«Театр - это волшебный мир
Он дает уроки красоты, морали и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей» (Б.М.Теплов)
Тип проекта:
- познавательно-творческий,
- ролево-игровой.
Участники проекта: дети подготовительной группы, их родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Цель проекта: формирование интереса к театру и совместной театрализованной деятельности педагогов, детей и родителей; развитие творческих способностей, индивидуальности, духовное обогащение личности ребёнка средствами театрального искусства.
Актуальность проекта
Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувств удовлетворения, радости, успешности. ФГОС ДО ставит задачи: - создание условий развития ребёнка, открывающих возможности позитивной социализации, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи, формирование культуры речевого общения. Одно из актуальных действенных средств, для развития речи - это театральные игры, которые являются благоприятной средой для активизации речевой активности детей дошкольного возраста.
Дети-дошкольники, как правило, всегда рады приезду в детский сад кукольного театра, но не меньше они любят и сами разыгрывать небольшие сказки при помощи кукол, которые всегда находятся в их распоряжении. Дети, включившись в игру, отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Они смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром, через образы, краски, звуки.
Задачи:
Обучающие:
- активизировать работу педагогов с детьми театрализованной деятельностью;
- пробудить интерес детей и родителей к театрализованной деятельности в детском саду к театру;
- привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса и т.д.);
- приобщать родителей к театральному искусству, а так же способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению их знаний по театрализованной деятельности ребенка в семье и детском саду.
Развивающие:
- развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников;
- развитие художественного восприятия, интереса и любви к детской художественной литературы через игры драматизации;
- развивать игровое воображение.
Воспитательные:
- воспитывать дружеские взаимоотношения, умение играть рядом.
- воспитывать навыки культурного поведения.
Планируемые результаты:
- Обогатится театральный опыт дошкольников, расширится их кругозор.
- У детей будут проявляться индивидуальные творческие способности.
- Повысится их культурный уровень.
Этапы
1 этап - Подготовительный
- Постановка цели, задач проектной деятельности.
- Подборка литературы по театру.
- Разработка сценария театрального представления «Клубничный пирог» по мультсериалу «Царевны».
- Распределение ролей.
- Разработка консультации для родителей «Развитие детей в театральной деятельности»
- Разработка анкеты для родителей «Любите ли вы театр?».
2 этап - Практический
Работа с родителями
- Изготовление ширмы для родителей «Развитие коммуникативных способностей средствами театральной деятельности».
- Рекомендации для родителей - игры, в которые можно поиграть с детьми дома:
- Игра «Узнай по голосу».
- Игра «Иностранец».
- Пальчиковые игры со словами.
- Игры со скороговорками.
- Пантомимические игры и упражнения.
- Консультация в родительский уголок «Развитие детей в театральной деятельности».
- Анкетирование родителей «Любите ли вы театр?»
Результаты анкетирования родителей на тему «Любите ли вы театр»
В анкетировании приняли участие 13 родителей. Анкета состоит из 10 вопросов.
1. Считаете ли Вы необходимым совместное с детьми посещение театров?
- да - 93%,
- не знаю -7%,
- нет - 0%
2. Для чего вы посещаете театр, кинотеатр?
- расширить кругозор ребёнка - 62%,
- развлечься, отдохнуть - 31%,
- случайное посещение - 7%
3. Когда вы последний раз были в театре:
- в этом году - 0%,
- 1 год назад - 54%,
- не помню когда - 46%
4. Как реагирует ваш ребенок на посещение театра?
- радуется встрече с героями спектакля - 38%,
- внимательно следит за происходящим- 46%,
- испытывает желание помочь героям постановки - 16%,
- не проявляет интерес - 0%.
5. Высказывает ли ваш ребенок свое мнение о спектакле после просмотра?
- да - 61%,
- нет - 23%,
- не всегда - 16%.
6. Как вы считаете, ваш ребенок любит:
- декламировать стихи - 31%,
- рассказывать сказки - 23%,
- исполнять песни - 38%,
- разыгрывать небольшие отрывки из знакомых сказок - 0%,
- устраивать дома небольшие спектакли, концерты, представления - 8%.
7. Когда по телевидению показывают детский фильм, спектакль, мультфильм, вы:
- разрешаете смотреть ребёнку - 31%,
- переключаете на другой канал - 0%,
- смотрите вместе с детьми - 69%.
8. Как вы относитесь к тому, что в детский сад приезжают выступать артисты цирка, театра?
- положительно - 100%,
- отрицательно - 0%
9. Устраиваете ли Вы вместе с ребенком театрализованные представления на домашних праздниках?
- да - 0%,
- нет - 100%
10. Готовы ли Вы принять участие в театрализованном представлении вместе с вашим ребенком в нашем детском саду?
- да - 38%,
- нет - 62%.
Анализ проведенного с родителями анкетирования «Любите ли вы театр?» показал, что большинство родителей имеют представление о театре, но никогда не занимались организацией театральной деятельности. Вследствие этого появилась необходимость включить их в совместную деятельность педагогов по организации предметно-развивающей среды, так же привлечь к совместному участию и организации, праздников, театральных постановок и т.п, проводимых в детском саду.
- Изготовление костюмов к театральному представлению;
- Костюм волшебное дерево - семья Батраевых;
- Костюм приведение Арчи - семья Демановых;
- Костюм царевна Алёнка - семья Идрисовых;
- Костюм Баба-яги - семья Распоповых;
- Костюм Царевна Варвара - семья Крыловых;
- Костюм профессор Грюнвальд - семья Баязитовых;
- Костюм Пряничек - семья Гарифуллиных;
- Костюм Пылесос Егорка - семья Потаповых.
Совместная деятельность воспитателей и детей
Предварительная работа: чтение художественной литературы, сказок, раскрашивание раскрасок, беседы по темам, отгадывание загадок.
- Рассказ воспитателя «Что такое театр».
- Беседа «Что мы знаем о театре».
- Игры со скороговорками; «Угадай жест»; «Узнай по голосу».
- Рассматривание:
1. Открыток с разными видами театра: оперный, балетный, драматический, кукольный.
2. Театральных афиш, билетов;
- Просмотр нескольких серий мультсериала «Царевна»;
- Изготовление пригласительных билетов, атрибутов для представления, афиши, книжки - малышки;
- Репетиции представления;
- Раздача пригласительных билетов сотрудникам детского сада;
3 этап - Заключительный
- Презентация проекта - показ театрального представления «Клубничный пирог» по мультсериалу «Царевны».
- Чаепитие с клубничным пирогом
Выводы
Детский театр прочно входит в жизнь ребенка, образы героев русских сказок становятся частью жизни ребенка, раскрывая перед ним понятия добра и зла, воспитывая добрые чувства.
Занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, трудолюбия, тем самым способствуют формированию волевых черт характера. Выступление на сцене способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Занятия театральной деятельностью учат ребенка точно формировать свои мысли, точно чувствовать и познавать окружающий мир.
Любовь к театральному творчеству, желание передать эту любовь детям, сделать внутренний мир ребенка богаче и счастливее стало опорной точкой для создания этого проекта.
Участие в театре дает очень важный социальный опыт общения:
- в игре ребенок активно соприкасается с явлениями реальной действительности, переживает их, и это наполняет его жизнь богатым содержанием и надолго оставляет след в его памяти;
- театральная деятельность дает возможность развитию воображения, памяти, учит свободно выражать свои мысли и чувства через слово, жест, интонацию, мимику;
- участие детей в спектаклях доставляют им радость, удовлетворение.