Проективные рисуночные тесты в работе школьного психолога

Разделы: Школьная психологическая служба


Когда впервые педагог-психолог приступает к работе в школе с огромным количеством учащихся (в нашей школе 1390 школьников), возникает традиционный вопрос «С чего начать свою работу?», «Что будет хорошим результатом работы педагога-психолога в школе, где 48 классов учащихся?»

Понятно, что ты не можешь объять необъятное, но общую картину психологу может дать только психодиагностика. Какие методы, помимо тестовых и анкетных, можно предложить школьникам?

Среди диагностических средств, используемых в мировой психологической практике, рисуночные методы стоят на первом месте. [2]

Применение рисуночных тестов для выявления личностных особенностей человека основано на принципе проекции, т.е. на вынесении вовне своих переживаний, представлений, стремлений и т.п. Рисуя тот или иной объект, человек невольно, а иногда и сознательно передает свое отношение к нему. Вряд ли он забудет нарисовать то, что кажется ему наиболее важным и значимым; а вот тому, что он считает второстепенным, будет уделено гораздо меньше внимания. Если какая то тема его особенно волнует, то при ее изображении проявятся признаки тревоги.

Рисунок - это всегда какое то сообщение, зашифрованное в образах. Задача психолога стоит в том, чтобы расшифровать его, понять, что говорит обследуемый.

Для диагностического использования рисунков очень важно, что они отражают, в первую очередь, не сознательные установки человека, а его бессознательные импульсы и переживания. Именно поэтому рисуночные тесты так трудно «подделать», представив в них себя не таким, какой ты есть в действительности. [2]

Как и прочие проективные тесты, рисуночные методики очень информативны, т.е. позволяют выявить множество психологических особенностей человека. При этом они просты в проведении, занимают немного времени и не требуют никаких специальных материалов, кроме карандаша и бумаги.

Дополнительным достоинством рисуночных методов является их естественность, близость к обычным видам человеческой деятельности. Тот или иной опыт рисования есть практически у каждого человека. Наиболее близко это занятие детям, поэтому при обследовании детей рисуночные методы применяются особенно часто. Ребенку легко понять тестовую инструкцию, для выполнения методик не нужен высокий уровень развития речи, а также они могут использоваться многократно.

Разумеется, рисуночные тесты не лишены недостатков. Главный из них -относительно низкая надежность получаемых результатов, связанная с субъективностью интерпретации. В отличии от более формализованных тестов, таких как тесты интеллекта или личностные опросники, рисуночные тесты, как правило, не позволяют количественно измерить оцениваемые психические свойства. Термины, в которых проводится интерпретация рисунков, обычно лишены той строгости и однозначности, которая характерна для формализованных тестов. Из-за этого трудно научными методами подтвердить надежность и валидность рисуночных методик.

Отмеченные особенности этих методик приводят к тому, что многие авторы и психологи в том числе, отказываются считать их подлинными тестами. Другие, хотя и признают рисуночные методики психологическими тестами, отводят им второстепенное положение.

Однако психологов-практиков мало смущает недостаточная «научность» рисуночных методов. Для них оказывается более важной та польза, которую они приносят в их работе. Тем не менее специфику рисуночных тестов нельзя недоучитывать. Она порождает определенные ограничения в их применении, нарушение которых может привести к нежелательным последствиям.

Во-первых, следует крайне осторожно относиться в их использованию в статистике.

Во-вторых, делать окончательные выводы о психологических особенностях субъекта на основе одних рисуночных тестов не рекомендуется. Эти тесты дают основания для обоснованных предположений, но не для безапелляционных суждений. Окончательное заключение может быть вынесено лишь при сопоставлении особенностей рисунков с другими данными (например, с результатами наблюдений учителей, беседами с педагогов с родителями или дополнительных, более строгих тестов).

И, наконец, заключение ни в коем случае не должно основываться на отдельных признаках рисунка, взятых изолированно, вне их связи друг с другом. Интерпретация может быть относительно надежной лишь в том случае, если она базируется не на одном отдельном признаке, а поддержана, по меньшей мере, двумя-тремя признаками, обнаруживающимися в рисунках.

В своей работе я применяю оригинальный и чрезвычайно информативный тест «Несуществующее животное», созданный М.З. Дукаревич, который в последнее время приобрел все более широкое признание, как в нашей стране, так и за рубежом.

К данному тесту предлагаю учащимся вопросы о несуществующем животном, которые они отвечают здесь же, на рисунке:

  1. Как его зовут (название)?
  2. Где оно живет?
  3. С кем живет, чем питается?
  4. Есть ли у него друзья? Если есть, кто они?
  5. Есть ли у него враги? Если есть, кто они?
  6. Что не любит делать животное?
  7. Что любит делать животное?

Наряду с этим тестом, применяется набор из нескольких рисуночных методик, хорошо зарекомендовавший себя на практике. Это тесты «Рисунок человека», «Злое животное», «Счастливое животное», «Несчастное животное», «Рисунок семьи», «Кинестетический рисунок семьи» (где члены семьи что-то делают) и «Семья животных».

Начиная с 50-х годов XXвека и до настоящего времени разрабатывается множество различных рисуночных тестов. Как новые, так и ранее созданные методики постоянно совершенствуются.

Относительно новым является рисуночный тест, названный «6 проекций», показывающий межличностные особенности жизни человека:

  1. Одну из основных качеств, черту характера;
  2. Отношение к противоположному полу;
  3. Отношение к учебе (работе);
  4. Отношение к семье;
  5. Отношение к будущему;
  6. Я в настоящем моменте.

Применяя данный набор тестов, можно с уверенностью отметить, что он наиболее эффективен как психологический инструментарий для школьного психолога. С его помощью можно определить большое числу различных психологических особенностей, таких как:

  • уровень общего умственного развития;
  • преобладание рационального или эмоционального подхода к действительности;
  • уровень психомоторного тонуса, повышенная или пониженная активность, астения;
  • недостаточность самоконтроля и планирования действий, импульсивность;
  • повышенная эмоциональная лабильность или, напротив, ригидность;
  • тревожность (как личностная черта) и тревога (как состояние на момент обследования);
  • страхи;
  • депрессивные тенденции;
  • особенности реакции на стресс;
  • агрессивность (с возможностью дифференцировать такие ее формы как физическая и вербальная агрессия, защитная агрессия, невротическая агрессия);
  • экстравертность или напротив, интровертность;
  • демонстративность;
  • неудовлетворенность в потребности в общении;
  • аутизация, избегание общения;
  • степень социализированности и конформности;
  • антисоциальные тенденции;
  • отношение к сексуальной сфере;
  • отношение к семейной сфере в целом и к отдельным членам семьи.

По рисуночным тестам продиагностировано 40 классов, 1062 школьника.

Классным руководителям даны рекомендации по результатам обследования, относительно таких критериев, как агрессивность (вербальная, физическая), тревожность. Кроме того, у некоторых учеников в классах выявлены склонности к аддиктивному поведению, а именно к игровой (компьютерной) зависимости (3 и 4 классах), у некоторых учащихся 8 классов выявлены склонности к алкоголю, курению.

Таким образом, важным инструментарием психологической диагностики школьного психолога является набор методик проективных рисуночных тестов.

Используемая литература

  1. Бернс Р.С., Кауфман С.Х. Кинестетический рисунок семьи. М., 2000.
  2. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство/ А,Л, Венгер. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. С.3-8.
  3. Полуянов Ю. А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам. М.; Рига. 2000.
  4. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методы и тесты. Учебное пособие. Самара, 2001.С.46-47.