Методы и приемы повышения учебной мотивации учащихся

Разделы: История и обществознание

Ключевые слова: мотивация к обучению


Я никогда не учу своих учеников.
Я только даю им условия,
при которых они могут сами учиться.

Альберт Эйнштейн

Формирование мотивации к обучению - центральная тема сферы образования. Её важность обусловлена необходимостью выработки навыков самостоятельного приобретения знаний. Главная задача, на которую должно быть обращено внимание современного образования, - создание условий для формирования положительной учебной мотивации.

Как повысить познавательный интерес?

Образовательный процесс следует выстроить в зависимости от особенностей детей:

  • материал урока должен быть интересен детям;
  • согласовывание расписания с характеристиками возраста;
  • согласовывание темпа урока со скоростью работы обучаемых.

Для формирования мотивации детей важно обеспечить следующие условия:

  • включать в учебную программу материал, близкий личному опыту учащихся;
  • удовлетворять познавательные запросы ребят;
  • способствовать диалогу детей между собой;
  • вознаграждать зарешение сложных заданий;
  • содействовать ровному характеру отношений между учениками;
  • развивать активную самооценку своих возможностей;
  • способствовать саморазвитию, самосовершенствованию;
  • прививать ответственное отношение к учебе.

В педагогической практике требуется многообразие методов и приемов обучения, подбор таких их комбинаций, которые увеличивают степень учебной мотивации учащихся.

Методы развития учебной мотивации

Метод «Дидактические игры» - ученикам предлагаются ситуации, аналогичные реальным, из которых требуется отыскать выход.

Метод «Ситуация успеха» - совокупность условий, преодоление которых дает возможность добиться значительных результатов в деятельности.

Метод «Соревнование» - соревновательных характер заданий способствует формированию необходимых качеств. Конкуренция приводит к освоению социального опыта, развитию черт характера.

Метод проектов - большое значение имеет проектная деятельность, которая развиваетнавыки самостоятельного выстраивания своих знаний, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление.

Метод создания проблемной ситуации - предполагает создание ситуации поиска через формулирование проблемных вопросов, задач, заданий поискового характера.

Приемы повышения интереса к учебному материалу

На каждом этапе уроке следует помнить о мотивации учеников. Чтобы заинтересовать ребёнка в самом начале, нужно изучение новой темы начинать в необычной форме.

Для этого подойдет приём «Привлекательная цель». Ученикам предлагается простая и понятная цель, при достижении которой они выполняют учебные действия, запланированные учителем. Например, изучается тема: «Свойства воды». Цель урока - описать свойства воды. Ученикамставится цель - выяснить, почему морозной зимой разрываются водопроводные трубы. Часто необычная формулировка не только привлекает, но и удерживает вниманиедо самого конца урока.

При назывании темы урока может быть использован приём «Прогнозирование». Например, урок литературы. Послушайте название произведения, с которым будем работать на уроке, и попробуйте определить жанр произведения, тему, возможные события.

Для любого учащегося важно осознание ситуации успеха. Для появления интереса необходимо понимание нужности и важностиданной темы. В этом могут помочь следующие приёмы:

  • Прием «Оратор». За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
  • Прием «Автор». Представьте себя автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?
  • Прием «Профи». Как изучение данной темы может помочь в освоении будущей профессии?
  • Прием «Кумир». Как ваш кумир объяснил важность и нужность изучаемой темы?
  • Прием «Фантазёр». Укажите несколько областей применения знаний по теме в будущей жизни.
  • Прием «Верные - неверные утверждения». Из предложенных утверждений по будущей теме ученикам необходимонайти «верные» утверждения, используя собственный опыт. Таким образом, они настраиваются на изучение темы.
  • Прием «Лови ошибку». Учитель специально допускает неточности при изложении учебного материала. Ученики должны сигнализировать о них, что помогает сохранять концентрацию на протяжении всего урока.
  • Прием «Посмотри на мир чужими глазами». Создается необычная ситуация. Например, тема: «Круговорот воды». Детям необходимо представить себя снежинкой и описать все, что с ними происходит.
  • Приём «Удивляй». На уроке ученикам приводятся интересные факты. Например, на острове Шри-Ланка растут пальмы из рода корифа, листья которых достигают 8 м в длину и 6 м в ширину.
  • Приём «Да-нетка». Ученики стараются найти ответ на поставленную проблему, задавая учителю лишь наводящие вопросы.
  • Игровые приемы. Их применение целесообразно, если следует выполнить множество однотипных заданий.

Приемы повторения пройденного на уроке

На этапе повторения материала важно, чтобы учащимся было интересно проработать этот материал. Какими приемами этого можно достичь?

  • Прием «Своя опора». Ученик самостоятельно разрабатывает опорную схему ответа по новому материалу.
  • Прием «Повторение с расширением». Дети формулируют ряд вопросов, дающие возможность расширить знания.
  • Прием «Свои примеры». Учащиеся создают свои примеры к новому материалу.
  • Прием «Повторение с одновременным контролем». Ребята составляют тест, кроссворд по изученной теме, а затем обмениваются ими между собой.
  • На этапе самоконтроля и самооценки применима работа в паре «ученик - ученик». Ученик отвечает на поставленный вопрос соседу по парте, после чего они меняются ролями. Затем принимается общее решение и озвучивается классу. На уроке периодически можно предлагать ученикам поменяться тетрадями, исправить ошибки в работах друг друга, участвуя таким образом во взаимопроверке.
  • Хорошей идеей является связывание домашнего задания с будничной жизнью учащихся. К примеру, приготовить доклад о домашнем животном или любимом виде спорта.

Оценка - не отметка. Необходимо во всеуслышание выделять каждый успех ученика. Детям нужен и важен успех. От этого зависит наше отношение к миру, готовностьтрудиться, узнавать новое.

Итак, лишь продуманный подбор методов и приемов, их разумное сочетание, учет методических особенностей использования дадут возможность повысить учебную мотивацию детей.

Список использованной литературы

  1. Заикина А.И. Способы и методы, помогающие повысить мотивацию на занятиях. - URL: https://урок.рф/library/sposobi_i_metodi_pomogayushie_povisit_motivatciyu_n_114236.html
  2. Корней М.И. Приемы и методы повышения мотивации к обучению. - URL: https://subochi.schools.by/pages/metod
  3. Парамонова Н.А. Приёмы и методы развития учебной мотивации учащихся в образовательном процессе. - URL: https://www.art-talant.org/publikacii/20549-priemy-i-metody-razvitiya-uchebnoy-motivacii-uchaschihsya-v-obrazovatelynom-processe-iz-opyta-raboty