Цель:
- познакомить детей с миром комнатных растений;
- развивать интерес к развитию и росту комнатный растений.
Задачи:
- расширять представления детей о комнатных растениях: их пользе и строении;
- учить сравнивать растения, находить сходства и различия во внешних признаках;
- закреплять правила и приёмы ухода за цветами;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Материал:
- комнатные растения: фиалка, бегония, хлорофитум, фикус;
- волшебная коробочка (лейка, щеточка или кисточка, тряпочка, пульверизатор, палочка для рыхления), ёмкость с водой.
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Работа в уголке природы. Рассматривание комнатных растений.
Ход занятия
1. Организационный момент
Ребята, сейчас я загадаю вам загадку, а вы постарайтесь её отгадать:
«Воздух очищают,
Создают уют.
На окнах зеленеют
Круглый год цветут» (комнатные растения).
Правильно, сегодня мы побеседуем о комнатных растениях.
2. Знакомство с комнатными растениями
Дети, посмотрите, в нашей группе тоже есть комнатные растения.
Почему эти растения называют комнатными? (Потому что они растут в комнатах, в жилых помещениях).
Ребята, как вы думаете, для чего нужны эти растения? (Ответы детей.)
Правильно, чтобы было красиво! Комнатными растениями человек украшает свой дом.
Но они не только радуют нас своей красотой, но и очищают воздух от пыли и грязи. Многие комнатные растения хорошо пахнут.
Дети, вы уже знаете, что каждое растение имеет своё название.
Какие названия комнатных растений вы знаете? (Ответы детей.)
Знаете ли вы название этого растения? (Показывает бегонию).
Это растение называется «бегония».
Художественное слово:
Дивная симфония -
Мой цветок - бегония.
Не большой, не маленький,
Мой цветочек аленький
На окошке зацветает,
Сердце, душу согревает.
Давайте внимательно рассмотрим его.
Что есть у бегонии? (Ответы детей).
Обобщает ответы детей: «У бегонии - листья (цветки, если растение цветет), стебель и корни».
Какой формы листья у бегонии?
Какого цвета листья? (Ответы детей.)
Обобщает ответы детей: «Листья у бегонии покрыты серебристыми пятнышками, крупные, похожи на крылышки, сверху зелёного, снизу красного цвета».
Далее педагог спрашивает: «Какого цвета цветы у бегонии?» (Ответы детей.)
Обобщает ответы детей: «Цветы бегонии могут быть разных цветов: белые, розовые, малиновые, оранжевые».
Далее педагог спрашивает: «А где корни бегонии? Как вы думаете, зачем растению нужны корни?» (Ответы детей.)
Обобщает ответы детей: «Корни растения находятся в земле. За счёт корня растение не падает и крепко держится в земле. Ещё корень питает растение. Когда мы поливаем землю в горшке, корешок впитывает воду, и она поднимается вверх по стеблю к листьям и цветам».
У нашей бегонии есть друзья, другие комнатные растения, и они тоже хотят с вами познакомиться (показывает комнатные растения и называет их: фиалка, хлорофитум, фикус).
Далее воспитатель предлагает ребёнку выбрать растение, которое ему понравилось больше всего, и внимательно рассмотреть.
Ребёнок встаёт около понравившегося растения.
Воспитатель спрашивает:
- Есть ли у растения стебель? Покажи.
- Какой формы листья? Какого цвета листья?
- Есть ли у растения цветок? Покажи.
- Если есть цветок, то какого цвета?
- Как называется растение?
Ребёнок отвечает на вопросы, дети помогают, воспитатель поправляет и дополняет ответ. Далее выходит другой ребёнок. Выслушивают 2-3 детей.
Вот какие разные комнатные растения живут в нашей группе, хоть они и отличаются друг от друга, но у всех есть корень, стебель, листья, в период цветения - цветы.
А сейчас немного отдохнём.
Физкультминутка
Есть дома (встать на носочки, руки потянуть вверх);
И есть мосты, (наклон вперед, руки назад, колени прямые);
Есть деревья (выпрямиться, руки округлить над головой);
И кусты, (присесть, руки вытянуть вперед);
И всем на удивление (встать, руки в стороны, повороты корпусом);
В комнате растения (плечи приподняты);
Нам без них никак нельзя (руки на поясе, повороты головой вправо и влево);
Потому, что мы - друзья! (развести руки в стороны, обхватить корпус руками).
3. Уход за комнатными растениями
Дети, чтобы комнатные растения были красивыми и хорошо цвели, приносили пользу, за ними необходимо ухаживать.
Кто должен ухаживать за цветами нашей группы? (Мы.)
Сейчас поиграем в игру «Волшебная коробочка» и вспомним, как ухаживают за растениями.
Дети по очереди достают предмет из коробочки (лейка, щеточка или кисточка, тряпочка, пульверизатор, палочка для рыхления) и рассказывают для чего он нужен, показывают, как нужно поливать растения, вытирать пыль с листьев или чистить кисточкой, опрыскивать, рыхлить.
(Педагог обобщает правила ухода за растениями, например «Правильно, с листьев фиалки мы будем аккуратно сметать пыль кисточкой, так как листья фиалки боятся воды, они могут загнить» и т.д.).
Молодцы! Я думаю, что теперь наши комнатные растения будут продолжать хорошо расти и радовать нас своей красотой.
4. Итог
- Ребята, о чём мы сегодня говорили?
- С какими растениями мы познакомились?
- Какие цветы вы запомнили?
Используемая литература
- Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 80 с.
- Интернет-ресурсы.