Конспект урока окружающего мира по теме "Сочетание предметов". 1-й класс. УМК "Школа 2100"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: окружающий мир, УМК «Школа 2100»


Цель: сформировать умение выделять группы различных объектов на основе взаимосвязи предметов.

Формирование УУД

Познавательные УУД

  • Формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций;
  • Формируем умение представлять информацию в виде схемы;
  • Формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
  • Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.
  • Формируем умение устанавливать аналогий;
  • Формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
  • Формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Коммуникативные УУД

  • Формируем умение слушать и понимать других;
  • Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

Регулятивные УУД

  • Формируем умение учиться определять цель деятельности на уроке;
  • Формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;

Личностные УУД

  • Формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила

Оборудование: разрезные карточки с изображением предметов, презентации для самопроверки, кленовые листики разного цвета для рефлексии, учебник, тетрадь, цветные карандаши, детская презентация-проект, картинки для работы в группах (объекты магазина, больницы, детской площадки).

Ход урока

1. Организационный момент

Сегодня у нас гости. Поздоровайтесь.

Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Я хочу вам пожелать
Громко, чётко отвечать,
Удачи в учении,
Улыбок и хорошего настроения!

Улыбнитесь друг другу. Садитесь.

II. Актуализация знаний

- На столах перед вами лежат распечатки с предметами. Переверните лист. Рассмотрите предметы.

- Найдите в каждой строке 1 лишний предмет и обведите его цветным карандашом.

- Проверим, что у вас получилось.

- Какой предмет вы выделили в верхнем ряду? Докажите, почему.

- Какой предмет вы выделили в среднем ряду? Докажите.

- Какой предмет вы выделили в нижнем ряду? Докажите.

Мы выделили три группы предметов: домашние животные, учебные принадлежности и овощи.

III. Создание проблемной ситуации и постановка учебной задачи

У меня на доске ещё одна группа предметов. (голубь, дом, автобус, шоссе)

Рассмотрите их.

- Как назвать эту группу предметов?

- Почему возникло затруднение? (Нам не хватило знаний)

Сегодня на уроке мы будет учиться выделять группы различных предметов.

IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)

Откройте тетрадь на с.15.

Соедините предметы с их изображением на большом рисунке.

Поработайте в парах. Сравните свои работы.

Назовите предметы.

- Все предметы поместили в одну комнату.

- Как можно назвать комнату с такими предметами?

Шепните это название своему соседу.

- У кого ответы совпали?

Назовите ответ.

(Класс)

Закройте тетради, отложите их.

Физминутка для глаз.

V. Первичное закрепление

А теперь поработаем в группах.

1 группа - 1 ряд и т.д.

Каждой группе я дам изображения предметов. Обсудите, как можно назвать место, которое их всех объединяет. Выберите отвечающего. Время работы - 2 минуты.

Проверка фронтальная с изображениями на доске.

Первая группа: назовите предметы, назовите место. (Магазин)

Вторая группа:

…(больница)

Третья группа:

…(детская площадка)

Вывод: сочетания предметов могут нам указать на определённое место.

Работа по учебнику

Откройте учебник на с.44.

- На каком рисунке изображён город, а на каком - село?

- Мальчики нам скажут, какие предметы помогли им определить, что на верхнем рисунке город?

- Девочки нам скажут, какие предметы помогли им определить, что на нижнем рисунке село?

- Видели ли вы рядом с многоэтажными домами и троллейбусами коров и кур?

- Почему?

- Какой вывод можете сделать?

По сочетанию предметов мы можем определить место, где они находятся.

- Сравним свой вывод с выводом в учебнике. Прочитайте его на с. 45.

- Совпали ли наши выводы?

- Что вам помогло сделать вывод? (Свой жизненный опыт.)

Физминутка для туловища.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

Рассмотрите картинки в учебнике на с.45.

Сейчас вы поработаете самостоятельно.

На столе лежат конверты с карточками. Вы должны разложить эти карточки на картинки по месту их нахождения.

Подумайте, как можно назвать каждое из этих мест.

Проверим мы с вами вашу работу по интерактивной доске. Время на работу 2 минуты.

  • Класс (мелки, указка, глобус)
  • Комната (картина, шторы, шкаф)
  • Лес (дятел, ель, лось)
  • Луг (пустой)

Проверьте так ли вы распределили карточки. (по доске)

Встаньте, кто правильно распределил все объекты.

Закройте учебники.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение

На лугу тоже можно встретить много интересного, если очень хорошо присмотреться.

У нас есть наблюдательная девочка, которая познакомит нас с обитателями луга.

Презентация Насекомые (Дусак Ксения.)

Я расскажу вам об обитателях луга. Они очень маленькие, но каждый из них очень интересен.

Слайд 1

Это бабочка. Бабочки пробуют вкус пищи при помощи задних лапок. А цвет их крыльев создается крошечными чешуйками, которые отражают свет.

Слайд 2

Это божья коровка. Она маленькая, но способна защищаться. Если сдавить её тельце, она начинает выделять яд, который обжигает горло поймавшей её птице. Птица навсегда запоминает яркую окраску и уже больше никогда не охотится на малышку.

Слайд 3

Это кузнечик. Орган слуха у него расположен на передних ногах, а кровь у кузнечика белого цвета.

Слайд 4

Это стрекоза. Она живет 24 часа. Стрекозы - самые быстролетающие. Скорость их движения достигает 57 км/ч.

Слайд 5

Живые существа с самым большим мозгом по отношению к телу это муравьи. А ещё муравьи никогда не спят.

А теперь я хочу задать вам вопрос?

Как одним словом, мы можем назвать всех этих животных?

Слайд 6

Насекомые - это первые живые существа, которые появились на Земле.

- Где мы встретили этих насекомых? (На лугу)

Вывод: сочетания предметов могут нам указать на определённое место.

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока)

- А теперь вернёмся к нашей проблеме.

- Кто сейчас сможет нам сказать, что объединяет эти объекты и как называется место, где мы их можем встретить.

Вывод: сегодня на уроке мы учились выделять группы различных предметов.

- Научились мы это делать?

У вас на столе кленовые листочки разного цвета. Кто сегодня всё хорошо понял и может объяснить другому, возьмите зелёный листок, кому было трудно, возьмите красный листок.

Поднимите листочки, покажите их мне и ребятам.

Я вижу, что зелёных листочков больше. Молодцы. Кому было трудно не расстраивайтесь, завтра мы продолжим работу над этой темой на следующем уроке.

Спасибо, урок окончен.