Разработка урока музыки в 5-м классе "Звать через прошлое к настоящему"

Разделы: Музыка

Класс: 5

Ключевые слова: музыка, Александр Невский


Цель урока: сопоставить образ Александра Невского в музыке и изобразительном искусстве через триптих П.Корина и кантату С.Прокофьева. способствовать эмоциональному проживанию исторических событий и судеб защитников Отечества.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Знакомство с кантатой, как музыкальным произведением торжественного или лирико-эпического характера, состоящим из нескольких законченных номеров и исполняемым певцами-солистами, хором в сопровождении оркестра;
  • Укрепление понимания взаимосвязи и взаимопроникновения различных видов искусств (музыки, литературы, живописи и киноискусства)

Воспитательные:

  • Приобщение детей к сокровищам отечественной музыкальной классики, воспевающей силу и мощь русского народа;
  • Создание эмоционально-положительной, творческой атмосферы на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся.

Развивающие:

  • Формирование музыкального вкуса, умения слушать и анализировать фрагменты кантаты;
  • Расширить кругозор учащихся через знакомство с новым произведением.

Методы:

  • Рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (рассматривание слайдов, слушание музыки, просмотр видеофрагментов);
  • Анализ музыкальных фрагментов, формулирование выводов в ходе беседы;

Оборудование: Компьютер, фонохрестоматия музыкального материала для 5 класса, музыкальные словари эмоций.

Ожидаемый результат:

  • Знать и понимать термины "кантата","триптих».
  • Понимать важность музыки в жизни человека.
  • Оценивать эмоциональный характер музыки, определять средства музыкальной выразительности.
  • Уметь применять знания в жизни.

Тип урока: комбинированый.

Музыкальный материал:

  • Кантата "Александр Невский" С.С.Прокофьева
  • Песнь А.Невского
  • "Ледовое побоище"
  • "Вставайте, люди русские»

Оборудование:

  • Аудио- и видеозаписи сцен из кантаты "Александр Невский"
  • Иллюстрации к кантате "Александр Невский"
  • Музыкальный инструмент

Ход урока

1. Организационный момент

- Приветствие детей. Этический заряд учащихся.

Учитель: Добрый день, ребята. Я рада приветствовать вас на очередном уроке музыки. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, поприветствуем гостей аплодисментами.

2. Этап мотивации и актуализации знаний

- Ролик видео с кадрами нашествия фашистов на русскую землю.

Музыка С.С. Прокофьева из кантаты "Александр Невский", "Скок свиньи".

У. - Ребята, какие чувства вызвали у вас эти кадры?

Почему?

- Музыка какого характера сопровождала эти кадры?

- Действительно, это кадры, рассказывающие о нападении на нашу страну иноземных захватчиков.

В 1939 году началась Вторая мировая война, по всей Европе шагали гитлеровские фашисты, которые без особых усилий захватывали новые и новые города и страны, и вот без объявления войны они вторглись и на нашу Родину.

Пикрепить на доску 1941-1945

- В каком году началась Великая отечественная война? (1941)

- А в каком году закончилась? (1945)

Верно! Русские люди переломили хребет фашистской армии, огромной ценой и благодаря народу-герою и вере в Победу!

3. Постановка учебной задачи урока

- Русским людям не раз приходилось защищать Родину с оружием в руках. Много героев прославилось в этих сражениях. Сегодня мы поговорим об одном из таких героев. По моему описанию попробуйте догадаться, кто это?

Как говорят летописи: "... Сей великий князь побеждал всюду, а непобедим был никем же...".

Человек этот известен нам как великий полководец, защитник Родины.

Он был очень молод, когда возглавил русское войско, оборонявшее Русь сначала против шведских завоевателей, а потом против немецких воинов - крестоносцев.

Церковью был канонизирован (причислен к лику святых).

Кто догадался, о каком князе идет речь? (Ответы детей)

Много военных подвигов совершил новгородский князь Александр Ярославич. Его войско героически сражалось со шведами на Неве-реке. За победу над врагом прозвал народ великого князя Невским.

Вскоре после Невской битвы на Русь двинулись отряды немецких рыцарей-крестоносцев. Весной 1242 года на Чудском озере разыгралось кровавое побоище.

Прикрепить на доску дату 1242

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Ледовая битва» до сл. 33.

У: Ребята, как вы думаете. Почему в начале нашего урока мы говорили о событиях , которые произошли в 20 веке, мы вспомнили о событиях века 13-го?

- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (о связи времен)
Слайд 1

Сообщение темы урока "Звать через прошлое к настоящему".

Ничто так не показывает наглядно связь прошлого и настоящего, неразрывную связь времен, как искусство.

Слайд 2. Триптих П.Корина «Александр Невский»

Павел Корин написал этот триптих в годы ВОВ, когда во всей стране шли кровавые сражения с фашистами (1942-1943 год)!!!

