Пути реализации программы духовно-нравственного воспитания

Разделы: Патриотическое воспитание

Ключевые слова: патриотическое воспитание


Сложившаяся система воспитания у школьников высоких духовно-нравственных качеств является закономерным итогом многолетней целенаправленной деятельности педагогического коллектива МКОУ «Эртильская СОШ № 1».

Целью данной работы образовательной организации в сфере духовно-нравственного воспитания обучающихся является: гармоничное духовное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России.

Достижение цели духовно-нравственного воспитания детей предполагает решение следующих задач:

  • Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству.
  • Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей.
  • Раскрытие определяющей роли Православия в становлении культурных и духовно-нравственных традиций русского народа, гражданских основ Российского государства.
  • Физическое развитие учащихся, формирование навыков здорового образа жизни, позволяющего сохранять своё здоровье и здоровье окружающих личной гигиены.
  • Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей.
  • Развитие форм ученического самоуправления.

Педагогический коллектив школы осознаёт, что для духовно-нравственного развития и воспитания школьников необходимо выполнение важнейших условий, позволяющих обеспечить приобщение к ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группе, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у детей идентичности гражданина России, направляя образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.

В Эртильском муниципальном районе проживают 40 национальностей. Поэтому ученический состав МКОУ «Эртильская СОШ №1» многонационален. В школе обучаются: турки - месхетинцы (12%), цыгане (6%), армяне (2%), грузины (1%), украинцы (10%), узбеки (3%). Целенаправленная работа, направленная на взаимодействие детей разных национальностей и вероисповеданий является одним из приоритетных направлений образовательной деятельности.

Немаловажным условием, обеспечивающим успешность педагогической организации процесса духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания является согласование усилий многих социальных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования ( МКОУ ДОД «Дворец детского творчества», детско-юношеская спортивная школа), межпоселенческой библиотеки имени А.С.Пушкина, районного краеведческого музея, областного краеведческого музея, областного музея изобразительных искусств имени И.Н.Крамского, воскресной школы при храме Иверской Божией Матери, районного Дома культуры, отдела довузовской подготовки Воронежского государственного университета, при котором работает НОУ - научное общество обучающихся МКОУ «Эртильская СОШ №1».

Для организации системы духовно-нравственного воспитания обучающихся широко используется весь комплекс средств, которыми располагает образовательная организация.

Ведущая, ценностно и содержательно определяющая роль в создании социально открытого, нравственного уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу образовательного учреждения, который свято хранит богатые традиции духовно-нравственного воспитания и обогащает их инновациями. Высоко профессиональный и педагогически компетентный коллектив, в котором до 80% педагогов являются ее бывшими выпускниками, смотивирован создать вокруг себя дружный и привлекательный для школьников коллектив, отношения между которыми строятся на принципах товарищества и взаимопомощи. Именно в таком коллективе могут культивироваться гуманистические нормы и ценности.

Достигнутый уровень высокого профессионализма и накопленный в течение восьмидесятилетней истории существования школы педагогический опыт позволяет педагогам осуществлять трансляцию лучших образцов работы по духовно-нравственному воспитанию на различных уровнях - от муниципального до международного [2].

Для организации деятельности по духовно-нравственному воспитанию МКОУ «Эртильская СОШ №1» располагает необходимым материально-техническим обеспечением. В стенах уютного и эстетически оформленного актового зала находится школьная малая Третьяковская галерея, насчитывающая 50 картин великих русских художников, по которым членами клуба любителей живописи «Акварель» проводятся экскурсии и разрабатывают исследования [3]. В школе имеются аудиотехника и видеотехника, библиотека с необходимым фондом книг и периодических изданий, кабинеты, оборудованные компьютерной техникой, компьютерный класс. В здании школы созданы два школьных музея - комплексный музей «Поиск» и музей «Мой край православный», экспозиция которых постоянно пополняется [4].

Тесное сотрудничество образовательной организации с учреждениями дополнительного образования позволяет использовать ресурс этих организаций.

