Магнит-волшебник. Экспериментально-познавательное занятие для детей 4–6 лет

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: магнит


Цель.

  • Обучающая. Познакомить детей с понятием «магнит». Формировать представлений о свойствах магнита - притягивает металлические предметы, может действовать через преграду (воду, пластик, стекло).
  • Развивающая. Развивать у детей мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы, умение выполнять опыты и эксперименты.
  • Воспитательная. Воспитывать познавательный интерес и наблюдательность.

Оборудование.

  • магниты (каждому ребёнку),
  • различные металлические предметы (скрепки, гайки, шайбы, шурупы, булавки),
  • лоскутки ткани, бумага и картон,
  • предметы из дерева (деревянный карандаш, матрешка),
  • предметы из пластмассы (пластмассовая пуговица, деталь конструктора),
  • стеклянные банки, пластиковые стаканы,
  • конверт с письмами от сказочных героев,
  • волшебная рукавичка, посылка с подарками,
  • аудиоаппаратура.

Ход занятия

Дети стоят в кругу и произносят слова:

Собрались все дети в круг,
Ты мой друг и я твой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Раз, два, три - волшебство скорей приди!

Воспитатель. Ребята, а вы любите сказки. Я тоже люблю сказки, в них всегда есть волшебство и загадка. Я предлагаю вам поиграть и что-то новое узнать. Вы, согласны?

Дети. Да.

Звучит мелодия «В гостях у сказки». Дети садятся полукругом.

Воспитатель. К нам из волшебной сказочной страны пришло письмо от сказочных героев. Хотите узнать, что в нем? (Да.) Почтальон мне сказал, что волшебное письмо можно взять только волшебной рукавичкой. А рукавички - то у нас нет. И вот я и отправилась по магазинам, и посмотрите, что я нашла. (Показывает рукавичку)

• Как вы думаете, в чём заключается волшебство рукавички? Что за чудеса она может делать? (Дети высказывают свои предположения)

Воспитатель. А давайте на письме проверим, почему она волшебная. (Воспитатель берет письмо).

• Как вы думаете, что произошло?

Воспитатель. А давайте мы с вами откроем наш конверт и посмотрим что в нём.

Воспитатель. Я не буду сразу раскрывать секрет рукавички, а предлагаю вам провести испытание магнита и доказать свои догадки.

Дети проходят за столы.

Воспитатель. Возьмите в руки магнит.

• Посмотрите, какого он цвета, формы? (Дети называют.)
• Твёрдый или мягкий? (Твердый.)
• С запахом или без? (Не имеет запаха.)
• Можно ли его отломать? (Ответы детей.)

Опыт 1. «Всё ли притягивает магнит?»

Материал: предметы из дерева, гвозди, пластмасса, бумага, ткань, скрепка.

Задание. Поочерёдно подносим магнит к каждому из предметов. Предметы, которые притягиваются к магниту, отложить в правую сторону, а те, которые не притягиваются - в левую.

Результат: некоторые металлические предметы притягивает, а дерево, пластмассу, бумагу и ткань - нет.

Вывод: магнит - это кусок железа, обладающий способностью притягивать предметы из металла.

- Молодцы, справились!

Воспитатель. Что ж, давайте заглянем в рукавичку и проверим, правильны ли были ваши предположения (обнаруживаем железную пластину в конверте).

- Пора узнать содержимое письма. Посмотрим, что же написано в письме. «Здравствуйте, ребята, пишет вам Доктор Айболит. Послушайте мою историю и помогите мне, пожалуйста».

Пришло мне письмо из Африки. Там животные заболели. Чтобы мне туда добраться мне надо найти клад. Но у меня нет лопаты. Вы мне поможете?

• Как же помочь Айболиту быстро найти клад можно?

Дети. Надо воспользоваться магнитом, он притянет все железные монетки.

Опыт 2. «Действие магнита через сыпучее вещество»

Материал. Манка, гречка, сахар, металлические предметы, магниты.

Задание. С помощью магнита достать все металлические предметы из крупы.

Результат. Магнит притягивает металлические предметы.

Вывод. Сила магнита действует через сыпучее вещество.

Игра-разминка «Притягивает - не притягивает»

- Я буду большой магнит. А вы предметы, которые я назову. Если магнит его притягивает, вы подбегаете ко мне, если не притягивает - стойте на месте. (Игла, ластик, стекло, болтик, гвоздь, дерево, бумага, железо)

Воспитатель. Снова заглянем в письмо. Ой, а следующая просьба от Василисы Премудрой «Маленькие мои друзья, меня похитила Баба Яга. Она нашла камень волшебный, притягивающий металлические предметы и не отпускает меня, пока я ей не расскажу про этот камень. Очень интересует ее вопрос, как он появился и для чего нужен?»

Презентация «Происхождение магнита».

Воспитатель. Ребята, а вы знаете, откуда появился магнит? Я с удовольствием вам расскажу одну старинную легенду. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».

• Знаете ли вы, в каких предметах человек использует магнит? (Дети называют)

• Есть ли у вас дома магнит? (Ответы детей)

• У нас в группе? (Конструктор, магниты-значки, кукла на магните с одеждой и т.д.)

Воспитатель. Ну что, вы запомнили, откуда появился магнит.

Воспитатель. Просьба о помощи от Ивана Царевича: «Дорогие ребята, мне нужна ваша помощь! Мою невесту Елену Прекрасную похитил и держит в темнице Кощей Бессмертный. Чтобы вызволить ее и победить Кощея, нужен меч-кладенец, который хранится на дне глубокого озера, наполненного водой. Я не знаю, как достать меч и прошу вашего совета, помогите!» (Дети высказывают свои предположения).

• Ребята, а из какого материала меч? Какой он? (железный, медный, золотой, серебряный, алюминиевый).

• Какими способами можно достать меч-кладенец из колодца? (Дети приходят к мнению, что достать меч можно с помощью магнита).

• Как с помощью магнита достать до дна глубокого колодца? (Привязать веревку к магниту и осторожно опустить в колодец).

Воспитатель. Давайте проведем опыт и узнаем, действует ли магнитная сила в воде.

Опыт 3. «Действие магнита через воду»

Материал: бассейн с водой, магнитная удочка.

- Представьте, что бассейн с водой - это глубокое озеро. А скрепка - это меч-кладенец.

Эксперимент: достать с помощью магнита металлический предмет.

Результат: магнитную удочку опускаем в бассейн, достаем скрепку.

Вывод: магнит сохраняет свои свойства в воде.

Воспитатель. Ай да молодцы! Мы справились со всеми заданиями. Давайте соберем посылку для сказочных героев.

Воспитатель кладет в посылку магниты. Этот магнит для Ивана Царевича, этот для Айболита, а вот этот магнит для Василисы премудрой. А чтобы посылка попала быстро к нашим сказочным героям, давайте скажем волшебное заклинание «1, 2, 3 - посылочка лети!»

Воспитатель отправляет посылку.

Воспитатель. Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо потрудились. Помогли сказочным героям, а еще мы с вами познакомились с магнитом и изучили его свойства.

• Ребята, почему магнит назвали волшебным металлом? (Ответы детей.)

Верно, ребята, магнит - это металл, обладающий магнитными свойствами притягивать другие металлы. Не зря его в народе называют магнит-волшебник.

Стук в дверь, появляется посылка.

Воспитатель. Ребята, сказочные герои благодарят вас за помощь и дарят вам вот эти подарочки.