Урок математики по теме "Число и цифра 5. Состав числа 5. Сложение и вычитание в пределах 5" на основе сказки К.И.Чуковского "Муха-Цокотуха"

Разделы: Математика, Литература, Начальная школа, Конкурс «Любимые произведения К. И. Чуковского»

Класс: 1

Ключевые слова: математика, УМК «Школа России», К.И.Чуковский, Число и цифра 5, Сложение и вычитание в пределах 5, К.И.Чуковский «Муха-Цокотуха»


Предмет: математика.

Класс: 1.

Базовый учебник: Математика. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1/ М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова.- М.: Просвещение, 2017. - (Школа России)

Открытый урок математики в 1-м классе (для воспитателей детского сада)

Цель: познакомить с числом и цифрой 5, с составом числа 5, сформировать представление о пятиугольнике.

Задачи урока:

  • обучающие - ввести число 5 с опорой на числовой отрезок, научить соотносить число 5 с количеством предметов, познакомить с алгоритмом письма цифры 5, упражнять в написании цифры 5, познакомить с образованием числа 5, с действиями сложения и вычитания в пределах 5, ввести понятие «пятиугольник», учить различать пятиугольники среди различных геометрических фигур;
  • развивающие - тренировка мыслительных операций, речи, мелкой моторики, творческих способностей обучающихся; развитие умения сравнивать и делать выводы; формирование потребности и навыка совместного поиска ответа на поставленную задачу, умения оценивать себя;
  • воспитательные - воспитывать культуру общения (умение слушать и уважать мнение других) в парной и групповой работе, самостоятельность; повышать интерес к предмету за счёт включения в урок текста любимой с детства сказки К.И.Чуковского.

Планируемые результаты:

  • Предметные:
    • знать графический образ цифры 5, состав числа 5, понятие «пятиугольник»;
    • уметь писать цифру 5, выполнять сложение и вычитание в пределах 5, находить пятиугольники среди геометрических фигур.
  • Личностные: уметь высказывать собственную позицию, слушать других и уважать их мнение, договариваться и приходить к общему суждению в совместной деятельности, адекватно оценивать на уроке свою работу и работу одноклассников.
  • Метапредметные: уметь определять тему урока, принимать учебную задачу, прогнозировать предстоящую деятельность и намечать пути её решения, понимать причину своих ошибок.

Оборудование: презентация к уроку, портрет К.И.Чуковского и выставка его книг, монеты (достоинством 5 рублей), счётные палочки, карточки с анаграммами и числовыми выражениями, веревка и шнурки; учебник и рабочая тетрадь на печатной основе по УМК «Школа России».

Тип урока: открытие нового знания.

Форма урока: урок-путешествие по сказке К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха».

В уроке используется технология деятельностного метода.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Медиаматериалы:

Ход урока

СЛАЙД 1. Презентация

I. Организационный момент

- Ребята, сегодня к нам в гости пришли ваши воспитатели. Они будут рады увидеть, чему вы уже научились за четыре учебных недели в школе.

- Повернитесь к гостям и поприветствуйте их. Повернитесь к соседу по парте, улыбнитесь друг другу, тихонечко садитесь.

II. Мотивация к учебной деятельности и актуализация знаний

- Урок у нас сегодня необычный - математика в сказке. К нам в гости пришел замечательный детский поэт и писатель К.И.Чуковский. СЛАЙД 2.

Корней Иванович Чуковский
Известен многим на земле.
А Николай вот Корнейчуков -
Известен этот вам поэт?

Он был писатель, переводчик,
И критик, и литературовед.
Родился Коля в Петербурге,
В Одессе прожил 20 лет.

С Житковым в классе он учился,
Английский просто обожал.
Способным Коля был ребёнком,
Друзей ценил и уважал.

Писать стихи он начал рано,
Когда в гимназию ходил.
Нам с вами клад оставил славный -
Стихи и сказки подарил.

- Какие сказки К.И.Чуковского вы знаете?

- Сегодня мы отправимся в одну из этих сказок. А вот в какую, вам нужно угадать. Название этой сказки зашифровано цифрами. СЛАЙД 3.

- Какой цифры не хватает? (5) Почему? (при счёте после 4 идёт 5) Щелчок

- Проследите глазами, соединяя цифры в правильном порядке, и мы узнаем название сказки.

- Какая фигура у вас получилась? (звезда) Щелчок

- СЛАЙД 4. Как же называется сказка? (Муха-Цокотуха)

III. Самоопределение к деятельности

- А теперь соедините все точки между собой, начиная слева направо.

