Парадигма роста компетентности и концептуального мышления личности

Разделы: Математика, Инклюзивное образование, Дополнительное образование


Образование

В школе закладывается культура мастеров своего дела,
и ростки нового нужно бережно прививать.

На современном этапе общественного бытия возникают противоречия между возрастающими требованиями к индивидуальному интеллекту и духовности человека и низким уровнем качества образования [1], что наглядно видно на масс-медиа и страницах рекламного интернета.

С чем это связано? С активизацией общественной жизни и общественного сознания в целом. Для молодых людей важнее знание, которое можно использовать здесь и сейчас, чем знание о мире вообще. Поэтому сама жизнь ставит проблему формирование уже в средней школе будущего специалиста.

Возникает проблема формирования ориентиров развития для выбора пути современного молодого человека. И эта проблема решается в средней и высшей школе с использованием известных парадигм образования. Существует четыре известных педагогических парадигмы: традиционная, андрологическая, акмеологическая и коммуникативная [2].

В традиционной педагогической парадигме существует примат воспитателя над воспитуемым, главенствует авторитет учителя или родителя, которые диктуют ребёнку правила поведения, дают задания, поручения и их необходимо выполнять - обычная работа на уроке. Необходимо выполнять программу, поэтому есть настрой:

Долг превыше всего

Такой настрой создают учителя и родители. Ребёнок это чувствует и, если имеет пропуски или не успевает, то с неудовольствием ходит в школу, так как знает, что ничего хорошего их этого не выйдет. И противоречивое чувство может приводить его к состоянию пониженного тонуса, а иногда и - депрессии.

Главное противоречие этой парадигмы заключается в том, что, говоря в обществе о свободе и демократии, на уроках насаждаются принуждение и авторитарность. Педагогом в такой системе может стать любой знающий предмет человек, способный тем или иным способом утвердить свой авторитет, в обществе создаётся незримое внешне напряжение.

Согласно андрологической парадигме, воспитуемый осознает процесс воспитания, ставит себе цели и достигает их. Начало этой парадигме дали педагоги Ш.А.Амонашвили, Е.Н.Ильин, В.Ф.Шаталов, развивающие педагогику сотрудничества учителя и ученика, активизирующие эмоциональную и интеллектуальную сферы сознания и направляющие её в русло творческого начала.

Наиболее часто эта парадигма применяется в спорте. Тренеру в такой системе отводится роль наставника, который должен поддержать, подтолкнуть подопечного на пути роста мастерства. Во время тренировок тренером ставятся, которые должен решать воспитанник.

Противоречие данной парадигмы состоит в способах достижения цели. Для того, чтобы у воспитуемого сформировалась какая-либо цель, необходимо как минимум сформировать ему пространство выбора цели. А для того, чтобы совершить выбор, следует представлять все то, из чего приходится выбирать. Данная ситуация реализуется, когда решается какая задача, где есть несколько вариантов решения. Следует заметить, что данная парадигма применяется в основном в высшем образовании [3], так что под воспитанием в данном случае понимается получение образования.

Требования к преподавателю в этом случае возрастают. Необходим учет индивидуальных особенностей студентов, понимание того, что каждый из них будет использовать (или не использовать) преподаваемые знания и умения по-своему. Далеко не каждый специалист способен быть педагогом в данном качестве. Однако авторы [6] используют принцип сочетания дифференцированного, индивидуального и комплексного подходов в воспитании, ориентируясь на конкретный, индивидуальный исходный уровень воспитанности и культуры студента.

Важно не только
Задания выполнять,
Важно в проблемах разбираться
И компетентность являть.

В девяностых годах прошлого века приставку "акме" стали рассматривать как вершину (высшую степень достижения чего-нибудь) развития человека на основе полной реализации его способностей и возможностей, что привело к появлению такого направления, как профессиональная акмеология. Акмеологическая парадигма стремится найти индивидуальный подход к каждому учащемуся или студенту. Но при этом оно должен работать над собой, над развитием своей личности.

Само актуализация - это деятельность человека по наиболее полной реализации своего умственного или эстетического потенциала, достижению вершины своих возможностей. Впервые о само актуализованной личности заговорил А. Маслоу в теории потребностей [4]. В этом случае, как результат этой деятельности, так и путь к вершине, и шкалы для измерения, достигнутого на этом пути не могут назначаться обществом: они являются продуктом деятельности и функцией возможностей самого учащегося или студента, избравшего для своего развития путь само актуализации.

