатре посмотрим М/ф Светофор.
Итог
Воспитатель: Какие правила пешеходов мы вспомнили?
- Как правильно переходить дорогу?
- Понравилось ли вам занятие?
- Что нового узнали?
Учитель:Сейчас в детский сад вас водят взрослые: мамы, папы, бабушки, дедушки, но совсем скоро вы пойдете в школу, и вам придется самостоятельно переходить дорогу, гулять по улице.
Воспитатель: И для этого вы должны знать правила поведения на улице, знать, где можно играть, а где нельзя, знать дорожные знаки, которые помогут вам ориентироваться на улице.