У: Что необычного в этой картине? (ответы детей)

У: Из скольких частей она состоит? (3 части)

У: Давайте попробуем с вами объяснить значение термина ТРИПТИХ…

У: Что вы слышите? (цифру три)

Слайд 3. Триптих - (от греч. triptychos - сложенный втрое), Произведение искусства из трех картин, рисунков, рельефов, объединенных общей идеей или темой.

Общее название триптиха - «Александр Невский». Левая часть - «Северная баллада», правая часть - «Старинный сказ». центр - «Александр Невский».

Слайд 4

- Почему фигура Александра Невского занимает центральную часть?

- Что у него в руках?

- Где он стоит?

- Куда устремлен взгляд князя? (ответы детей)

А.Невский, сжимая рукоять меча, в латах, будто весь выкованный из стали, стоит на берегу Волхова, возвышаясь над старинным собором. За его спиной - верная дружина, а за плечами - чёрный стяг с изображением Спаса «Ярое Око». Взгляд князя, суровый, сосредоточенный, устремлён в сторону врага. Кольчугу, латы и шлем художник писал с натуры в историческом музее. Описание великокняжеского стяга он нашёл в летописях. Хотя Александру Невскому в момент битвы с тевтонцами было всего 23 года, художник изобразил воина далеко не юным.

Слайд 5

В «Северной балладе» - русский крестьянин, вытянув вперед руку, словно преграждает дорогу врагу; рядом - русская женщина с выражением непреклонной воли на прекрасном лице. Вокруг - суровая северная природа.

Слайд 6

В «Старинном сказе» - сказительница, сказитель, готовые запечатлеть в своих песнях-сказах величие и трагизм событий той поры, и «ушкуйник» - не то разбойник, не то богатырь. А кругом - та же суровая русская природа.

Слайд 7

Но как бы детально ни описывали мы полотна, составляющие триптих Корина, все это будет лишь описанием их внешней стороны, поверхности. А попробуем заглянуть в их сердцевину, во внутреннюю их сущность.

Слайд 8

И поможет нам в этом ДВА не менее выдающихся произведения советского искусства, посвященных той же теме и носящих то же название: «Александр Невский» - кинофильм Сергея Эйзенштейна и «Александр Невский» - кантата для солистов, хора и большого симфонического оркестра Сергея Прокофьева.

Слово "кантата" вам уже знакомо. Давайте вспомним, какое произведение называют кантатой?

Слайд 9

(ответы детей )

Кантата - произведение для солистов, хора и оркестра обычно героического и торжественного характера.

Данная кантата была написана на основе музыки к к/ф режиссера Сергея Эйзенштейна "Александр Невский".

Два гениальных советских мастера создали свои произведения в ту пору, когда гитлеровский фашизм уже начал свое варварское вторжение в страны Европы и угроза фашистского нашествия нависла над всем миром. Фильм был создан в 1938 году, кантата - в 1939. Они прозвучали как решительное предостережение, как грозное напоминание о том, что ждет врага, который решится напасть на нашу Родину.

Слайд 10

В кантате 7 частей, каждая из которых рассказывает слушателям о каком - то определенном событии.,

Слайд 11

Одна из них называется Песнь об Александре Невском. Сейчас вы услышите ее фрагмент.

Слайд 12

А и было дело на Неве-реке,
На Неве-реке, на большой воде.
Там рубили мы злое воинство,
Злое воинство, войско шведское...

Подумайте, каким перед вами предстает А.Невский в этой музыке?

Определите его музыкальный портрет.

Слайд 13

Песнь об Александре Невском - Слушание.

- Каков характер прозвучавшей музыки?

повествовательная, величавая, размеренная, похожа на древнерусскую былину, распев разносится далеко над просторами русской земли.

- Каким предстал А. Невский перед вами, каким вы его видите в музыке? мужественным, сильным, надежным, уверенным защитником - богатырем.

Созвучный ли этот образ с образом, созданным художником Павлом Кориным в своем триптихе «Александр Невский»?

Учитель: В образе Александра Невского представлен весь народ, все герои, которые защищали и защищают нашу Родину.

Давайте прослушаем еще один отрывок из кантаты.

А после прослушивания вы ответите на вопросы.

Отрывок из фильма «Вставайте, люди русские»

- Какая песня по характеру? Ребята, а вы услышали музыку русского призыва?

- На что оно похоже? (звон колоколов - набат)

- Что такое набат? (Набат - сигнальный, тревожный звон в один колокол, отличающийся от обычных колоколов более пронзительным звучанием. Слыша его, люди понимали, что нужно отложить все дела и объединиться для принятия решения или срочной помощи, будь то пожар или замеченные поблизости враги)

Слайд 14

Учитель: Это мелодия хора «Вставайте, люди русские».

Этот хор - знаменитая патриотическая русская песня, призыв к защите родной земли. Александр бросил клич, и словно из-под земли вырастают новые русские воины. Простые, мирные люди брали в руки оружие и вставали в ряды защитников. В лихие времена - каждый воин. Это правило действует всегда, в любую эпоху. Если Родина в опасности, люди объединяются и выступают на ее защиту.