Чтоб высшей ступени
Достигнуть в деяниях,
Нужно организующая
Сила сознания.

Такой организующей силой и является учитель, который вместе с учащимся активизирует его умственные и интеллектуальные способности.

Концепция коммуникативной парадигмы предусматривает общение и взаимное совершенствование группы учащихся или студентов из одной предметной области, примерно одинаковых по уровню развития.[3]. Но это узкий подход, так как коммуникация предусматривает использование любых источников информации: книг, учебников, Интернет-ресурсы, а также собственные наработки или когнитивные схемы.

Не только принцип опоры на коллектив на коллектив должен использоваться для возникновения общественного сознания, но - внутренняя мыслительная и духовная работа самого индивида со своим внутренним миром. Из этого принципа выросла целая плеяда педагогов, проповедующих идеи гуманизма.[5] Так А.С.Макаренко определял коллектив, как «целеустремлённый комплекс личностей», и во главу угла ставился коллектив, влияющий на самосознание личности. Не поддерживал этот подход В.А.Сухомлинский, который считал, что прежде надо воспитывать духовную личность и на этой основе создавать и сплачивать коллектив через осо чувствование ценностей личностного бытия. И гуманистическое направление направлено не столько на социально ориентированное обучение, сколько на развитие личности учащегося или студента.

Наше время характеризуется динамичностью происходящих в нём социальных процессов. И представленные парадигмы лишь частично вписываются в портрет современного мастера-специалиста. Чтобы успешно адаптироваться к ним, в государстве разработана система стандартов (ФГОС), которая призвана формировать должные компетенции учащихся и студентов. Компетенция - это черта само организованной личности видеть главные направления при решении вопроса или проблемы. А компетентность - это способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в различных проблемных профессиональных и сложных жизненных ситуациях.

Чтобы развить в себе возможности и быть компетентным в некотором вопросе, нужно желание - стать мастером или специалистом. Это желание возникает из осознания значимости данного вопроса для круга людей или общественной жизни и чувство знания смысла деятельности для экзистенции, как сущности своего внутреннего бытия. И главная задача человека, по мнению [6],состоит в воспитании и совершенствовании своей личности и своего «Я». И, хотя, личность - понятие многогранное, в основе его лежит воля, как одна из граней сущности выражение экзистенции.

Если представить три уровня сознания: над сознания, сознание и под сознание, то наряду с волей на тонком плане существует структура, определяющая экзистенцию личности.

Рис. 1. Структура экзистенции личности на уровнях сознания.
Э - эмоция, С - сознание, Д - действие.

Из рис.1 видно, что воля активизирует желание и мысль, а само - намерение и мотив. Если на человека действует внешний фактор, то включается эмоция, которая направлена на волю и само (гипоталамус) подсознания, и это приводит к активности сознание, ориентируя его на реальное действие. Желание активизирует мотив, а намерение - мысль. Если же человек включается в деятельность, то нужен мотив в желании, активизирующий его волю. Основанием для этого является намерение, активное действие или работа.

Откуда вытекает намерение? Намерение вытекает из целеполагания и нормальной деятельности, которая направлена в будущее. И получается формула духовного настроя:

Волю в активность,
Эмоцию в действие, (1)
Желание в мотив,
Намерение в мысль.

Действие будет значимым, когда эмоция, мысль и мотив слагаются в экзистенции и становятся единым потоком движения внутреннего мира человека. Такое состояние реализуется в результате настроя и повышенного тонуса организма учащегося.

Учитель-педагог должен всегда иметь цель в сознании и хорошо представлять конечный результат своей работы. Так как общество не стоит на месте, то педагог разрабатывает новые воспитательные цели и - методы их достижения, соответствующих современным требованиям общества [7]. И время выявляет необходимость воспитания компетентного, активного человека, стремящегося жить в новых, непрерывно меняющихся условиях.

Что делает педагог на занятии? Он представляет материал или проводит презентацию и даёт задания в форме задач или вопросов. А, что делает учащийся?
Изобразим это в виде матрицы сознания:

Рис. 2. Схема восприятия материала учащимся.

