Урок русского языка "Правописание личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: русский язык, глагол, личные окончания глаголов


Дидактическая цель урока: совершенствовать умение в правописании личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний.

Личностные УУД: освоение личностного смысла учения.

Регулятивные УУД: определение цели задания, планирование алгоритма его выполнения, самооценка.

Познавательные УУД: сравнивать, анализировать, группировать явления, факты по теме «Правописание личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени»; аргументировать свою точку зрения.

Коммуникативные УУД: умение распределять роли в команде, договариваться друг с другом; участвовать в диалоге, слушать и понимать других.

Средства обучения: Учебник Рамзаева Т.Г. «Русский язык» 4 класс 2 часть, презентация, таблички МЭНЕДЖ МЭТ, на которых указан номер в команде.

Ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте своего партнера по плечу, партнера по лицу. Я всем вам желаю хорошего настроения, плодотворной и эффективной работы!

2. Орфоэпическая минутка

Внимание на экран! Спишите слова в тетрадь, поставьте ударение. (Один ученик работает у доски, хором проговаривают слова).

Звонит, начать, углубить, избаловать, попила, ходатайствовать, ожил, звала.

- Какой частью речи являются эти слова?

- Мы сегодня продолжим работу с этой частью речи.

3. Актуализация знаний

- Внимание на экран! Прочитайте пословицы. Спишите их, вставляя пропущенные буквы. Для этого используем алгоритм, который мы составили на прошлом уроке. (Один ученик работает у доски.)

Кто вперед смотр…т, тот далеко вид…т.

Не посмотр…шь - не увид…шь, не расспрос…шь - не найд…шь.

Личное окончание глаголов

Ударное

Безударное

Как слышим, так и пишем.

Инфинитив

Что делать?

Что сделать?

несов. в.

сов.в.

-И- II спр.

I спр. -Е-

на -ить (кроме брить, стелить)

и 11 глаголов - исключений:

смотреть, слышать, видеть,
зависеть, ненавидеть,
вертеть, держать, дышать,
терпеть, обидеть, гнать

все остальные

4. Определение темы и задач урока.

- Еще раз внимательно посмотрите на пословицы и определите тему урока. ( Правописание личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.)

- Какую цель вы себе поставите? Какие задачи для себя вы бы определили на урок?

5. Проблемная ситуация. Открытие нового знания

- Внимание на экран! Разделите данные слова на две группы? На какие группы вы их разделите?

- Запишите слова в два столбика: глаголы I и II спряжения. Каждый участник команды объясняет, какую гласную он напишет и почему, в какой столбик напишет глагол. Остальные участники сигнализируют: согласны или нет. Затем записываем слово. Начинаем с участника №4. На выполнение задания у вас 5 минут. Время пошло.

Люб…шь, ед…шь, держ…шь, шепч…т, бре…т, кип…т, выгор..т, услыш…м.

Проверка с выходом к доске учащихся из каждой команды.

- С какой проблемой столкнулись?

Выгорит - н.ф выгореть - I спр.

На экране появляются глаголы с приставкой вы-:

Вылетит, выберет, вынесет, высмотрит.

Закройте приставку ВЫ-. Что получилось?

Горит, берет, несет, смотрит.

Приставка ВЫ- очень уважаемая, поэтому она перетягивает ударение на себя.

- Что необходимо сделать, чтобы правильно определить личное окончание глагола с приставкой Вы? Обсудите в команде. Начинает участник под номером 2.

- Пожалуйста, команда 1, участник под номером 1, озвучьте ответ вашей команды.

- Спасибо. Молодцы! У других команд есть уточнение?

- Если вам встретится глагол с приставкой Вы-, необходимо произнести слово без приставки. Дальше используем тот же алгоритм действий при определении личного окончания глагола.

6. Физкультминутка

7. Отработка алгоритма при написании безударных личных окончаний глаголов

- Выполните упражнение, учебник с.98 упр.477, используя алгоритм при написании безударных личных окончаний глаголов.

У вас 4 минуты.

- А теперь обменяйтесь тетрадями с партнером по плечу. Оцените работу одноклассника. Карандашом поставьте оценку.

- Команда 2, участник под номером 3 . Проговорите, пожалуйста, пропущенные окончания глаголов. Докажите свой ответ, используя алгоритм написания безударных личных окончаний глаголов.

8. Итог урока

- Какую цель мы ставили на уроке? Достигли вы этой цели?

- Возьмите стикеры и запишите продолжение фразы:

  • Раньше я думал(а), что…
  • Сейчас я думаю, что…

- Прикрепите свои высказывания на доску. На перемене у вас будет возможность ознакомиться с высказываниями одноклассников.

Домашнее задание. Подобрать и записать 2 пословицы, в которых присутствуют глаголы с безударным личным окончанием в настоящем и будущем времени.