- Какая фигура у вас теперь получилась? (пятиугольник)

- Почему она так называется? (у неё пять углов и пять сторон)

- Итак, сказка начинается. СЛАЙД 5. Я начну, а вы продолжайте (здесь и далее учитель начинает строфу, а ученики самостоятельно её продолжают):

Муха, Муха-Цокотуха СЛАЙД 6.
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.

- А какую денежку она нашла, вы узнаете, когда посчитаете от 18 до 11, от 5 до 15.

- Назовите предыдущее число для 19, 6. На сколько, предыдущее число меньше следующего?

- Назовите число, следующее за числом 12, 4. На сколько, следующее число больше предыдущего?

- Какое число стоит между 18 и 20, 4 и 6?

- Назовите соседей числа 16, 5.

- Какое число стоит слева от 6, справа от 4? (5).

- Какое число встретилось вам в каждом задании? Что вы можете рассказать о числе 5? (это лучшая оценка в школе, пять лучей у звезды, есть магазин «Пятерочка», пять пальцев на руке или ноге у человека…)

- Как называется пятый день недели? (пятница)

- Как называется пятый месяц года? (май)

- Догадались, какую денежку нашла Муха? (5 рублей)

- Значит, какое число нам сегодня поможет в путешествии по сказке? (5)

Учитель показывает монету в 5 рублей

IV. Мозговая атака (закрепление понятия «пятиугольник»)

- Пошла Муха на базар
И купила самовар.

- Вот какой самовар она приобрела. СЛАЙД 7.

- Пока самовар закипает, мы поможем Мухе поставить стол.

- Составьте в паре из 7 палочек квадрат и треугольник. СЛАЙД 8.

- А теперь составьте квадрат и треугольник из 6 палочек. СЛАЙД 9.

- Уберите 1 палочку так, чтобы получился пятиугольник. СЛАЙД 10.

- Откройте учебники на с.34 и рассмотрите рисунок на полях. Скажите, хватит ли монеток, чтобы купить сушки к чаю, если за одну сушку нужно заплатить один рубль? СЛАЙД 11.

V. Введение нового знания (этап осмысления «знаю-не знаю», «умею - не умею»)

- Самовар «вскипел», угощение готово.

- Сказка продолжается: СЛАЙД 12.

Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!

- Сколько тараканов пришло пить чай, вы узнаете, если сосчитаете, сколько треугольников на рисунке СЛАЙД 13. (Треугольников 5, значит тараканов столько же)

СЛАЙД 14.

- Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали.

- Сколько стаканов? (Стаканов столько же, сколько и тараканов. 5=5)

- Как это можно доказать? (Составить тараканов и стаканы парами)

СЛАЙД 15.

- По каким признакам можно разбить треугольники на экране на группы?

По цвету: К + С = Треуг.

По размеру: Б + М = Треуг. Щелчок

- Какие числовые выражения мы можем составить, исходя из этих признаков? (3+2=5, 2+3=5; 4+1=5, 1+4=5)

- Какого знания нам не хватает, чтобы записать эти выражения в тетрадь? (мы не умеем писать цифру 5)

- Вы правы, давайте учиться.

VI. Пальчиковая гимнастика

- Но сначала нужно размять наши пальчики. А знаете ли вы, как называется каждый палец? Сейчас проверим. Итак:

В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому:
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Сам мизинчик малышок
Постучался об порог.
Вместе пальчики - друзья,
Друг без друга им нельзя.

- Как вы понимаете фразу «Знать, как свои пять пальцев»?

VII. Введение нового умения

- Откроем ТПО на с.13. Проверим положение тетради, спины, ног, ручки.

СЛАЙД 16.

- Начинаем писать палочку немного правее середины верхней стороны клетки, ведём наклонную палочку вниз почти до центра клетки, пишем полуовал, касаясь правой стороны клетки. Сверху от палочки пишем вправо волнистую линию, доходящую до правого верхнего угла клетки.

- Давайте повторим письмо цифры пять в воздухе под счёт.

- Кто увидел, закономерность, в какой нужно записать цифры в ТПО? (сначала по 3, потом по 4, потом по 5, потом по 6)

- А теперь, напишите в тетради цифру 5,соблюдая заданную закономерносить. (Учащиеся пишут цифру 5 в тетрадях)

- Продолжаем путешествие…

СЛАЙД 17.

- А букашки по три чашки
С молоком и крендельком.
Нынче муха Цокотуха
Именинница! СЛАЙД 18.

VIII. Физкультминутка «Каравай»

Как на Мухины именины испекли мы каравай:
Вот такой ширины, вот такой ужины.
Вот такой вышины, вот такой нижины!
Каравай, каравай,
Кого хочешь, выбирай.
Каравай, каравай,
Нашу Муху выбирай!

IX. Первичное закрепление во внешней речи

Немного отдохнули мы.
Довольно, детвора,
Скорее всем за дело -
Вновь в сказку нам пора!

- Допишем составленные нами выражения про треугольники в рабочую тетрадь (предварительно учитель вклеивает в тетрадь листок с числовыми выражениями, в которые ученики на данном этапе должны дописать цифру «5»):

3+2=_

4+1=_

2+3=_

1+4=_

_-3=2

_-1=4

_-2=3

_-4=1

СЛАЙД 19.

- У каждой из букашек кренделёк своего цвета. Если их развернуть, то получатся полоски разной длины. Рассмотрите их в учебнике на с. 35. Сравните длину развёрнутых крендельков с помощью одинаковой мерки.

- Какой крендель самый длинный? (зелёный)

- А какой самый короткий? (синий)

СЛАЙД 20.

- Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки.
А сапожки не простые -
В них застежки золотые.

- Вот какие сапожки красивые. А застёжки-то с шифром. Расшифруйте в парах слова на листочках, чтобы узнать, кто ещё был в гостях у Мухи. Составьте слова, расположив числа в порядке возрастания. (каждой паре выдаётся одно насекомое и слово «лютик»)

35142

3412

ЕАПЛЧ (ПЧЕЛА)

КИЖУ (ЖУКИ)

25143

5647321

МЬШЛЕ (ШМЕЛЬ)

ЯКВИРЕЧ (ЧЕРВЯКИ)

5371426

985612734

ЧБАБОАК (БАБОЧКА)

ИКВОКОЧЗЯ (КОЗЯВОЧКИ)

41628537

41532

НКЧУКЕЗИ (КУЗНЕЧИК)

ИЛКТЮ (ЛЮТИК)

- Проверьте себя. СЛАЙД 21.

- Какое слово лишнее? Почему? (Лютик - цветок, остальные слова - насекомые)

X. Физкультминутка «Паук»

СЛАЙД 22.

Вдруг какой-то старичок-Паучок
Нашу Муху в уголок поволок.
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить.

СЛАЙД 23.

А жуки, червяки испугалися, (Дети изображают испуг)
По углам, по щелям разбежалися. (Бег на месте)

СЛАЙД 24.

Тараканы под диваны, а козявочки - под лавочки. (Прячемся под парты)

СЛАЙД 25.

А букашки за кровать -
Не желают воевать. (Садимся за парты)

СЛАЙД 26.

А злодей-то не шутит,
Руки-ноги он Мухе веревками крутит…

XI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Вот веревка. Если на ней завязать 5 узлов, то на сколько частей узлы разделят верёвку? (5,4,6)

- У вас на столах лежат верёвки-шнурки. Завяжите на них по 5 узлов. На сколько частей узлы разделили веревку? (6 частей)

СЛАЙД 27.

- Вдруг откуда-то летит
Маленький Комарик.
И в руке его горит
Маленький фонарик.
Где убийца, где злодей?
Не боюсь его когтей!

- Спасти Муху можно, если верно вставить пропущенные числа в этих выражениях:

СЛАЙД 28.

- Поработайте в группах. На столах у капитанов лежат листочки с выражениями для вашей группы. Работайте дружно и внимательно. Слушайте друг друга и друг другу помогайте.

- Проверьте себя по эталону на экране. Щелчок

- У какой группы решено всё верно? Кто допустил одну ошибку?

- Молодцы! Муха-Цокотуха спасена.

СЛАЙД 29.

- Тут букашки и козявки
Выползают из-под лавки: (Все встают из-за парт)
«Слава, слава Комару - Победителю!» (Говорят хором)

СЛАЙД 30.

Музыканты прибежали, (Бег на месте)
В барабаны застучали
Бом! Бом! Бом! Бом! (Имитируют игру на барабане)

СЛАЙД 31.

Пляшет Муха с Комаром!

СЛАЙД 32.

Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!

СЛАЙД 33.

XII. Итог урока и рефлексия деятельности

- Вот и закончился наш урок-сказка. Он вам понравился?

- Вспомните всё, что было на уроке, какие задания мы выполняли.

- Что нового вы узнали? Чему учились?

- Что вам особенно запомнилось, понравилось?

- В каком задании вы испытали затруднение?

- Спасибо за работу. С вами было интересно работать.

СЛАЙД 34.

- Предлагаю вам оценить свою работу на уроке. (Ученики оценивают жестами свою работу: «хорошо поработал(а)», «не всё получилось», «мне пока сложно»)

XIII. Домашнее задание (по желанию)

Советую вам, ребята, перечитайть сказки К.И.Чуковского. Ведь они учат нас доброму отношению к родным и друзьям, помогают нам развивать в себе лучшие качества: смелость, готовность прийти на помощь, быть опрятным и аккуратным и многим другим важным для человека вещам. Читайте сказки дедушки Корнея и получайте удовольствие!