Предположим ему необходимо решать некоторую задачу. Для решения задач нужно развивать в себе понимание умом в тексте главного положения, в задаче - важного правила, закона или понятия для того, чтобы найти подход к решению, а затем провести анализ задания и сделать обобщение в форме вывода или мысли. Для лучшего восприятия сформулируем правило 4П: понятие, представление, понимание, порядок.

  • Понятие отвечает на вопрос, что за предмет или явление?
  • Представление - из каких элементов он (оно) состоит?
  • Понимание - какими свойствами обладает?
  • Порядок - как относится или взаимодействует с другими предметами или явлениями?

Понятия в ходе мышления выступают, как образы, сопоставляемые с действительностью и связанные с образованием высказываний и оценкой истинности или ложности [8]. Так во время чтения математической задачи, учащийся должен перевести данные условий на математический язык. И здесь чаще всего возникают затруднения, так как не все чётко помнят определения, поэтому возникает непонимание, как решать задачу.

Представления по сравнению с понятиями имеют более наглядный символический образ. Представления могут быть выражены в виде рисунка, схемы, диаграммы и т.д. Наглядные представления способствуют лучшему восприятию материала и широко используются учителями в ходе презентации. А вот при решении задачи необходимо учиться выражать суть отношений задачи в форме понятного представления.

Вопросы понимания при решении задач рассмотрены нами ранее [9]. В статье показано, что внутренняя структура понимания в ходе анализа и логического поиска решения задачи может быть представлена на следующих уровнях:

  • выделения основных или базовых понятий,
  • путём дескриптивных и конструктивных определений,
  • конструктивной формой представления исходных данных условия задачи,
  • организацией порядка действий и ориентацией сознания при помощи вопросов.

Итак, мы можем записать формулу активизации мышления:

Знание в - представление,
Понятие в - определение, (2)
Понимание в - преобразование,
Порядок в - путь решения.

Данная формула показывает ориентацию ума и линию сознания в ходе мыслительной деятельности учащегося.

Следующим этапом является развитие логического мышления и компетенции в ходе решения задач и проблем. И для начала зададим вопрос: чем отличается учитель от ученика, специалист от новичка при решении задачи? Прежде всего, тем, что специалист знает, какую информацию и где искать для её решения? Далее специалист видит или ход решения или начало решения проблемы. Данное видение идёт из системы, которая сложилась в сознании в результате практического использования фундаментальных или основополагающих знаний. Эта система позволяет организовать целенаправленный процесс поиска отсутствующей информации или данных.

Компетентность напрямую зависит от вида мышления. В зависимости от вида мышления мы можем расширять границы нашего сознания или повышать горизонт восприятия, углублять его или ориентировать в определённом направлении.

Данные процессы зависят от стоящей перед нами проблемы. Проблему бытия человека можно рассматривать с позиции адаптации к окружающей среде, а можно поставить в общем, как переход от прошлого в будущее. И в том и другом случае нужно сформулировать принцип, на основе которого будет происходить решение проблемы.

Для адаптации можно использовать принцип Лё Шателье [10]. Если первоначальные условия изменяются, то равновесие смещается в направлении, способствующем восстановлению первоначального состояния системы. Для перехода от прошлого к будущему, от проблемы к решению, от мысли к действию, можно использовать принцип креста [11]: при направлении сознания человека в будущее идея находится на пересечении процессов: движения, становления, роста и развития таким образом, что при устремлении к цели мысль представляет собой движитель сознания.

Но наряду с принципом, управляет мышлением и концепт, как совокупность правил, определений, понятий, управляющих процессом мышления. Так концептом является понятие: ряд чисел, который отражает множество предметов. И учащийся, решая задачи о сложении или умножении, фактически использует это понятие. Концептом является конструктивное определение пропорции или площади треугольника.

Таким образом, мы можем записать формулу роста компетентности:

Выбор нужной информации,
От системы к организации, (3)
Мысль ясная в управлении,
Концепты в логике мышления.

Применяя те или иные концепты, учащийся развивает в себе концептуальное мышление. Концептуальность - это система взглядов и представлений, управляющие порядком или логикой мышления при решении проблем. Здесь при решении задач нужно ввести новые понятия, которые повышают не только компетентность, но и уровень ума учащегося, и переход его к интеллекту. И в этой ситуации активизирует процесс мышления учитель.

