ФЭМП старшая группа "Интересные задания Королевы Математики"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: старшая группа, математические навыки


Программное содержание:

  • Закрепить знания о числах (количественный и порядковый счёт в пределах 10);
  • Продолжать учить примеры;
  • Углубить знания о последовательности дней недели;
  • Закрепить названия времени года, названия месяцев;
  • Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, выполнять графический диктант;
  • Формировать умение группировать предметы по определённым признакам;
  • Уточнить представления о геометрических фигурах;
  • Развивать умение сосредотачивать внимание на заданиях;
  • Воспитывать усидчивость, интерес к математике, любознательность.

Материал:

  • карточки-цифры;
  • набор геометрических фигур;
  • карточки с примерами, карандаш;
  • мультимедийное оборудование;
  • музыкальный центр.

Ход занятия

1. Вводная часть

Воспитатель: Сегодня Королева Математики пригласила нас с вами ребята к себе, в своё сказочное математическое королевство. Скажите, ребята, а для чего нам нужна математика? (Ответы детей). Вы хотели бы сегодня встретиться с Королевой? По дороге к ней нам сегодня встретятся много интересных заданий. Итак, сегодня мы отправляемся в путь в математику. Какое слово у меня в беседе с вами повторялось несколько раз? (сегодня)

А сегодня, это когда? Давайте с вами выясним поточнее:

ВРЕМЕНА ГОДА, МЕСЯЦА, ДНИ НЕДЕЛИ

- Назовите времена года? (осень, зима, весна, лето) - 1.

- Сколько всего времён года? (4)

- Какое сейчас время года? (осень). Сейчас осень

- Назовите осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

- Какой месяц октябрь по счёту? (второй). Сейчас осень октябрь

- Сколько дней в недели? (7)

- Назовите их по порядку (пн, вт, ср, чет, пят, суб, воск)

- Какой сегодня день недели? (вторник)

- Какой он по счёту? (второй)

- Что у нас получилось сегодня - осень, октябрь, вторник и мы отправляемся в математическое королевство.

2. Основная часть

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Дорога наша лежит через лес - и это не простой лес, а геометрический, здесь растут деревья различной геометрической формы, размеров, цветов. Нам сквозь чащу не пройти, но мы сможем взять саженцы (геометрические фигуры) и посадить их в трёх аллеях

Первая аллея-деревья, которые не имеют углов, большие по размеру, красные и желтого цвета.

Вторая аллея-деревья, которые имеют 4 угла, маленькие по размеру, синего и зелёного цвета.

Третья аллея-деревья, у которых 3 угла и они коричневого цвета.

Ребята, почему вы посадили деревья в этой аллее? (фигуры без углов - это круг и овал, фигуры с 4 углами - это квадрат и четырёхугольник, фигура с 3 углами - это треугольник)

А какие вы ещё знаете геометрические фигуры? (трапеция, пятиугольник)

Ребята идут змейкой, отвечая на вопросы воспитателя.

Воспитатель: чтобы идти нам было весело, мы поиграем. Я начну предложение, а вы закончите его.

Д/ИГРА «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

  • Если верёвка толще нитки, то нитка? (тоньше верёвки)
  • Если линейка длиннее карандаша, то карандаш? (короче линейки)
  • Если стол выше стула, то стул? (ниже стола)
  • Если сестра старше брата, то брат? (младше сестры)

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

Вот мы с вами и подошли к стенам, которые окружают математическое королевство. Но как же нам найти вход?

Ребята, надо нарисовать дверь и рисовать мы будем по клеточкам (дети занимают места за столами)

Графический диктант (От точки 4 клетки вверх, 3 клетки вправо, 4 клетки вниз, и 3 клетки влево).

Мелкая моторика (упражнение на развитие мелкой моторики «Карандаш»).

Теперь мы можем пройти к самой Королеве математики.

РЕШЕНИЕ ПРИМЕРОВ

В этом математическом королевстве живут цифры, знаки и геометрические фигуры.

