Цель: развитие логического мышления на материале нестандартных загадок, построенных по принципу «данеток».
Задачи:
- Развитие мыслительных операций, способности к рассуждению, построению цепочек от общего к частному и наоборот.
- Развитие умения задавать вопросы продуктивно-поискового типа, т.е. такие вопросы, благодаря которым человек открывает новые возможности, находит альтернативные решения.
- Развитие произвольного внимания.
- Повышение учебно-познавательной мотивации в целом.
Ход занятия
Ритуал приветствия
Учащиеся становятся в круг, и соединяют руки: ладонь правой руки каждого игрока должна быть "поверх" ладони игрока справа. На ладони левой руки каждого игрока сверху должна лежать ладонь соседа слева.
Далее игроки по очереди хлопают по рукам соседа (правой рукой по ладони соседа слева) и говорят: «Здравствуй, (имя соседа)» и так по кругу.
Разминка
Кинезиологические упражнения
«Зайка-коза», «Безымянный-указательный-средний-мизинец», «Лезгинка с хлопками», «Колечко в колечке», «Мизинчик - указательный», перекрестные движения.
Игра «Соку-бачи-вира».
Учащиеся выполняют движения в соответствии с вербальной командой постепенно убыстряя ритм.
Соку, соку, бачи, бачи. Соку, соку, вира, вира.
Соку, бачи, соку, вира. Соку, бачи, вира.
Соку - стукаем тыльной стороной кулачков перед собой, большие пальцы отведены в разные стороны.
Бачи - хлопок в ладоши.
Вира - руки на перекрест к плечам.
Основная часть
Сегодня мы будем с вами учиться разгадывать такие головоломки-загадки, которые называются «ДАНЕТКИ». Они представляют собой описание странных, необычных ситуаций.
При угадывании вы можете задавать вопросы, но отвечать я буду на них только «да», «нет» или «несущественно».
Давайте рассмотрим алгоритм разгадывания на примере (включить презентацию):
Данетка № 1
Человек идет по рельсам. Вдруг он слышит приближающийся поезд и со всех ног начинает бежать ему навстречу. Почему?
Игроки начинают задавать вопросы:
- Человек хотел умереть?
- Нет.
- Человек хотел спастись?
- Да.
- Он был один?
- Не важно.
- Он мог сойти с рельсов?
- Нет.
- Он был в тоннеле?
-Да.
Человек побежал к ближайшему выходу из тоннеля.
Данетка разгадана.
Теперь попробуйте сами.
Данетка №2
К девочке подошёл человек и сказал: «Я тебе не отец, но ты мне дочь».
Внимание, вопрос. Кто это был?Ответ. Это была мать девочки.
Данетка №3
Антон провёл в больнице несколько дней. Хотя он был здоров, из больницы его понесли на руках.
Внимание, вопрос. Почему Антона пришлось нести?Ответ. Антон новорождённый.
Данетка №4
В кафе один гость подозвал официанта, и сообщил ему, что в его чашку с кофе, попала муха. Работник не растерялся, и пообещал быстро исправить ситуацию. Забрав чашку, он ушёл. Когда вернувшийся официант принёс очередную чашку кофе, определить та же это чашка, или другая было невозможно. Но, гость, попробовав кофе возмутился, обвинив официанта, в том что кофе не поменян.
Внимание, вопрос. Как гость узнал, что ему принесли ту же самую чашку с кофе?
Ответ. Перед тем, как увидеть муху, любитель кофе положил в чашку сахар.
Данетка №5
Один чистильщик обуви, зазывал прохожих на бесплатную чистку обуви. Те кто соглашались на его любезность, в итоге всё равно платили ему.
Внимание, вопрос. За что ему платили?
Ответ. Хитрый чистильщик действительно бесплатно чистил. Но, только один сапог. За чистку второго нужно было платить.
Рефлексия.
Понравилось ли вам разгадывать загадки? Какая из них понравилась больше всего? Что вызвало у вас затруднение на этом занятии? Трудно ли было формулировать вопросы?
Ритуал-прощания
Упражнение «Большое доброе животное».
Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы - одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох - делаем шаг вперед, на выдох - шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох - 2 шага назад. Вдох - 2 шага вперед. Выдох - 2 шага назад.
Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе.