Конспект открытого занятия с использованием мнемотехники в подготовительной группе по теме «Весна! Весне дорогу»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: весна, мнемотаблицы


Цель занятия: обучение связному последовательному рассказу с наглядной основой в виде графических схем, отражающих последовательность событий.

Задачи:

  • Развивать связную монологическую речь.
  • Закреплять с детьми характерные признаки весны, упражнять в подборе прилагательных к существительным, упражнять в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
  • Развивать мелкую моторику рук путём различных движений и упражнений
  • Формировать умение регулировать силу голоса при произнесении гласных звуков. Развивать интонационную выразительность речи, дыхание (ЗКР)
  • Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к родной природе, развивать навыки экспериментирования, формировать навык сотрудничества, развивать инициативу и самостоятельность.

Ход занятия

Воспитатель: Нам сегодня в детский сад пришло необычное письмо и посылка с надписью «Детям 4 группы Пчелки ». Письмо и посылка пришли от доброй феи. Но я не стала открывать их без вас, а сейчас мы все в сборе. Откроем и посмотрим, что же в посылке. Посмотрите, здесь книга. Хотите узнать, что за сказка там спряталась? (Да) Давайте посмотрим! (Воспитатель предлагает всем сесть и читает сказку).

Жили-были на свете четыре сестры. А звали их Зима, Весна, Лето и Осень. И был у них отец Год и 12 братьев месяцев. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца - Зима, три месяца - Весна, три месяца - Лето и три месяца - Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступать место Весне.

Королева зима была очень сурова. Она любила разгонять по свету холодные ветра, суровые холода, снег и стужу. В то время когда в гости к отцу Году приходила дочь Зима- природа спала. А дружила Зима с тремя братьями месяцами. Это были декабрь, январь и февраль. Зима укутывала спящие деревья в снежные шубы, покрывала реки толстым льдом.Грустили под снежным покрывалом растения. Птицы переставали петь песни. Люди устали от холода. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не печальтесь! У меня есть чудо, которое поможет победить холод».

Воспитатель: Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван. Но у нас есть ещё конверт, а в конверте лежат карточки, на которых нарисованы лампочка, костер и солнце. Как вы думаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне? (Солнце) Действительно, солнце - самое большое и доброе чудо. А еще оно какое?

Что можно сказать про солнышко? Какое оно? (доброе, теплое, ласковое, улыбчивое, радостное)

Кому нужно солнышко? (детям, взрослым, зверям, птицам, растениям, деревьям)

Воспитатель: Послушайте, далеко за морями, за горами, живут ветры

  • Северный - холодный, колючий (у-у-у)
  • Южный - теплый, ласковый (и-и-и)
  • Восточный - пробуждающийся (а-а-а)
  • Западный - затихающий, спокойный, (о-о-о)

Сейчас мы с вами поиграем, вы маленькие ветерки и будете произносить звуки, когда я вам покажу символ ветра (дети выполняют задания)

Воспитатель: Налетел ветерок, солнышко изменилось. Какое оно? (грустное хмурое, невеселое, печальное и т.д.)

Почему солнышко нахмурилось? (тучки закрыли его)

Воспитатель: Давайте поможем солнышку, разгоним тучки на небе. Давайте подуем на тучки (вдох носом - выдох ртом, вдох ртом - выдох ртом).

Ничего у нас с вами не получается. Для того чтобы прогнать тучки, нам нужно выполнить задания.

Воспитатель: Задание первое. Игра «Скажи наоборот»

Цель: развивать умение подбирать антонимы.

Воспитатель: Ребята, сейчас я вам буду говорить словосочетания о зиме, а вы мне будете называть словосочетания о весне с противоположным значением, а чтобы нам легче было выполнить задание, весна отправила нам свой солнечный мячик:

  • Зима ушла, а весна - …- пришла.
  • Зимой снег белый, а весной - …-серый
  • Зима холодная, а весна - …- тёплая.
  • Зимой солнце не греет, а весной - …- греет.
  • Зимой сугробы высокие, а весной - … - низкие.
  • Зимой небо серое, а весной - … - голубое.
  • Зимой лед толстый, а весной -… - тонкий.
  • Зимой солнце низкое, а весной - …- высокое.
  • Зимой день короткий, а весной -… - длинный.
  • Зимой ветер холодный, а весной -… - теплый.
  • Зимой птицы поют тихо, а весной -…-….- громко.

Воспитатель: Все правильно ответили, молодцы!(Дети садятся на стульчики).

Воспитатель: И с этим заданием мы справились легко. Молодцы ребята!

Ребята, посмотрите, одна тучка исчезла, но другие ещё остались. Значит, мы должны выполнить ещё задание, чтобы освободить солнышко. Для этого мы с вами вспомним признаки весны (мнемотаблица с изображением примет весны), а таблица нам поможет.

Дети: Пришла весна. Солнце стало пригревать и светить ярче, чем зимой. На солнце начали таять сосульки, зазвенела капель.

Воспитатель: А что же было дальше?

Дети. Начал таять снег, потекли ручьи, на реках начался ледоход. Появились первые цветы.

Воспитатель: Ребята, как называются первые весенние цветы? Назовите их. (подснежник, мать-и-мачеха, медуница, ландыш и т.д.)

Воспитатель: Молодцы. А что же было дальше?

Дети: Вода напоила землю, на деревьях набухли почки, начали распускаться листья. Появились насекомые. Какие? (Бабочки, муравьи, комары, божьи коровки). Прилетели с юга птицы.

Воспитатель: Как называются птицы, которые осенью улетают, а весной возвращаются? (Перелётные). Каких перелётных птиц вы знаете? Чем занимаются птицы, когда возвращаются домой?

Воспитатель:- А сейчас я предлагаю игру на внимание «Весенние слова». Если слово, которое я назову «весеннее», то нужно хлопнуть в ладоши, а если нет-потопать ногами. (Январь, тепло, снегопад, капель, весна, мороз, грачи, ручьи, проталина, метель, сугробы, скворечник, подснежник, стужа, март, новый год)

Воспитатель: - Ребята, посмотрит, ещё одна тучка улетела. Это значит, что мы с вами справились с заданием.

Воспитатель: - Ой ребята, смотрите, а сундук почему-то потёк? Надо посмотреть что там. (Открывают, а там стакан с водой и рисунком сосульки.)

Воспитатель: - Весна прислала нам сосульку, но она, к сожалению, растаяла. Скажите, почему сосулька растаяла?

Воспитатель: Весной начинается посадка семян, чтобы с приходом лета, можно было высадить эту рассаду на цветочные клумбы. Я приготовила вам землю, в которую вы посадите сейчас семена цветов.

(Каждый ребенок сажает несколько семян цветов, и поливают водой из растаявшей льдинки. Посадки ставят на подоконник).

Воспитатель: Посмотрите, мы с вами разогнали все тучки на небе. Обратите внимание на солнышко. Дети, как вы думаете, почему Солнышко нам улыбается?

Воспитатель: Так в чем же главная причина того, что за зимой обязательно приходит весна? (Солнце поднимается выше, свети ярче и сильнее). Хочу пригласить всех пройти на лужайку и сесть в кружок.

Скажите, вы любите весну? Сейчас вы расскажете, за что любите весну.

Воспитатель: Посмотрите, что у нас получилось? (солнышко) А вы его добрые и умные лучики, от которых всем тепло и радостно.