Для реализации воспитательной системы по духовно-нравственному направлению привлечены следующие материально-технические ресурсы: цифровая лаборатория, веб-камеры, фотоаппаратура, видеоаппаратура, ноутбуки, необходимые для создания мультимедийных презентаций, защиты проектов, исследовательских работ, оформление статей в газеты, съемок видеосюжетов, просмотра отснятых видеоматериалов. Световой проектор «Меркурий» со встроенным ротором, специализированный программно-технический комплекс позволяют включить в образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья.[5]

Информационно-методический ресурс, способствующий духовно-нравственному воспитанию школьников, складывается:

  • из программы МКОУ «Эртильская СОШ №1» по духовно-нравственному воспитанию на период 2017-2022г. школьников [6];
  • из учебно-методической литературы, дополнительной литературы книжного фонда школьной библиотеки;
  • учебно-методического комплекта по курсу «Краеведение», соавтором и разработчиком которого является учитель школы Онегина Галина Васильевна[7];
  • цифровых образовательных ресурсов;
  • медиатеки, созданной педагогами школы и ученическим коллективом [Мультимедийные приложения: Медиаресурсы 1,2,3,4];
  • банка методических разработок педагогов по направлению духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания;
  • архивного материала школы с ее богатой историей;
  • памятника «Памяти павших», открытого в 2013г. во дворе школы и посвященного ученикам и учителям, ушедшим на Великую Отечественную Войну и погибшим за Родину[8];
  • мемориальных досок: «Здесь учился герой Советского Союза Е.И.Кабанов»; «С октября по май 1942г. в школе располагался военный госпиталь для раненых» [9] [Видеоприложение.video_TS.01_VTS 01_4];
  • программ работы Клубов школы по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному направлению.

Огромное значение в нравственном и духовном развитии личности ученика является формирование гражданственности и патриотизма.

Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического нравственного воспитания, формирования гражданской позиции и патриотических чувств. Данные психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста обуславливают важную роль краеведения в начальной школе и стремление активизировать краеведческую работу как одно из эффективных средств духовно-нравственного развития младших школьников.

Поэтому МКОУ «Эртильская СОШ № 1» на протяжении одиннадцати лет является экспериментальной площадкой регионального уровня по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся начальных классов:

  • эксперимент по теме «Патриотическое воспитание младших школьников на основе краеведческого материала».
  • эксперимент по теме «Гражданское воспитание детей младшего школьного возраста на основе краеведческой работы».

В рамках экспериментальной деятельности в учебный план начальной школы был введен интегрированный курс «Краеведение», программа которого направлена на развитие духовно-нравственной сферы младших школьников на основе краеведческого материала.

Одной из целей экспериментальной деятельности является апробация учебных пособий - рабочих тетрадей по краеведению для младших школьников, разработанных в соавторстве с учителем данной школы Онегиной Г.В. [10].

С целью организации деятельности по формированию основ гражданственности и патриотизма был осуществлен отбор самых эффективных направлений и форм с опорой на эмоциональную и нравственную сферы младших школьников [11], [12], [13], [14]:

В результате экспериментальной деятельности было установлено, что работа по данному направлению только тогда даст заметные результаты, если она будет частью всей работы школы, и если она по содержанию и по методам реализации будет усложняться от класса к классу. Поэтому краеведческий курс введен в структуру учебного плана на всех уровнях обучения:

  • 1-4 классы - интегрированный курс «Краеведение;
  • 6-7 классы - «Географическое краеведение»;
  • 9-11 классы - «Историческое краеведение».

Краеведческое направление работы школы не ограничено возможностями краеведческих курсов. Системная межпредметная вертикальная и горизонтальная интеграция предметов общественно-научной и гуманитарной областей позволяет осуществлять патриотическое воспитание, которое является неотъемлемой частью духовно-нравственного формирования личности, на уроках, во внеурочное время и внеклассной работе. Они содержат в себе неисчерпаемые ресурсы для осуществления патриотического воспитания молодежи.

