Развивающее занятие по психологии для учащихся первых классов в период адаптации к школе "Я умею быть ласковым"

Разделы: Школьная психологическая служба

Класс: 1


Цель:

  • сфокусировать внимание первоклассников на важнейших умениях, которые необходимо освоить в адаптационный период;
  • мотивировать учащихся к развитию силы воли и самоконтроля.

Задачи:

  • Развитие умения выражать эмоции при помощи вербальных и невербальных средств (тела и голоса).
  • Овладение навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми.
  • Развитие умения работать в группе.

Ход занятия

Ритуал приветствия

Дети стоят в кругу, держатся за руки и поют песню: «Мы очень рады, что Толя к нам пришел». После этого все дружно делают 1 хлопок и песня продолжается: «Мы очень рады, что Ира к нам пришла» - 2 хлопка и тд.

Разминка

Кинезиологические упражнения: «Глазки моргают», «Солнышко - лопата», «Лезгинка», «Мизинчик - указательный», «Зайка-коза-вилка», «Башня-супер», перекрестные движения.

Игра «Что изменилось?»

Выходят 3-4-5 детей. Остальные смотрят на них и запоминают, как они одеты. Потом выходят за дверь что-то меняют в своем образе и возвращаются. Задача класса: заметить, что изменилось.

Игра «Нежно гладим по голове».

Выбирается 2-3 водящих (в зависимости от количества учеников в классе). Остальные участники «засыпают за столом», то есть наклоняют голову вниз, обхватывают ее руками и закрывают глаза.

Водящие проходят по классу и легким движением гладят «спящих» по голове. Каждый, кого погладили, не открывая глаз, поднимает одну руку для того, чтобы его больше не гладил никто из ведущих.

После того как поднятыми оказываются все руки, все «просыпаются», и каждый участник пытается угадать, кто из водящих его погладил.

Основная часть

На прошлых занятиях мы с вами говорили о доброжелательности. Сегодня мы поговорим о таком качестве человека как умение быть ласковым.

А нужно ли вам быть ласковыми? Зачем? Где чаще вы проявляете бываете ласковыми в школе или дома? А как вы демонстрируете тепло и ласку свои близким? (словом, взглядом, голосом) нужно ли быть ласковым в школе? Зачем?

Работа со сказкой (автор Хухлаева О.В.). Ведущий рассказывает детям историю.

Мама часто говорила Павлику: «Расти ласковым, сынок, тогда все у тебя будет получаться, а сам станешь счастливым человеком». Счастливым Павлик быть хотел, но не очень понимал, зачем для этого становиться ласковым. И решил он спросить об этом у своих соседей. Они явно были счастливыми людьми. Один сосед был известный жокей, принимал участие в мировых состязаниях, второй - крупный политик, он участвовал в переговорах России со многими странами. Третий - выдающийся врач-хирург. Он делал очень опасные операции на сердце. Правда, у Павлика была еще одна соседка - старушка из однокомнатной квартиры. Но она жила одна, никакими заслугами не блистала. И Павлик решил к ней с вопросами не обращаться.

Сначала он позвонил в дверь жокею и прямо с порога выпалил: «Скажите, вам нужно уметь быть ласковым?» Жокей улыбнулся: «Конечно, ведь я сначала моего рысака поглажу, а только потом на него сажусь. Он мою руку из ста тысяч других узнает».

Политика Павлик встретил выходящим из лифта. Он похвалил Павлика за вопрос и ответил: «Политику обязательно нужно уметь говорить ласковые, добрые слова, без них никаких переговоров не проведешь». Пошел тогда Павлик за советом к врачу. Тот посмотрел на него ласково и спросил: «Когда я так на тебя смотрю, ты хорошо себя чувствуешь? Так и мои больные. Я всегда перед операцией смотрю на них ласково, взглядом уверенности им придаю. И они с улыбкой от меня уходят». Вышел Павлик от врача, а из-за соседней двери, где старушка жила, так вкусно запахло, что позвонил он и в эту дверь. Оказалось, что вовремя - старушка как раз с противня пирожки да ватрушки снимала. Усадила она Павлика, угостила, чем могла. А пока он ел, к старушке то и дело гости разные приходили, добрые слова ей говорили, мол, какая она доброжелательная, веселая, ласковая. И она им тоже добрыми словами отвечала. Не стал спрашивать старушку Павлик ни о чем. Сам догадался. Где добрые слова - там много друзей, даже если нет славы и богатства.

Обсуждение сказки.

Зачем людям необходимо уметь быть ласковыми?

Как проявляют свое ласковое отношение герои рассказа?

Упражнение «Ласковая просьба».

Сейчас вы по очереди по двое просят о чем-то друг друга. Если тот человек, которого просят, считает, что его попросили очень ласково, он исполняет ту просьбу, которая была сказана более нежно и ласково. (Просьбы заготовлены заранее на листочках).

  1. Дай мне, пожалуйста, синий карандаш.
  2. Пожалуйста, погладь меня по голове.
  3. Пожалуйста, хлопни три раза в ладоши.
  4. Пожалуйста, обними своего друга.
  5. Улыбнись мне, пожалуйста.
  6. Принеси мне, пожалуйста, мел.
  7. Пожалуйста, спой песню.
  8. Пожалуйста, залезь под стол.
  9. Пожалуйста, подпрыгни 3 раза.
  10. Изобрази обезьянку, пожалуйста.
  11. Пожалуйста, изобрази льва.
  12. Скажи мне доброе слово, пожалуйста.
  13. Пожми руку, девочке, пожалуйста.

Ласковым бывает не только взгляд, голос, но и прикосновения

Упражнение «Волны».

Психолог собирает детей вокруг себя и говорит: «В море обычно бывают небольшие волны, и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны: будем двигаться так же, как они, а еще станем шуметь и журчать, улыбаться, как волны, когда они искрятся на солнце».

Затем психолог предлагает всем желающим по очереди искупаться в море. «Купающийся» становится в центре, «волны» окружают его и, поглаживая, тихонько журчат.

Понравилось ли вам играть в эту игру? Что вы чувствовали, когда стояли в центре круга и вас омывали морские волны? Когда вы были волнами? Какая роль вам понравилась больше? Почему?

Рефлексия.

Все участники встают в круг и обсуждают какие упражнения им понравились больше всего, в какие они хотели бы поиграть еще раз о почему.

Ритуал прощания

Упражнение «Мы учились, мы играли…».

Список литературы

  1. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). - 10-е изд. - М.: Генезис, 2019. - 312 с.
  2. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения - практическое пособие для педагогов и школьных психологов. Часть 1-4. Перевод с немецкого. -- Москва: Генезис, 1998.