Актуальность изучения интересов и увлечений в подростковом возрасте объясняется их большой важностью для развития и формирования личности подростка.
Взрослые не должны забывать, что интересы и увлечения ребёнка являются мостиком во взрослый мир. Так Юлия Борисовна Гиппенрейтер считает, что личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом.
В мире увлечений и интересов подростков отражаются история и время, в котором они живут. Гаджеты стали частью мира детства. Малыш в коляске нажимает сенсорный экран телефона или планшета, сморит мультики или нажимает кнопку вызова. С каждым годом технологии развиваются и устаревают, интересы подростков меняются вместе с ними. Компьютеры, ноутбуки, игровые приставки, смартфоны - это всё приметы сегодняшнего дня.
В этой работе речь пойдет об интересах и увлечениях суворовцев пятиклассников, на которые они готовы тратить своё свободное время, о которых могут увлеченно рассказывать.
Возраст пятиклассников, 10-11 лет, это младший подростковый возраст. В этот период все подростки особенно хотят много знать и уметь. Они не жалеют ни сил, ни времени, чтобы научится чему-то. Они экспериментируют, пробуют себя во многих областях, чтобы иметь свою точку зрения и свой собственный опыт. Младший подростковый возраст - возраст, в котором очень много увлечений.
Толковый словарь так объясняет слово увлечение: воодушевление; большой интерес к чему-либо; хобби.
Интересы и увлечения очень важны, они являются фундаментом развития личности подростка. С увлечением занимаясь интересным делом подростки учатся трудолюбию, развивают настойчивость, уверенность в себе, мужественность, учатся проявлять инициативу, брать на себя ответственность.
Посещение спортивных секций, кружков робототехники и авиамоделирования, участие в КВН, занятия музыкой, танцами положительно влияет на их личность и характер. У увлеченного подростка многое получается, растёт его самооценка.
Из наиболее популярных увлечений подростков на первом месте стоят компьютерные игры. Не все взрослые одобряют и поддерживают это увлечение, считая их пустой тратой времени. И вместе с тем, компьютерные игры развивать у детей способность к социальной адаптации. Играя, подросток учится логически и аналитически мыслить, решать сложные задачи, быстро принимать решения и общаться со сверстниками.
Второе место по популярности среди увлечений у подростков занимают спортивные занятия: легкая атлетика, футбол, баскетбол, тхэквондо, борьба, спортивное ориентирование. Они развивают физическую силу, укрепляют иммунитет и нервную систему.
Подростки увлекаются интеллектуальными играми, шахматами, головоломками (все разновидности кубика Рубика). Эти занятия помогают развивать мелкую моторику, концентрацию внимания, память, логику, пространственное мышление.
В последнее время люди стали меньше читать книги. Досуг сейчас более разнообразен и подростки выбирают более легкий путь: телевизор и компьютер. Для того чтобы смотреть фильмы не требуются усилия. И вместе с тем есть подростки, которые много читают.
Для получения информации об интересах, обучающихся 5-х классов 1 курса было проведено исследование. Исследование проводилось в форме анкетирования, в нём приняли участие обучающиеся 5-х классов 1 курса Екатеринбургского суворовского военного училища, всего - 80 человек. Предметом исследования явились интересы и увлечения суворовцев, объектом - сами суворовцы.
Целью исследования стал анализ увлечений и интересов подростков, их влияния на развитие их личности.
Анализ данных анкетирования показал: первое место среди увлечений, обучающихся заняли компьютерные игры. Второе место по полярности - занятия спортом, третье - чтение.
Компьютерные игры - аффективно важная тема для суворовцев 1 курса, вызывающая много эмоций и жаркие дискуссии. Суворовцы чувствуют себя компетентнее взрослых в этой теме, и это им очень нравится.