Какие математические знаки нам нужны для решения примеров? (+, -, =)

Когда мы используем знак «+»? (когда выполняем прибавление)

Когда используем знак «-»? (когда вычитаем)

Какой ещё знак нам нужен? («=»)

Королева Математики хотела бы вам напомнить правило сложения и вычитания: чтобы выполнить сложение, надо к одной части добавить, прибавить ещё часть и найти целое; Чтобы выполнить вычитание, надо от целого отнять часть и получить оставшеюся часть.

Порешаем с вами примеры на сложение и вычитание. (По одному у доски, остальные за столами, использование карточек с примерами и карточки с цифрами).

  • 2+2=4
  • 5-4=1
  • 1+1=2
  • 5-2=3
  • 3+2=5
  • 5+1=6
  • 4+1= 5

(дети сравнивают правильные ответы)

Физминутка:

Ребята, так как мы в гостях у Королевы Математики, то и физминутку мы проведём, считая вслух:

1 - подняться, потянуться,
2 - согнуться, разогнуться,
3 - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На 4 - руки шире,
5 - руками помахать,
6 - на место тихо сесть.

Воспитатель: А теперь обратно убираем карточки с цифрами:

  • уберите цифру, показывающую количество ножек у стола / (4)
  • сколько солнышек на небе; (1)
  • сколько крыльев у птицы; (2)
  • какую отметку мы будем получать в школе; (5)
  • количество поросят в сказке; (3)

СРАВНЕНИЕ ЧИСЕЛ

- Какие цифры остались? (5 и 6).

- Возьмите цифру 5 в левую руку, а цифру 6 в правую руку.

- Сравните числа 5 и 6 (число 5 меньше 6 на 1, число 6 больше 5 на 1).

Воспитатель: ЧИСЛОВОЙ РЯД

Ребята, вот-вот должна прийти сама Королева Математики, давайте её встретим, нужно взять цифру или назвать число и выйти на середину группы:

- Возьмите цифру, показывающую сколько углов у треугольника? (3)

- Назовите число, которое стоит между 1 и 3? (2)

- Покажите цифру, показывающую сколько сторон у квадрата? (4)

- Назовите число, которое при счёте обозначает пусто? (0)

- Покажите цифру, стоящую перед 2? (1)

- Какое число следует за числом 4? (5)

- Число, стоящее между 5 и 7? (6)

- Покажите цифру, следующее за числом 6? (7)

- Число, предшествующее числу 9? (8)

- Число, последующее числу 8? (9)

- Возьмите двузначную цифру, заканчивающую первый десяток? (10)

- Какое число получится, если мы число 10 увеличим на 1? (11)

Воспитатель: вы не заметили, ребята, когда я вас приглашала выйти, говорила то возьмите цифру, то назовите число, почему я чередовала слова «число» и «цифра»? (числами мы считаем, а цифры пишем)

3. Итог

Выход Королевы Математики: Здравствуйте, мои юные математики, я рада вас приветствовать в своём королевстве. Но, что я вижу, мои цифры стоят не по порядку, а не порядок я не люблю, ведь математика - это точная наука. А ну, скорее цифры становитесь в ряд.

Д/ИГРА «ПОСТРОЙТЕСЬ ЦИФРЫ В РЯД»

Воспитатель: Почему ты встал после ………….? (потому что цифра 6 стоит между 5 и 7)

Цифра 7, назови своих соседей? (6 и 8)

Королева:

- Ребята, вам понравилось в моём королевстве?

- Что встретилось у вас на пути?

- Какие задания понравились больше всего?

- Какие задания было выполнить сложно?

- Кому помогли сегодня на занятии?

- А кто выполнил всё сам?

Молодцы!

Ребята, а теперь я попрошу подарить мне цифры, они живут в моём математическом королевстве, а вам я подарю подарки за отличное выполнение моих заданий. (раскраски)

Уход детей