Учитель: Еще раз вслушаемся в музыку вступления к хору и попробуем передать (изобразить) движением руки характер звучания набатного колокола.
Дети выполняют упражнение (маршируют, физминутка)

4. Обратимся к другой части кантаты

Она называется «Ледовое побоище». В ней Прокофьев представляет два войска, каждому из них он написал свою музыку, свою тему.

Я предлагаю вам послушать фрагменты кантаты и определить музыкальную характеристику войска немецких рыцарей и войска русских воинов.

/на партах- словарь эстетических эмоций - для характеристики музыки/

Ваша задача - узнать, чья это музыка.

Слушание темы крестоносцев, часть 5, не называя.

Как вы считаете, какой лагерь характеризует эта музыка? Какое войско?

- Близка ли нам эта мелодия? Родная она нам? Почему?

(ответы детей)

- Холодная, злая, как будто неживая.

- Механический шаг, монотонное пение.

- Это не родная нам музыка, за ней скрываются злые лица завоевателей.

Прикрепить эмоции

Для того, чтобы подчеркнуть чужеродность этой музыки, композитор за основу взял церковное песнопение - хорал. Это католическое песнопение. Крестоносцы были католиками.

А Русь - страна православная. Одной из причин нападения на нашу страну немецких рыцарей было желание сделать - Русь католической страной. Поэтому С.Прокофьев и написал для темы нападения католический хорал и специально искал такой тембр, который был бы неприятен для русского уха.

- В кантате в противовес теме крестоносцев, как бы в ответ ей, звучит другая тема, тема русской конницы.

Слушание темы русского призыва, русской конницы

- Похожа она на тему завоевателей? Какая она?

(ответы детей)

- Тема русской конницы - полетная, она живая, быстрая, можно сказать лихая или залихватская, удалая, веселая, похожа немного на русскую плясовую.

Прикрепить эмоции

- А как вы думаете, как музыка может нарисовать нам картину битвы?

- Как же С.Прокофьев описал борьбу немецких рыцарей и русского войска?

Давайте послушаем. «Ледовое побоище»

Вызывается 2-4 человека - предводителей крестоносцев и русских воинов, снаряжение- шлемы и флаги.

На столах лежат изображения рыцарей-крестоносцев и русских воинов. Сейчас мы послушаем этот фрагмент еще раз. Когда вы услышите вступление темы немецких рыцарей, вы поднимите их картинку, когда тему русской конницы, - нашу.

Тема битвы

- Что произошло с темами в музыке? Они перемешались. Мы слышим столкновение этих тем, их борьбу .Одна тема одолевает другую. Прокофьев сталкивает две непримиримые силы, в споре которых решается судьба не только Руси, но и судьбы православия.

- Кто победил в этой битве?

- Перед битвой он пошел в церковь и молился Богу о защите родной земли, а затем, ободряя свою дружину, он сказал: "Не в силе Бог, а в правде!" И войско пошло за ним.

Фрагмент фильма С.Эйзенштейна «Кто с мечом….»

Какие слова Александра Невского знает каждый человек? (Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет).

Кантата и фильм были созданы как раз перед ВОВ. Эти произведения служили предупреждением нашим врагам: «Кто на Русь придет, будет насмерть бит». И, в тоже время, они воодушевляли наш народ. Фильм часто показывали на фронте, чтобы поддерживать боевой дух солдат.

- А смог ли Александр победить один? Один в поле не воин!

ПЕСНЯ, которую мы сегодня продолжим изучать «Баллада о солдате» посвящена не одному конкретному солдату, а всем солдатам, которые защищали свою Родину.

Вот теперь ответьте на вопрос:, события какой эпохи вдохновили художника П.Корина на написание триптиха? А кантата и фильм? Ну, конечно! События сороковых годов 20, а не 13 века.

Видите, как в искусстве сложно и интересно получается: сюжет, произведения заимствованы из событий 13 века, а само произведение всем своим существом, всем духом своим связано с 20 веком.

Как вы думаете, можно ли считать А.Невского символом вдохновения для защитников Донецкого края? Можем ли мы назвать Александра Невского символом Победы? Почему?

- Потому, что он соединил в себе такие качества:

  • Он защитник, он любит свою Родину.
  • Он талантливый полководец, у него надежное войско.
  • Его любил народ, верил ему, шел за ним.
  • Он - Святой земли русской, а, значит, образец для подражания
  • Он - победитель и для нашего донецкого народа. Я думаю он является символом Победы!

Ребята, как вы понимаете эти слова М.Мусоргского?

Ничто так не показывает наглядно связь прошлого и настоящего, неразрывную связь времен, как искусство.

Проверка, как усвоен новый материал.

/можно провести тест слайлы 16-22

5. Рефлексия

Закончите предложение:

  • Я узнал(а)...
  • Новые знания мне пригодятся...
  • Какие качества героя сегодняшнего урока вы хотели бы воспитать у себя?
  • Что ярче всего запомнилось вам из кантаты "Александр Невский"?

Прикрепляют звездочки к красному и черному щиту, в зависимости от эмоций. Которые они получили на уроке.