«Перевернутое обучение» на уроках географии как один из методов смешанного обучения

Разделы: География, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: методы смешанного обучения, Перевернутое обучение


Актуальность

Изменения, происходящие во всех сферах жизни, бросают вызов, системе образования, требуя от нее «шагать в ногу со временем». Эффективной реализации этих требований способствует внедрение модели «Перевернутое обучение» в образовательную деятельность при дистанционном обучении.

Научность. История «переворота»

Первооткрывателями этой модели обучения считаются учителя химии Аарон Самс и Джонатан Бергманн. Они записывали и выкладывали в сеть лекции и обучающее видео для учеников старших классов школы «Вудлэнд Парк», которая находится в штате Колорадо, США. Эти материалы были чрезвычайно популярны среди учеников и стали примером для учителей во всем мире. Самс и Бергманн выпустили книгу под названием «Перевернуть занятие, или как достучаться до каждого ученика на уроке», которая на сегодняшний день стала основным руководством для учителей, отважившихся на такой эксперимент.

Как же выглядит модель «перевернутое обучение»? Учащиеся дома работают в учебной онлайн - среде с использованием собственных электронных устройств с доступом в интернет, знакомятся с новым или закрепляют изучаемый материал. На уроке происходит закрепление изученного и актуализация полученных знаний, которая может проходить в формате семинара, ролевой игры, проектной деятельности и других интерактивных формах. Эта модель позволяет уйти от фронтальной формы работы в классе и реализовать интерактивные формы работы на уроке.

Информация об успешности освоения дома нового материала каждым учеником позволяет учителю оперативно скорректировать сценарий урока. Например, учитель может организовать ролевую игру для учеников, которые успешно освоили новый материал, и в это время поработать с группой учащихся, которые не ознакомились с новым материалом дома или не разобрались в нём.

Перевернутое обучение - самая простая модель для реализации. Однако не всегда перевёрнутое обучение отвечает высоким стандартам смешанного обучения из-за того, что не все учителя готовы проводить уроки в классе в практическом, интерактивном формате.

Технические требования для реализации: наличие у учащихся дома электронных устройств с доступом к интернету.

Плюсы: даёт учителю возможность реализовать интерактивные формы работы на уроке, освобождает от необходимости знакомить весь класс с новым материалом фронтально. Учитель должен подготовить проверочные задания для детей.

Минусы: учитель должен владеть ИКТ, уметь пользоваться ими на уроке. Сложность реализации: может быть реализована одним учителем для своего предмета.

Советы для успешного «переворота»

  • узнайте подробнее о доступных инструментах. Какие технологии вы можете использовать? Каким образом можно организовать распространение материалов, обмен мнениями и вопросами, оценку работы в интернете? Используйте все технические возможности для облегчения своей задачи.
  • не пытайтесь перевернуть всё и сразу. Лучше начать с «переворота» одного раздела, а потом применить полученный опыт на других занятиях.
  • необходимо подготовить презентацию PowerPoint для учеников и их родителей. В ней рассказать о том, как работает методика «перевернутого обучения», и в чем заключаются обязанности учеников. Сразу разъяснив ученикам и родителям, чего стоит ожидать от уроков, помочь ученикам быстрее настроиться на переход к новой системе обучения.

Стоит ли этим заниматься?

С каждым годом постоянно развивающиеся технологии только упрощают реализацию «перевернутой» модели обучения. Подходит ли эта модель для вас, решать только вам. Но можно с уверенностью сказать: попробовать «перевернуть» занятие стоит каждому.

Суть методики «перевернутого» обучения можно свести к трём основным компонентам:

  • Подготовка (подбор или создание) учителем виртуальной образовательной среды: видеоуроков, презентаций, иных материалов и заданий к ним, а также выбор электронного сервиса для обратной связи с учениками. Организация учебной деятельности: определение учителем ключевых компетенций по теме, форм работы с учениками на уроке, подготовка заданий для работы учеников в классе. В то же время ученики в процессе совместной работы с учителем решают дополнительные задачи: углубление, закрепление и повторение пройденного материала. Текущая и итоговая оценка знаний и компетенций учеников. Учитель может выбрать совместно с учащимися несколько форм итоговой работы, например, в виде теста или проекта. Основное преимущество перевернутого обучения заключается в такой организации учебной работы, при которой: − Поддерживается развитие качеств и умений XXI века, таких как сотрудничество, творческий подход, способность решать проблемы, самостоятельность, грамотность в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
  • Обеспечивается возможность для поддержки развития каждого учащегося. Таким образом, можно выделить несколько главных компонентов, которые нужно учесть при подготовке урока по сценарию «перевернутого» обучения;
  • Объем необходимых знаний, который должны получить учащиеся. Причем лучше всего разделить эти знания на две группы: в первую группу войдут те знания, которые будут переданы непосредственно при помощи видеоуроков учителя, а во вторую группу те, которые ученики получат в ходе самостоятельной практической деятельности. Определить виды практических работ, которые будут выполняться на уроках совместно учителем и учениками, индивидуальные и групповые работы, домашние задания. Определить, какие материалы (продукты) в виде конспектов, презентаций, проектных работ должны разработать учащиеся во время прохождения курса. В какой форме они будут представлены учителю, классу и даже родителям и пр. Есть ли необходимость сохранить их после завершения обучения или сделать общедоступными в сети Интернет. Приготовить (создать или найти) видеоуроки и задания к ним, вспомогательные материалы, содержащие памятки, алгоритмы, шаблоны, на которые будут ориентироваться учащиеся, выполняя свои работы;
  • Придумать гибкую систему оценивания работ учеников, конкретные критерии для выставления отметок. Причем они должны быть максимально доступны ученикам для того, чтобы они имели возможность самостоятельно оценить свою деятельность. Оценки не должны наказывать ученика, но показывать ему возможности для дальнейшего совершенствования;
  • Установить виды и способы коммуникации с учениками и получения от них обратной связи. Продумать систему работы, при которой учитель сможет уделить достаточно внимания каждому обучаемому. В заключении, можно сделать следующие выводы: − на основе обобщения опыта преподавателей и учителей создан план действий по внедрению модели «Перевернутого обучения» в собственную педагогическую практику; − после анализа недостатков данной системы был использован творческий подход к их устранению. Например, отсутствие прямого контакта с учителем было заменено возможностью использования социальной сети, и электронной почты для установления связи с тьютором, при необходимости по ZOOM; − разработаны электронные папки с материалами к урокам, при необходимости в отсутствии Интернета, они записываются учащимися на флеш-карту и просматриваются дома на ПК;

Вывод: Поставленные цели были достигнуты, отношение учащихся к процессу обучения стало более ответственным, произошли качественные изменения во взаимодействии учителя и ученика. Главный итог - начала формироваться информационная образовательная среда, которая в дальнейшем может использоваться не только в связи с технологией «Перевернутого обучения», но и для решения множества других образовательных задач.

Литература

  1. М.Курвитс. Переворачиваем обучение. Часть первая: предпосылки модели обучения "перевернутый класс"
  2. М.Курвитс. Перевернутый класс. Часть вторая: что переворачиваем?
  3. М.Курвитс. Часть третья. Перевернутый класс: отличительные особенности перевернутого класса
  4. Бугайчук К.Л. Дайте мне точку опоры, и я переверну...
  5. А.Ищенко. «Перевернутый класс» - инновационная модель обучения.
  6. Гизатулина О.И. «Перевернутый» класс - инновационная модель обучения / О.И.
  7. http://blendedlearning.pro/application/actions/blended-learning-2020/