Исследование позволило собрать информацию о возрасте, в котором обучающиеся 1 курса начали играть в компьютерные игры. Были получены следующие данные о возрасте:
- в 5 лет в компьютерные игры начали играть 8 человек (10%);
- в 6 лет - 20 человек (25%);
- в 7 лет - 12 человек (15%);
- в 8 лет - 25 человек (31%);
- в 9 лет - 15 человек (19%).
В процессе исследования была собрана информация о времени, которое испытуемые посвящали компьютерным играм различное время в течение дня:
- 20-30 минут в день - 11 человек (14%);
- от 1часа до 1часа 30 минут - 30 человек (38%);
- 2-3 часа в день - 29 человек (36%);
- 5 часов в день - 7 человек (8%);
- 6-7 часов в день - 3 человека (4%).
Известно, что долгое сидение за компьютером влияет на осанку, зрение, суставы рук и нервную систему подростка. Умение контролировать время, проведенное за компьютером - нужный навык для самостоятельной жизни. 52 % обучающихся привыкли контролировать своё время для игр. В суворовском училище у обучающихся учебная и физическая активность сменяют друг друга и время, проведенное за компьютером, ограничено.
Мир компьютерных игр разнообразен. Компьютерные игры можно разделить по жанрам: «Бродилки», «Гонки», «Квесты», «Шутеры» (стрелялки); логические и тактические игры; «Приключения», спортивные игры, «Стимуляторы», «Говорилки- повторялки», «Стратегии».
В результате анкетирования обучающихся 5 классов выяснилось, что на первом месте по популярности у них находятся игры военного жанра: World of Tanks, СS:GO, Battellefeld, Call of Duty, Fortnite, PUBG, Warfase и S.T.A.L.K.E.R. и т.д.
Особенностью игр на военную тематику является возможность ощутить атмосферу боя, использовать современное оружие, экипировку. Можно управлять разными видами военной техники, применять разные стратегии, искать новые варианты движения к победе. Можно предположить, что увлечение этими играми явилось одной из причин поступления в ЕкСВУ. Этот вывод подтверждают высказывания обучающихся в процессе исследования:
- «Игры с военным содержанием очень сильно нравились мне в детстве. Можно быть бойцом, выбрать оружие, выиграть еще оружие»;
- «Я всегда старался помочь всем союзникам, прикрыть того, кто остался один, поделиться патронами, техникой»;
- «Во время игры я чувствовал себя бесстрашным и сильным, тогда мне захотелось стать военным»;
- «Очень обидно, когда тебя убивают и игра заканчивается. Но когда начинаешь снова, все забывается, и можно исправить ошибки»;
- «В игре у тебя может быть любое оружие, в жизни с оружием имеют дело только военные».
Суворовцы много и увлеченно говорят о компьютерных играх. Для них важно знать все игры, чтобы можно было обсуждать с друзьями свои успехи.
В процессе исследования собрана информация о качествах характера и человеческих качествах, которые сформированы благодаря увлечению компьютерными играми: скорость реакции, настойчивость, общительность.
На увеличение скорости реакции указали 60 человек (75 %), на усиление настойчивости и упорства - 44 человека (55%), на формирование усидчивости - 28 человек (35%), на воспитание доброты - 20 человек (25%), на развитие общительности - 64 человека (80%), на развитие умения дружить, играть в команде - 24 человека (30%).
Таким образом, проведение данного исследования показало, что компьютерные игры заняли свое место в ряду интересов и увлечений подростков. Подростки знакомятся с ними в детстве, посвящают достаточно много времени компьютерным играм. Интерес и увлечение компьютерными играми развивают у подростков реакцию, логику, умение работать в команде и в режиме многозадачности. Увлечение компьютерными играми военного содержания может оказывать влияние на профессиональные предпочтения обучающихся.
Литература
- Белавина И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр
- Грамолин В.В. Обучающие компьютерные игры. Информатика и образование. - 2007. №4. - С. 63-65.
- Цымбалюк И.С. Подросток в информационном мире: практика социального проектирования, 2010. - М.: НИИ школьных технологий. - 256с.