Важная роль при осуществлении интегративного образования школьников отводится проектно-исследовательской деятельности. В процессе учебных исследований школьники совершает открытие «для себя», приобретая навык исследования как универсального способа освоения окружающего мира, активизируя личностную позицию на основе самостоятельно полученных знаний, которые являются новыми и личностно значимыми именно для него. Обучающимися МКОУ «Эртильская СОШ №1» выполнено немало проектов, проведено большое количество учебных исследований. В результате одного из исследований были восстановлены имена погибших на фронтах Великой Отечественной войны выпускников и учителей. За три года поисковой работы был составлен список из 82 фамилий, который теперь запечатлен на гранитных плитах памятника, установленного по эскизам детей на территории школы.

Одним из продуктивных путей организации исследовательской деятельности в школе является работа научного общества учащихся (НОУ) при ВГУ, которое позволяет обучающимся значительно расширить поле исследований и поднять на высокий уровень качество выполненных проектно-исследовательских работ патриотического направления. Проекты учеников МКОУ «Эртильская СОШ №1» неоднократно были награждены дипломами победителей и призёров [20].

Воспитательный процесс по формированию духовно-нравственных ценностей личности невозможно представить без включения обучающихся в клубную деятельность, которая организуется с учетом интересов и потребностей детей. Клубное объединение играет не только важную роль в создании условий для развития личности ребёнка, представляя широкое поле деятельности для самовыражения, самоутверждения, общения, но и способствует в значительной степени повысить эффективность духовно-нравственного воспитания.

В МКОУ «Эртильская СОШ №1» представлено многообразие тематических направлений клубов по интересам:

  • Экскурсионный клуб «По святым и памятным местам России»;
  • Клуб любителей живописи «Акварель»;
  • Литературный клуб «Пробуем перо»;
  • Экологический клуб «Росток»;
  • Театральный клуб «Образ»;
  • Клуб «Юный журналист».

Одним из важнейших направлений духовно-нравственного воспитания школьников является волонтерское движение и участие детей в благотворительных и патриотических акциях. В России история волонтерского движения изначально связана с деятельностью православной церкви. Идеи нравственности и духовности не устарели и в настоящее время. Старый, как мир, гуманистический принцип «Хочешь почувствовать себя человеком - помоги другому» положен в основу волонтёрского движения. Этот принцип стал понятен и близок юным волонтёрам - ученикам МКОУ «Эртильская СОШ №1», которые понимают, что сделать жизнь общества лучше можно только совместными усилиями каждого из его членов. [27]

Неоценимую помощь в духовно-нравственном воспитании обучающихся МКОУ «Эртильская СОШ №1» оказывает образовательная среда школьных музеев «Мой край православный» и «Поиск». Эти музеи стали средством творческой самореализации детей, маленьким исследовательским центром по сохранению, возрождению и развитию православных и культурно-исторических традиций.

Восполнению у обучающихся дефицита нравственности, обретению нравственных ориентиров и формированию уважительного отношение к культуре и истории своего народа способствует, введенный в структуру образовательного процесса курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России». В рамках этого курса в школе разработаны и осуществляются несколько педагогических проектов: «Творим добро»; «Моя семья»; «Герои прошлого и настоящего русской земли» [28].

Представленная система многолетней чётко спланированной и систематической работы МКОУ «Эртильская СОШ №1» по духовно-нравственному воспитанию неизменно даёт свои результаты. Уровень сформированности культурных, гражданско-патриотических, духовных и нравственных ценностей подтвержден активностью и высокими результатами детей, участвующих в мероприятиях духовно-нравственного и гражданско-патриотического направления.

Для определения уровня духовно-нравственного воспитания были разработаны критерии его сформированности:

  • 3 (высокий уровень) - знание основополагающих духовно-нравственных ценностей; соблюдение норм нравственного поведения.
  • 2 (средний уровень) - знаком с основополагающими духовно-нравственными ценностями, частично соблюдает нормы нравственного поведения.
  • 1 (уровень ниже среднего) - демонстрирует слабое знание основополагающих духовно-нравственных ценностей, соблюдает нормы общественного поведения под руководством взрослых.
  • 0 (низкий уровень) - не имеет знаний о сути духовно-нравственных ценностях, не соблюдает нормы общественного поведения.

МКОУ «Эртильская СОШ №1» гордится достигнутыми успехами по формированию у обучающихся духовно-нравственных ценностей и стремится к обогащению и распространению опыта работы в данном направлении.