Дидактическая цель урока: совершенствовать умение в правописании личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.
Тип урока: систематизация и обобщение знаний.
Личностные УУД: освоение личностного смысла учения.
Регулятивные УУД: определение цели задания, планирование алгоритма его выполнения, самооценка.
Познавательные УУД: сравнивать, анализировать, группировать явления, факты по теме «Правописание личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени»; аргументировать свою точку зрения.
Коммуникативные УУД: умение распределять роли в команде, договариваться друг с другом; участвовать в диалоге, слушать и понимать других.
Средства обучения: Учебник Рамзаева Т.Г. «Русский язык» 4 класс 2 часть, презентация, таблички МЭНЕДЖ МЭТ, на которых указан номер в команде.
Ход урока
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте своего партнера по плечу, партнера по лицу. Я всем вам желаю хорошего настроения, плодотворной и эффективной работы!
2. Орфоэпическая минутка
Внимание на экран! Спишите слова в тетрадь, поставьте ударение. (Один ученик работает у доски, хором проговаривают слова).
Звонит, начать, углубить, избаловать, попила, ходатайствовать, ожил, звала.
- Какой частью речи являются эти слова?
- Мы сегодня продолжим работу с этой частью речи.
3. Актуализация знаний
- Внимание на экран! Прочитайте пословицы. Спишите их, вставляя пропущенные буквы. Для этого используем алгоритм, который мы составили на прошлом уроке. (Один ученик работает у доски.)
Кто вперед смотр…т, тот далеко вид…т.
Не посмотр…шь - не увид…шь, не расспрос…шь - не найд…шь.
Личное окончание глаголов |
||
Ударное |
Безударное |
|
Как слышим, так и пишем. |
Инфинитив |
|
Что делать? |
Что сделать? |
|
несов. в. |
сов.в. |
|
-И- II спр. |
I спр. -Е- |
|
на -ить (кроме брить, стелить) и 11 глаголов - исключений:
смотреть, слышать, видеть,
|
все остальные |
4. Определение темы и задач урока.
- Еще раз внимательно посмотрите на пословицы и определите тему урока. ( Правописание личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.)
- Какую цель вы себе поставите? Какие задачи для себя вы бы определили на урок?
5. Проблемная ситуация. Открытие нового знания
- Внимание на экран! Разделите данные слова на две группы? На какие группы вы их разделите?
- Запишите слова в два столбика: глаголы I и II спряжения. Каждый участник команды объясняет, какую гласную он напишет и почему, в какой столбик напишет глагол. Остальные участники сигнализируют: согласны или нет. Затем записываем слово. Начинаем с участника №4. На выполнение задания у вас 5 минут. Время пошло.
Люб…шь, ед…шь, держ…шь, шепч…т, бре…т, кип…т, выгор..т, услыш…м.
Проверка с выходом к доске учащихся из каждой команды.
- С какой проблемой столкнулись?
Выгорит - н.ф выгореть - I спр.
На экране появляются глаголы с приставкой вы-:
Вылетит, выберет, вынесет, высмотрит.
Закройте приставку ВЫ-. Что получилось?
Горит, берет, несет, смотрит.
Приставка ВЫ- очень уважаемая, поэтому она перетягивает ударение на себя.
- Что необходимо сделать, чтобы правильно определить личное окончание глагола с приставкой Вы? Обсудите в команде. Начинает участник под номером 2.
- Пожалуйста, команда 1, участник под номером 1, озвучьте ответ вашей команды.
- Спасибо. Молодцы! У других команд есть уточнение?
- Если вам встретится глагол с приставкой Вы-, необходимо произнести слово без приставки. Дальше используем тот же алгоритм действий при определении личного окончания глагола.
6. Физкультминутка
7. Отработка алгоритма при написании безударных личных окончаний глаголов
- Выполните упражнение, учебник с.98 упр.477, используя алгоритм при написании безударных личных окончаний глаголов.
У вас 4 минуты.
- А теперь обменяйтесь тетрадями с партнером по плечу. Оцените работу одноклассника. Карандашом поставьте оценку.
- Команда 2, участник под номером 3 . Проговорите, пожалуйста, пропущенные окончания глаголов. Докажите свой ответ, используя алгоритм написания безударных личных окончаний глаголов.
8. Итог урока
- Какую цель мы ставили на уроке? Достигли вы этой цели?
- Возьмите стикеры и запишите продолжение фразы:
- Раньше я думал(а), что…
- Сейчас я думаю, что…
- Прикрепите свои высказывания на доску. На перемене у вас будет возможность ознакомиться с высказываниями одноклассников.
Домашнее задание. Подобрать и записать 2 пословицы, в которых присутствуют глаголы с безударным личным окончанием в настоящем и будущем времени.