Рассмотрим, в каких случаях необходим интеллект? В задачах с неполными или скрытыми исходными данными, где есть несколько путей или возможностей решения проблемы. Такого рода трудные задачи по математике или физике встречаются при сдаче выпускных экзаменов в школе. Для решения целого класса задач нужны специальные методы, приёмы, способы преобразования, а геометрии - новые построения, теоремы и формулы, которые называют мета понятиями. Когда эти мета понятия связаны друг с другом и используются для решения задачи, то у человека может возникать новый центр - центр интеллекта, умеющий отыскать нужный путь решения. Росту интеллекта способствует обобщение поиска в качестве логического вывода.

Управляют интеллектом метапонятия, которые на Руси называли - ПРАВЬ. Человека, видевшего свет ПРАВИ, называли светлой головой потому, что его сознание поднималось на ментальный план. Отсюда происходит понятие «менталитет». Особенностью, когда «я» возвышен до ментального плана, является просветление сознания. И, благодаря такому просветлению, человек может провидеть идею, необходимую для решения трудной задачи или проблемы.

В этом случае он учится выходить за пределы сознания на высший план, учится следить за порядком мыслей, за волнами чувств, за эмоциями. И среди всего этого многообразия можно находить (при помощи высшего центра - ЯЛЬ сознания) ориентир, способствующий осознанию мира внутреннего. И когда мы ЕГО находим, возникает ЯВЬ осознания, которую можно назвать светом мысли, светлым чувством, эмоцией добро желания, и это всё находится в области менталитета или ментального плана сознания.

А поднять сознание на высший план может помочь учитель. Учитель сегодня - это Личность, обладающая высокими профессиональными качествами, должной компетентностью и социально-нравственной направленностью воспитательного процесса на уроке. Эти способности он может реализовать в личной и индивидуальной работе с учащимися наиболее полно, если будет ориентирован на ментальный план сознания.

С высоты этого плана действует само организующая сила сознания, когда учитель проводит урок или презентацию нового материала. Здесь он действует, как наставник при решении сложной проблемы, поэтому обозначив проблему, можно озадачить класс и постараться вместе решить её. Таким образом, включается коллектив и возникает коммуникативная парадигма. Институт наставников в нашем обществе существует в основном на производстве, когда к молодому специалисту прикрепляют опытного специалиста, наставника для овладения мастерством в той или иной профессии. Пора создавать наставничество и в школе.

На второе место выступает творческая сила сознания. В этом случае в момент общего или личного контакта учитель задаёт наводящие вопросы, углубляющие понимание учеников темы или материала. А при анализе задачи вместе с учениками углубляет сознание до понимания сути или идеи решения [9]. Если вводится новое понятие, то сознание ученика постепенно повышается. При этом, важно расширять и дивергентное, и конвергентное мышление учащихся. Активизируя сознание, на современном языке учитель становится модератором и проводит в жизнь акмеологическую парадигму.

На третье место становится ориентирующая сила сознания. Когда в личном контакте учитель проверяет правильность представления, возникшее у ученика в ходе восприятия материала. Ведь и по уровню сознания, и по развитию все дети разные, и каждый, по-своему, выделяет важные вопросы в теме. Учитель акцент делает на одном,

а ученик запомнил другой момент, и возникает эффект недопонимания или ещё хуже не понимание материала. Для повышения уровня сознания трудный вопрос разбивается на этапы и каждый - прорабатывается по отдельности, и действует андрологическая парадигма, а учитель становится ведущим или лидером.

Если это единичные случаи, учитель работает с отстающими, как тьютор, и, если позволяет время, доводит знание до разумения. Когда тему не понимает весь класс, тогда необходимо производить анализ и разрабатывать метод для лучшего восприятия учениками материала. Про эту методическую работу «забывают» современные учителя.

Отстающие ученики - это крест учителя, который он вынужден нести по жизни. И в этом случае только индивидуальная работа может, хоть на толику поднять уровень сознания или способность ученика и здраво рассуждать, и разуметь ход решений задач. Эту работу учитель выполняет, как тьютор.

Таким образом, учитель выступает в нескольких лицах, что можно представить в виде матрицы сознания:

Рис. 3. Матрица сознания.

В центре данной матрицы на пересечении трёх осей находится сознание ученика, на которое воздействует учитель в педагогическом процессе. Он и формирует компетентного специалиста и творческую личность.

И можно записать четвёртое правило роста уровня мышления:

Логический вывод - растёт интеллект,
Свет ПРАВИ, идея, - менталитет, (4)
Организующая сила сознания,
Открытие, и «я» в ликовании.

И теперь можно сформулировать парадигму роста компетентности и уровня мышления учащегося:

  1. Для поддержания интереса к учёбе необходимо развивать внутренний мир ребёнка таким образом, чтобы в душе существовал мотив, активизирующий его деятельность в направлении обогащения знаниями.
  2. Переход знаний в умения должен происходить на фоне активизации мышления путём чёткого или конструктивного определения понятий, углубление ума в понимание внешних условий, возникшей ситуации сути явления с целью создания форм и модельных представлений для объяснения их сущности или системы, порядка действий или выбора пути решения задачи.
  3. Для самоорганизации ума после постижения сути учащийся должен уметь находить должные источники информации, владеть приёмами представления знаний в систему, используя её, как инструмент видения в концептуальном мышлении, чтобы постепенно становится компетентным мастером-специалистом своего дела при решении и постановке пробемы.
  4. В ходе деятельности, используя систему знаний и метапонятия, специалист повышает уровень своего мышления, формируя центр интеллекта, а затем, формируя когнитивную структуру на ментальном плане, развивает умственный потенциал и организующую силу сознания и под руководством опытного наставника становится ведущим специалистом и творческой личностью, способной решать сложные проблемы и совершать новые открытия.

Предлагаемая парадигма соприкасается с культурной парадигмой современного образования [12] в плане воспитания целостной, интеллектуальной личности, способной решать актуальные проблемы социума. Но понятно, что она должна быть дополнена гуманитарной направленностью для формирования нравственных качеств и духовных сторон при формировании целеустремлённой к совершенству личности.

Важно не знание, а умение,
Умение быть, желание стать
И с духом чистым в устремлении
В открытиях радостных блистать.

Выводы:

- В работе представлена модель и структура экзистенции личности, позволяющая рассмотреть движение эмоций, мыслей и мотива в ходе действий или деяний;

- Рассмотрена модель восприятия учеником нового материала в форме матрицы сознания, на основе которой дана формула активизации мышления в ходе решения практических и текстовых задач;

- Показано, что для роста компетентности необходимо развивать концептуальное мышление на основе применения принципов или концептов;

- Рассмотрены пути роста уровней мышления путём создания когнитивных структур и центра интеллекта и повышения сознания на ментальный план, что может происходить под руководством опытного учителя-наставника.

- На основе предлагаемых подходов предложена новая парадигма образования для роста высококлассных специалистов и формирования творческих личностей.

Список литературы

  1. Эмих Н.А. Культурные парадигмы современного образования. М.: Логос, 2012, 173 с.
  2. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И.Пидкасистого. М.: Издательство: РПА, 2015, 236 с.
  3. Эльбекьян К.С., Литвиненко И.Л., Кремнева Г.М., Романова Л.В. и друг. Основные парадигмы педагогики в решении воспитательных задач при обучении биохимии в медицинском вузе, Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. № 4 (часть 1), 2016, с. 319-322.
  4. Психология. Под ред. В.Н.Дружинина, С.П.: «ПИТЕР», 2002, 650 с.
  5. Володина О.В. развитие идей гуманистической педагогики в России, Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 2013, с.139-142.
  6. Кьеркегор С. Хрестоматия по истории философии. Из книги «Или или». М.: ВЛАДОС, 1997, с. 66.
  7. Горохова, Ю. В. Роль учителя в современной школе / Ю. В. Горохова. - Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. Конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). Москва : Буки-Веди, 2015, с. 8-10. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/9055.
  8. Горский Д.П. Логика. М.: Учпедгиз,1963, 292 с.
  9. Владимиров В.М. Повышение уровня понимания при решении задач по математике. https://urok.1sept.ru/articles/686171/
  10. Полинг Л. Общая химия. М.: Мир, 1974, 846 с.
  11. Владимиров В.М. Родник мудрости. Т.5. Мудрости слово вящее. Ч.1. Мир, социум,
  12. среда. Томск, Изд-во ТПУ, 2012, 651 с.
  13. Эмих Н.А. Культурная парадигма современного образования. М.: ЛОГОС, 2012, 173 с.